Почему мы не проваливаемся сквозь пол

Jun 30, 2018 21:16

Джеймс Эдвард Гордон "Почему мы не проваливаемся сквозь пол"



Еще в первые десятилетия нашего века ответ на вопросы о свойствах материалов
искали в эксперименте. И лишь последние 40 лет ученые, специалисты в области
материаловедения, стали серьезно изучать строение материалов, убедившись, что
их свойства зависят от совершенства в расположении атомов. Обо всем этом живо и
с юмором рассказывает автор книги профессор университета в Рединге
(Великобритания) Джеймс Эдвард Гордон. Книга рассчитана не только на школьников
и студентов, но и на тех, кого по роду работы интересует поведение современных
материалов и прочность конструкций.

Ещё одна книга в жанре популярный сопромат от профессора Гордона. Книга во многом пересекается с другой его книгой "Конструкции, или почему не ломаются вещи". Книги очень похожи между собой, разве что в этой немного больше формул и инженерно-математического бэкграунда, а в той больше литературы и любопытных историй.

В этой автор последовательно перебирает различные материалы с точки зрения их механических свойств. Главным образом как внутреннее устройство материала способствует или препятствует распространению трещин. Неоднородности в материале неизбежны и они являются концентраторами внутреннего напряжения материала под нагрузкой. В какой-то момент это точечное напряжение превысит прочность материала и побежит трещина. Одной из сложностей понимания прочности и упругости материала он называет интуитивное знание. Все мы имеем житейское представление о предмете и довольно долго этого считалось достаточно. Кстати, автор упоминает, что был адресатом известной генеральской фразы, что не позволит всяким умникам пихать стекло на его самолеты. Речь шла о радиопрозрачном обтекателе из стеклопластика.

Особо он выделяет свое любимое дерево. Там же в разделе о конструкционной древесине он поместил любопытную главу о конструкционной механике деревянных парусных кораблей, начиная от первых сшитых античных кораблей, заканчивая кораблями конца XIX в. с комбинированными корпусами, диагональным набором с большим применением железа.

В главе же о железе он рассказал довольно оригинальную историю возникновения железных дорог связанную с развитием технологии и удешевления производства стали. Рельсовый путь, как и паровые машины, родились при добыче угля. Рельсы сначала деревянные потом чугунные были недостаточно прочны и первые паровозы не пошли. И только после удешевления переделки чугуна в железо и появления катанных рельсов паровозы теперь уже Стефенсона пришлись к месту, а создателя первых паровозов (Тревитика) мало кто помнит.

научпоп, tec, книги

Previous post Next post
Up