Флот Римской империи

Mar 19, 2017 20:13

Честер Г. Старр "Флот Римской империи"




Профессор Честер Старр в своей книге во всей доступной полноте и объеме рассматривает флот Римской империи, используя литературные и эпиграфические источники. Автор затрагивает период с момента возникновения флота Октавиана Августа и его решающего влияния на флот империи в целом до победы Константина Великого над Лицинием, включая исследования Средиземноморского и Северного флотов и их значения в истории Римской империи. Старр реалистично рассказывает о жизни и служебных обязанностях личного состава флота, который, не имея возможности похвастаться драматической историей, насыщенной впечатляющими подвигами, тем не менее выполнял важную, пусть и подсобную, задачу в обеспечении «Пакс Романа» и единства империи, борьбы с пиратами, доставки войск и официальных лиц, патрулировании пограничных территорий, спорадическом выполнении военных функций на суше.

Обзорная история военно-морского флота Римской империи от Августа до Константина. Основной материал, на котором написана книга, судя по ссылкам, надписи на надгробных камнях в базах и стоянках флотилий. Автор как-то сразу оставляет за бортом республиканские флоты и кампании пунических войн и завоевания востока, подчеркивая, что эта книга об имперском флоте. И опускает десятилетия, когда Средиземное оказалось внутренним римским морем, и почти сразу переходит сначала к столкновениям с флотом Митридата, а после борьбе с пиратами и гражданским войнам. Создание будущего флота империи автор ведет от объединения флотов АНтония и Октавиана после победы последнего при мысе Акция.

Текст сложно назвать научно-популярным. Исторического фона автор не дает и подразумевает, что читатель с этим знаком в достаточной мере. Внимание акцентируется исключительно на флотских моментах. Если в общей истории говорится, что некий военачальник в своей кампании воспользовался флотом, то тут сама кампания упоминается мельком, но говорится откуда взялись корабли и моряки. Что это были за корабли, конструкции, масштабы строительства и прочее, увы, остается за бортом. В общем тот же взгляд историка, но теперь со стороны моря.

Написано, ну и переведено, конечно же, довольно сложно для восприятия. Многократные отсылки внутри одного предложения к разным событиям, заставляли чуть не каждое предложение перечитывать по нескольку раз. Обоснования, почему некоторые события автор считает важными, а другие не очень, тоже не очевидны и приходится угадывать, скажем так,

Скудость документов, на которые он опирается, подтверждает впечатление от античной истории как более сухопутной. Не смотря на то, что греки и финикийцы были морскими народами, те, кто писал их историю, море, похоже, не очень любили, и от специфической морской культуры осталось значительно меньше, чем от сухопутной. Римская эпоха в этом смысле еще более сухопутная. Есть, скажем, подробная карта земель, по которым движутся легионы и ставятся города, и море с редкими приблизительными стрелами, дескать, вот как-то так время от времени. Автор пытается перевернуть эту картину мира - вот есть море и люди и корабли, по которому они ходят, и отдельные точки на берегу, через которые взаимодействуют с сушей, которая сама по себе второстепенна, для данного текста по крайней мере.

Книга разбита на части, посвященные различным флотам и эскадрам. Самые большие в начале рассказывают об итальянских флотах Мизенском, базировавшемся на Мизены и отвечавший за безопасность Тирренского моря и западное Средиземноморье, и Равенского, оперировавшего преимущественно в Адриатике. Плиний Старший был, кстати, префектом Мизенского флота и организовывал по долгу службы спасательную операцию во время извержения Везувия.

Автор рассматривает пункты базирования эскадр и их эволюцию. Зачастую находившиеся в устьях рек гавани заносились песком и теряли значение. Плюс конкуренция с торговыми портами, нежелательно было сокращать портовые мощности в условиях жизненно важного грузопотока, говоря проще хлеба из Египта.

Кстати, давление пиратов на римское государство показано очень значительным, при этом структура пиратства почти никак и нигде не упоминается. Что это было вообще - примерная численность, количество и типы кораблей, места базирования, внутренняя политика и экономика, что ели и как взаимодействовали с другими сухопутными сообществами людьми? Автор упоминает разве что "нецивилизованных обитателей островов" и иллирийское племя Либурнов в Далмации.

По ходу повествования разбираются различные аспекты существования флота. В частности принципы формирования командования. Императоры были сами себе министрами обороны и все высшие военные должности вт.ч. и флотские назначались ими персонально.

