Если поверить первой строке на обложке, то внутри можно было бы ожидать историй про квантовые парадоксы, схлопывающиеся вероятности, "ужасное дальнодействие" или на худой конец про параллельные эвереттовские вселенные. Но опыт подсказывает, что на самом деле тему номера обозначает следующая строка, набранная шрифтом помельче. Номер оказался посвящен нанотехнологиям. Не представляю, что тут можно сказать нового после "Алмазного века" Нила Стивенсона, но посмотрим.
Открывается вступительной статьей С.Переслегина, которая посвящена не столько нанонаукам или квантовым парадоксам, сколько природе научной фантастики, которая призвана звать молодежь во втузы синхронизировать общественное сознание с развитием науки. После чего КМ была представлена единственной теорией, которую поп-культура не освоила и стала не принятым вызовом для фантастики.
В прошлом всего один рассказ, причем он сюжетно ближе к "макропроявлениям" КМ, а не к нанотеху. Кстати, учитывая вступление, вот это деление на прошлое-настоящее-будущее будет любопытно само по себе. Что там уже успело устареть и что такого невероятного найдется, чтобы поместить в будущее.
Дейв Хатчинсон "Невероятный взрывающийся человек"
Очередная "зона", где-то в американской пустыне. Автор, похоже, вдохновлялся АБС и "как это было бы на самом деле". Причиной аномалии в этот раз стали не чужие, а ученые с своим коллайдером. Что-то, как у них водится в фантастике, пошло не так. Пространство со временем свернулись и развернулись, а из находившихся возле установки людей уцелели в каком-то смысле только двое - ГГ - научный журналист, писавший статью и собиравший материал, и мудаковатый гений, которому ГГ очень хочет набить морду. Они оба теперь перемещаются между реальностями, но чтобы погоня не выглядела банальной бытовухой и сведением счетов один из персонажей не волне контролирует свои способности, а другой гоняется за ним по просьбе федералов.
Ну в общем, да, прошлое. Рваный слог, как мне нравится. Большая часть происходящего отдана на откуп воображению читателя. Но донести суть произошедшего автор даже не пытался, это просто замысловатый фон.
Дальше, пока еще там же в прошлом, статья об истории нанотехнологии, напоминающая о чем собственно шла речь изначально, когда употребляли этот термин - нано-сборщики, атомарная 3д-печать, полумеханические полубиологические наномашины - на все манипуляторы мастера. Это потом уже Чубайс и Сколково к бренду прислонились.
Настоящее открывается рассказами.
Ричард Ловетт "Татуировки моей матери"
Парень работает на полставки ходячим датчиком в какой-то службе безопасности. Каждый раз как его татуировки, а то и весь организм начинает вести себя странно, он звонит куда положено и начинается суета специально обученных людей. Попутно идет история окружающего мира, самой заметной деталью которого являются рекламные нанотатуировки. В лицензию чуть не каждого продукта вписано, что пользователь согласен носить на себе его рекламу. Попутно идет история матери ГГ. Тут чувствуется подражание "Истории твоей жизни" Чана.
Кэтлин Энн Гунан "Высшая любовь"
Героиня - врач-наномедик из анклава богатых стариков. Этот мир оказался сильно расслоен социально. Продление жизни дешево, но просят за него дорого. При такой мотивации можно требовать любые деньги. Подрабатывающая из высоких чувств в больничке для бедных она постоянно видит случаи, которые могли быбыть легко вылечены новыми технологиями, но нельзя, в мире мало места.
Мое скромное мнение - этому рассказу место в прошлом. Перенаселенный мир, да щас. Описал бы кто-нибудь что ли вымирающий мир из-за того, что дети больше не по карману. Понятно, что все тенденции развития мира в короткий рассказ не засунешь, но когда автор выбирает только одну деталь, мир теряет убедительность. Или может мир действительно так и выглядит для простого обывателя, способного разглядеть не больше одной детали за раз?
Эдуард Геворкян "Нейтральная полоса"
Еще одна эклектичная экстраполяция нынешних тенденций в будущее в качестве мира. Немного узнаваемой конспирологии из тех времен, когда я не так тщательно следил за информационной гигиеной. На выходе получился как бы детектив фактически даже без научной составляющей. Небольшой пересказ бредовой идеи, которая "не пошла" у одного из персонажей не в счет. За фантастику в рассказе отдувалась политическая система России полста лет тому вперед - дата была отмаркирована очередным юбилеем ВОСР.
Некий следователь из надзирающих за надзирателями едет в командировку разобраться с цепочкой несчастных случаев с людьми, которые связаны с "кремлевской больницей". Нашли гнездо подпольной науки, которое до них пропустили супер-пупупер следователи.
Слог оказался в целом неплох. Если бы не мир, списанный с желтых предсказаний, причем взглядом не современника из рассказа, а того, кто эти предсказания, скажем так, усугубляет в печати. Ну и на фоне масштаба финальной сцены движуха персонажей с лазаньем в окно на рваных простынях выглядела не очень логично.
Тут же в настоящем, что логично весь окололитературный нонфикшен.
Курсор с прошлогодними новостями ничем не зацепил. Разве что упоминание начала работы над "Темной башней" на фоне нынешней досады увидевших результат.
Дальше Видеодром с фильмами, которых нанотема так или иначе затрагивается. Фильмы относительно новые, начиная с последней трети прошлого века. Раньше тема была малоизвестна. "Внутреннее пространство", "Человек-муравей", недавние боевики, в которых персонажи так или иначе балуются наноботами.
