Корабельное. Из закладок

May 07, 2018 23:17

Немного старого корабельного из закладок.
На Варспоте в одной из статей цикла о древнегерманских оружейных кладах античной поры есть описание найденной около ста лет назад в одном из таких мест остатков древней ладьи с реконструкцией.



Самой знаменитой находкой из Хьёртшпринга является деревянная ладья, одна из древнейших из числа известных. Она сильно пострадала во время работы землечерпалки, и её реконструкция потребовала от специалистов значительных усилий.

Ладья имеет корпус длиной 19 м, шириной 2,07 м и высотой борта 0,78 м. Длина внутренней части корпуса вследствие особой формы штевней составляет 13,28 м. Конструкция состоит из днищевой доски, к которой с каждой стороны привязаны по две бортовые доски. Доски положены друг на друга внакрой на 20 мм и имеют отверстия через 70-80 мм. Толщина досок - 0,15 м.
​Ладья из Хьёртшпринга в Национальном музее, Копенгаген - Скандинавские клады: армия из Хьёртшпринга | Warspot.ru Ладья из Хьёртшпринга в Национальном музее, Копенгаген

Сквозь отверстия, которые с обеих сторон покрыты варом, пропущены связки из лыка. Материалом является древесина липы, более лёгкая и гибкая в сравнении с дубом. Необходимая поперечная прочность конструкции ладьи придана при помощи крепившихся изнутри корпуса десяти выгнутых рёбер-шпангоутов, вырезанных из древесины орешника толщиной 35 мм. Продольная же прочность увеличена деревянным планширем шириной 65 мм.

Характерными для ладьи из Хьёртшпринга являются её штевни, почти одинаковые в корме и в носу. Форма штевня напоминает двойной клюв. О её назначении высказывались разные точки зрения. Речь вряд ли идёт о таране, поскольку доски корпуса тонкие. Об этом же говорит и общая форма штевней. Вероятнее всего, двойной штевень играл роль защиты при высадке на берег и поддержки при креплении культовых символов. Соответствующая форма легко узнаётся на петроглифах Бронзового века из Швеции: Химмельсталунд, Литсбю и Танум. С другой стороны, Тацит упоминает ладьи свионов, которые умели подходить к берегу любой из своих оконечностей, так как и та, и другая имели у них форму носа.

Следов крепления мачты не обнаружено. Ладья представляла собой открытое каноэ, приводившееся в движение исключительно вёслами. Гребцы сидели на двух десятках узких скамеек, шедших от борта к борту. Обнаруженные здесь же вёсла имели в среднем длину 1,7 м и относительно узкую лопасть шириной от 50 до 95 мм. Для управления служили два рулевых весла длиной 1,45 м и шириной лопатки 215 мм. Можно предположить, что одно из рулевых вёсел было прикреплено на носу, а другое - на ладейной корме. Это предположение подтверждается наличием небольших полупалуб в носовой и кормовой частях судна, оборудованных сидениями для рулевого и его помощника.
​Ладья из Хьёртшпринга, реконструкция - Скандинавские клады: армия из Хьёртшпринга | Warspot.ru Ладья из Хьёртшпринга, реконструкция

Ладья из Хьёртшпринга представляет собой лёгкий, быстрый и манёвренный военный корабль, служивший для морских военных набегов. Благодаря малой осадке он мог заходить в прибрежные водоёмы и подниматься вверх по рекам. Имея водоизмещение 2,8 т, ладья приводилась в движение экипажем из 24 человек. Испытания, проводившиеся с репликой судна в 1999 году, позволили опытной команде достигнуть максимальной скорости 8,2 узла (около 15,2 км/ч) и крейсерской скорости около 6 узлов (около 11 км/ч) на большие расстояния, что позволяет за день преодолеть расстояние около 75 км.
Скандинавские клады: армия из Хьёртшпринга

В статье среди использованной литературы названа переводная книга Фиркс, И. фон. "Суда викингов и предшествующие им суда". Сейчас посмотрел на нее. Кроме истории там есть несколько чертежей в очень приличном качестве. Может быть найдется время на опыты в 3D/

Две статьи на Полит.ру о находках связанных с карибскими пиратами. Первая о книге, которую использовали в качестве пыжа.

Археологи нашли 16 крошечных обрывков бумаги, самый крупный из которых не превышал размером монету в 25 центов США (диаметр 2,426 см). Бумага находилась в пушечном стволе, и, видимо, была использована как пыж при заряжании пушки ядром. После нескольких месяцев работы над ними реставраторы смогли прочитать на некоторых фрагментах уцелевшие буквы. Ученые смогли установить, из какой книги были семь обрывков. Оказалось, что Черная Борода читал книгу Эдварда Кука «Путешествие в Южные Моря и Вокруг света, предпринятое в 1708, 1709, 1710 и 1711 годах», изданную в 1715 году. Что читал знаменитый пират?

Статья, впрочем, больше рассказывает об авторе книге.

Автор книги был членом экспедиции под командованием известного капера Вудса Роджерса, которые в 1708 на двух кораблях «Герцог Бристольский» и «Герцогиня Бристольская» отправился в путь, намереваясь сочетать торговлю с нападениями на встреченные испанские суда. Вскоре после отплытия некоторые члены команды подняли бунт, так как Роджерс не позволял им нападать на корабли нейтральных стран. Бунт был подавлен, а его зачинщики закованы в цепи и отправлены на попутном судне в Англию. «Герцог» и «Герцогиня» посетили Канарские острова, пересекли Атлантику и обогнули Южную Америку, оказавшись на рекордной по тем временам отметке в 62 ° южной широты.

Вторая о жизни другого пирата по прозвищу Черный Сэм и об обнаружении останков его корабля и возможно его самого.



Пиратская карьера Сэмюэля Беллами длилась лишь год, но за это время он успел ограбить 54 корабля. Самая крупная добыча досталась Беллами весной 1717 года, когда ему встретился корабль «Уида» (Whydah Gally). Это было рабовладельческое судно, которое только что доставило в Америку партию рабов из Западной Африки, а теперь направлялось в Англию, везя золото, индиго, «иезуитскую кору» (кору хинного дерева) и другие ценные грузы. Беллами гнался за этим кораблем три дня. Когда ему удалось приблизиться на расстояние пушечного выстрела, оказалось достаточным выстрелить всего один раз, и капитан «Уиды» Лоуренс Принс спустил флаг в знак капитуляции. Великодушный Беллами отдал капитану «Султану», а сам завладел «Уидой». Под его руководством корабль был модернизирован и стал самым мощным по пушечному вооружению судном карибского бассейна.



Новая страница этой истории была открыта в 1984 году, и сделал это подводный археолог Барри Клифорд. Корабль лежал под полутораметровым слоем песка на глубине всего 4,3 метра. Исследования на месте кораблекрушения с тех пор проводятся ежегодно. Со дна извлечены тысячи предметов, включая монеты, пушки, а также предметы повседневного обихода пиратов. В 1985 году Барри Клифорд доказал, что найденный им корабль - именно «Уида», найдя судовой колокол. Находки были показаны в нескольких музеях США, а сейчас демонстрируются в Пиратском музее «Уиды» в Уэст-Ярмуте и в Морской лаборатории и образовательном центре «Уида» в Провинстауне. При этом ученые считают, что работы на дне хватит еще на несколько десятилетий. Они сравнивают найденный корабль с головоломкой-паззлом, брошенным в стиральную машину, настолько все разломано на части и перемешано.
Кости Черного Сэма

антик, прошедшее, из закладок, корабли

Previous post Next post
Up