Древнекорабельное из закладок

Apr 22, 2019 18:03

Команда подводных археологов нашла в Черном море, на глубине около двух километров, затонувший греческий корабль. Его возраст оценивается в 2400 лет, что делает его древнейшим найденным морским судном. Об этом пишет The Guardian.



Найденный корабль в длину составляет 23 метра. По-видимому, он был торговым судном, но ученые пока не исследовали его изнутри, поэтому они пока не могут сделать однозначного вывода. Состояние корабля относительно хорошее: у него сохранились мачта, руль и сиденья гребцов. Погружной аппарат археологов даже смог рассмотреть среди остатков судна кости рыб, возможно, съеденных самими моряками. Небольшой фрагмент корабля археологи подняли на поверхность, чтобы провести радиоуглеродный анализ.
На дне Черного моря нашли древнейший затонувший корабль

В ходе раскопок древнего города Никополь в западной Греции археологи смогли получить информацию о размере кораблей, входивших в 31 году до н. э. в военный флот Антония и Клеопатры. Сделать это удалось благодаря руинам монумента, который император Октавиан Август воздвиг в честь своей победы.
...
В битве у мыса Акций флот Октавиана захватил более трехсот кораблей Антония и Клеопатры. У 35 кораблей Октавиан велел снять бронзовые тараны и установить их возле своего победного монумента. В течение последних 16 лет остатки этого монумента раскапывают совместно греческие археологи и ученые Американского археологического института. Недавно они рассказали об очередных результатах своих работ на международной конференции в Сан-Диего.

Бронзовые тараны исчезли еще в древности, но каменные ниши, в которых они были закреплены, сохранились и были раскопаны археологами в течение нескольких последних лет. Измерения этих ниш подтверждают сообщения историков, что во флоте Антония и Клеопатры были особо крупные корабли длиной до сорока метров. Ученые сообщили, что двадцать ниш могли бы вместить таран большого корабля той эпохи, а вот оставшиеся пятнадцать предназначались, судя по размерам для таранов просто огромных кораблей. Параметры самого крупного тарана составляли 1,7 метра в ширину, 1,6 метра в высоту и до 2,5 метров в длину.
Археологи оценили размеры кораблей из флота Антония и Клеопатры

Генеральный секретарь Верховного Совета Древностей Египта доктор Мустафа Вазири (Mostafa Waziri) 21 ноября рассказал о находке четырех затонувших кораблей. Три из них, датированные римским периодом, были найдены в гавани Александрии, четвертый - в заливе Абу-Кир, где ранее были найдены затонувшие города Гераклеон и Канопус. Также исследователи обнаружили артефакты, связанные с римскими правителями Марком Антонием и Октавианом Августом. Подводные работы проводились совместно с Европейским институтом подводной археологии, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1.



В Египте нашли ритуальную ладью бога Осириса и затонувшие корабли римского периода

Греческие и американские археологи обнаружили у берегов острова Фурни в Эгейском море пять затонувших средневековых и античных кораблей. Как сообщает TornosNews со ссылкой на пресс-релиз Министерства культуры Греции, с 2015 в водах архипелага Фурни уже нашли остатки 58 судов, потерпевших кораблекрушение.

Остров Фурни находится в составе одноименного архипелага, расположенного у берегов Турции. Он состоит из 13 небольших островов, некоторые из них - с сильно изрезанной береговой линией. Он находился на пересечении торговых путей, соединявших государства на берегах Черного и Эгейского морей с Кипром, Египтом и Левантом. Некоторые суда шли сюда с грузом с Иберийского и Апеннинского полуострова.

С момента начала подводных работ, которые с 2015 года проводят Министерство культуры и спорта Греции и американская археологическая исследовательская и образовательная организация RPM Nautical Foundation, исследователи нашли 53 затонувших судна на площади 44 квадратных километра. Древнейшие из них датировались V веком до нашей эры, самые поздние - XVIII-XIX веками.