В рецензиях заметен сборник рассказов от Микрософта. Мелкомягкие позвали писателей в лаборатории, вывалили перед ними секретные технологии и попросили рассказать что-нибудь о будущем, в котором это все обыденная реальность. В "Крупном плане" роман Йена Макдональда "Бразилья". Известное имя, название отсылающее к культовым произведениям. В общем, книга давно в очереди. Одна из сюжетных линий отсылает одновременно к "Сердцу тьмы" Конрада и иезуитской республике, другая к классическому гибсоновскому киберпанку. Тут же упоминаются другие "колониальные" романы Макдональда: "Река богов" - впечатляющее полотно про Индию и искинов и "Дом дервиша" с Турцией в качестве фона, который как-то мимо меня прошел.
Из прочих не столько рецензий, сколько аннотаций заметны "Роза и червь" Роберта Ибатуллина, кто про нее не слышал. Прочие тоже по своему примечательны, но таких, в которых можно хмыкнув сказать - вот это бы почитал, уже нет.
После мелкой россыпи научпоп-новостей идет интервью с Майклом Суэнвиком по поводу - да - нанотехнологий. Картина, описанная им, когда все меньше людей знает, как работает окружающая машинерия и этих людей зовут магами, достаточно убедительна. Надо полагать, обложка была навеяна именно этим.
Тут же в литературном нонфикшене статья, за отсутствие которых я пенял в каждом обзоре очередного номера - тематический обзор произведений, посвященных какой-нибудь определенной теме. Можно было бы ожидать, что это опять будут нанотехнологии. Но нет, под раздачу попали свежеоткрытые гравитационные волны и антиграв-технологии. АБС, Незнайка на Луне, Кейворит, вот это все. На самом деле нет. Мне похоже этого действительно настолько не хватает, что принимаю за желаемое любой намек. Это было только вступление к довольно неплохой статье о гравитационных волнах их природе и истории поиска и открытия, перемежаемые литературными цитатами-иллюстрациями.
Будущее открылось невероятной архаикой.
Александр Тюрин "Червь и бабочка"
Сначала просто возникло ощущение чего-то очень знакомого. слогом, миром и сюжетом - описание технологии на фоне трешовой политоты, напомнило... А не, это не пародия и не подражание, это он сам своей персоной, но выглядит бледной тенью себя прежнего.
Нанобот-диверсант, выполняющий задание западного альянса по взрыву русско-индийской космической станции не преуспел, но смог сбежать с помощью другого нанобота. Диверсант-неудачник возвращается на базу уже несколько измененным, а протоколы безопасности у альянса, как выяснилось оставляют желать лучшего. Короче индусские хакеры заслали трояна буржуям, даром что живых людей в космосе не осталось, одни роботы.
Кен Лю "Волны"
на корабль поколений, летящий к другой звезде, с земли прислали весточку - создана технология бессмертия, наномашины чинят повреждения ДНК и теперь совсем не надо умирать. Вот как раз корабль поколений самое место для подобной идеи. В принципе Земля тоже такой же корабль, только покрупнее. Как ни странно, не эмоциональное разборки и решение проблемы оказалось в основе сюжета. Проблему бессмертия в ограниченном пространстве решили математически выверено, и те, кто должен был умереть поколения назад, таки достигли цели, чтобы встретить там еще один вариант этой же задачи.
В небольшом рассказе, чуть не наполовину состоящем из пересказа разных мифов о сотворении человека, автор утрамбовал историю человечества, на которую у других бы ушло несколько томов. Не плохо, но в скатывание в стилистику притчи при этом неизбежно.
Николай Ютанов "Ангел южного окна"
С подзаголовком "большая учительская сказка". Как бы учитель смотрит издалека на свою ученицу из школы демиургов, которая летает математической абстракцией по галактике, взрывает звезды, перекраивает пространство, ощущая себя все той же школьницей. Короче, ученик из лучших, как он выглядит глазами учителя-романтика. Демонстрация выученных навыков и эмоциональная реакция на происходящее. Играй гормон, угу.
Две заключительные стать пытаются рассказать о возможном месте наноботов в нашем и будущем мире. Первая перечисляет набор задач и проблем, которые можно было бы решить с их помощью, констатирует отсутствие заметного прогресса, и обрисовывает возможные сценарии. Выглядит это все достаточно неубедительно. Наиболее вероятным сценарием кажется такой, что каждая отрасль будет самостоятельно продвигаться вглубь материи - медицина и биотех, материалы и 3д-печать, электроника и дроны-роботы, где-нибудь на клеточном уровне встретятся.
Вторая скорее художественный текст в стиле вступительной главки к киберпанковскому произведению - "как мы дошли до жизни такой", с перечислением основных вех на этом пути. Пожалуй, это оказался самый интересный текст в номере.
Вообще номер оставил довольно странное впечатление. Возникло ощущение, что у журнала проблемы не только с деньгами и печатью, но и с идеями. Не смотря на то, что с нанотехнологиями в реале пока так себе, в фантастике эти идеи и эстетика были уже пережеваны и переварены лет десять назад. Так что литературная часть выглядела древней до неприличия, даром что в заключительной статье пишут, что нанотема практически не присутствует в культуре, в фантастике в частности. Оно может и верно, но новых сюжетообразующих идей не видно, а если только для антуража, то не все ли равно, какие слова используют вместо слова магия".