В сентябре подводные археологи нашли еще пять судов. Три древних судна, которые датировали периодом с IV-II века до нашей эры до V-VI века нашей эры, шли с грузом вина и масла. Два других относились к XVIII-XIX векам. Все остатки кораблекрушения нашли на мелководье, на глубине 10-40 метров. Часть остатков была повреждена рыболовными сетями, некоторые уже ограбили «черные археологи». Помимо затонувших судов исследователи нашли терракотовую лампу, сделанную в Коринфе во II веке нашей эры, на ней сохранилось имя сделавшего ее гончара.



У берегов острова Фурни нашли еще пять затонувших кораблей. Теперь их стало 58

Именно деготь, древнейшие следы производства которого обнаружены на территории Швеции, сделал возможными активные морские походы и завоевания викингов в IX - XI веках, полагает историк Андреас Хенниус (Andreas Hennius), работающий на кафедре археологии и древней истории Упсальского университета.

Статья Хенниуса о находках древнейших следов производства дегтя в Швеции и об изменениях в древнескандинавском обществе, вызванных этой технологической новинкой, опубликована в журнале Antiquity.
...
Андреас Хенниус рассматривает археологические материалы из восточной части Швеции, где производство дегтя значительно расширилось в течение VIII века, отвечая на всё более растущий спрос. Археологи нашли целый ряд ям, где из древесины получали деготь. Для этого яму с обложенными прочной глиной дном и стенками наполняли измельченной древесиной, закрывали сверху и разводили огонь, чтобы дерево подвергалось термической обработке без доступа воздуха. Продукты такой перегонки древесины стекали по наклонному дну ямы и собирались изготовителями. Первые подобные ямы в Швеции датируются периодом между 100 и 400 годами, но с 680 года появляются более крупные и более многочисленные ямы, что свидетельствует о значительном росте производства. По данным Хенниуса, за один производственный цикл такая яма давала до 300 литров дегтя - достаточно, чтобы просмолить корпуса многих кораблей.
Деготь сделал викингов властелинами морей

Надпись на средневековой керамике, указывающая на город производства, помогла переопределить дату кораблекрушения у берегов острова Ява. По сообщению археологов (1, 2), судно с грузом керамики и предметов роскоши затонуло в XII веке. В это время правители империи Сун поощряли своих подданных к морской торговле, пытаясь занять место могущественной морской державы Шривиджая, которая погрязла в воинах и междуусобицах.

Империя Сун, занимавшая территорию современного южного Китая, существовала в 960-1279 годах. Образование государства положило конец раздробленности Китая, которое продолжалось несколько десятилетий. После объединения в государстве стало бурно развиваться сельское хозяйство и ремесленные производства, в том числе металлургические предприятия, ткацкие и керамические мастерские, верфи, солеварни и бумажные фабрики. В приморских провинциях возникло несколько крупных портов и стала развиваться торговля. Товары производства Сун добирались даже до Северной Африки. Однако в середине XIII века на империю стали нападать монголы и в 1279 году покорили ее, основав династию Юань.

В одно время с империей Сун на территории современной Малазии и на островах Суматра и Ява существовала морская держава Шривиджая, которая не только производила благовония, фарфор, шелк и слоновую кость, но и контролировала морскую торговлю в регионе. В XI-XII веках на Шривиджаю нападали правители Южной Индии и происходили восстания в вассальных государствах, так что ее влияние на море ослабло. В это время правители Сун увеличили торговый флот и он стал конкурировать с флотом Шривиджаи.

По-видимому, в это время одно из торговых судов империи Сун затонуло у берегов Явы. На его борту был огромный груз предметов роскоши и керамических сосудов (по оценкам археологов, их было около 100 тысяч, примерно 30 тонн). Местные рыбаки обнаружили остатки кораблекрушения в 1980-х годах. В середине 90-х годов частная исследовательская компания Pacific Sea Resources подняла со дна часть находок и более 7,5 тысяч из них передала в Музей естественной истории Филда в Чикаго. В 90-х годах археологи провели радиоизотопный анализ керамических черепков и датировали кораблекрушение второй половиной или концом XIII века. Он предположили, что корабль шел из китайского порта Цюаньчжоу в город Тюбан на острове Ява.
Надпись на керамике позволила точно датировать средневековое кораблекрушение

антик, средневековье, прошедшее, из закладок, корабли

Previous post Next post
Up