Независимо оттого, что Август поощрял привлечение на службу всадников во время имперского правления, определенное опасение по поводу назначения сенаторов, с их родовитостью и независимостью, на военные должности заставляло его ставить во главе флота людей, чьи звания и честь зависели только от него. Точно так же он ставил всадников командирами vigiles, городских когорт, и преторианских когорт. Со своей стороны сенаторы, вероятно, не очень желали служить во флоте. Земельная аристократия Италии не любила море, а чины во вновь образованном флоте были небольшими, как минимум на время.

Не смотря на то что история флота империи сохранилась куда хуже сухопутной и от того может создаться впечатление, что и сам флот для империи был не очень важен, автор показывает, что командующий флотом был одним из высших чиновников не только в военной, но и административной иерархии. Спорит с Моммзенном по поводу названий флотских должностей, которые - названия - были заимствованы у греков, но изменили свое первоначальное значение. С другой стороны в современном историческом научпопе слово наварх трактуется именно как командующий флотом, адмирал, а не командир корабля, так что может поздние историки может уже и пришли к консенсусу по этому поводу.

Основой боевых флотов того времени были галеры. Из описания получалось, что это были сравнительно небольшие и довольно хрупкие корабли.

Самые большие корабли составляли в длину меньше двухсот футов (61 м), а dekeres Антония в сражении при Акции возвышался над водной поверхностью всего лишь на десять футов.[170] В результате древние галеры не были ни особо мореходными, ни даже устойчивыми. Современный ученый не зря сравнивал греческий вариант галеры с гоночной весельной лодкой, римские боевые корабли, построенные более капитально, не были тем не менее прочнее. Лукан упоминает галеру в битве при Массилии в 49 году до н. э., которая опрокинулась, когда все члены экипажа перебежали к одному фальшборту.[171] Насколько позволяют судить скудные свидетельства, fabri navales (рабочие команды) и architecti (конструкторы) на верфях Равенны и Мизенума продолжали строить тяжелые суда, пригодные для римской абордажной тактики. Тем не менее в правление Нерона значительная часть Мизенского флота погибла из-за шторма у города Кумы.[172] Соответственно, римские, как и греческие, корабли не могли находиться в море долгое время. Опасным было даже небольшое волнение моря, и в любом случае команда быстро утомлялась в тесных кубриках. Кроме того, уставали гребцы, а во время долговременных переходов они работали, видимо, сменами, из-за чего галера передвигалась крайне медленно. При благоприятном ветре ставили мачту с большим прямым парусом в дополнение к малому парусу на носу. Зимой непрочные суда за неимением лага, компаса и секстанта обычно стояли на приколе, хотя более прочные и надежные торговые суда империи отваживались порой выходить в море в зимнее время.[173] В античный период блокада и осада с моря редко приносили, таким образом, успех. В период, рассматриваемый нами, особенности галеры диктовали необходимость устройства вспомогательных стоянок и наличия флотов провинций в тех секторах Средиземноморья, которые требовали особого внимания. В целом преимущества галер кажутся с точки зрения сегодняшнего дня почти ничтожными по сравнению с недостатками, но в Средиземноморье этих преимуществ было вполне достаточно, чтобы пользоваться ими до появления паровых судов.
Автор, кстати ссылается на свою книгу "The Ancient Warship". Судя по всему не переведена, но поискать в оригинале можно попытаться.

У Афин этот тип корабля (триера) имел в длину 40-45 м, в ширину до 6 м, осадку 2,5 м и водоизмещение до 230 тонн. По бортам находились 150-170 весел в три ряда по высоте, а экипаж состоял из 150-170 невооруженных гребцов, 12-16 матросов и от 18 до 50 воинов для абордажного боя.[179] Гребцы каждой группы, видимо, располагались на судне в шахматном порядке внутрь и кверху, а также к корме. Столь сложное расположение экономило пространство. Возвращение к триреме (триере), где каждый человек греб одним веслом, выражало больший упор на мастерство гребца в имперском флоте.

Организационно экипаж каждого корабля составлял центурию. Морская и военная составляющие службы разделялись. Триерарх - капитан корабля так же являлся членом центурии и подчинялся центуриону. В море же он был главным, а кем непосредственно при этом командовал центурион, автор сказать затрудняется. И все моряки и гребцы считались и являлись солдатами с соответствующей экипировкой и снаряжением. отдельные бойцы морской пехоты были довольно немногочисленны.

Также автор спорит с Момзенном относительно правового статуса моряков, гребцов в частности. Распространенное мнение на счет "раба на галерах" - это позднее явление. В основном это были перегрины - иностранцы и прочие неграждане на римской службе, по выходу в отставку часто получавшие гражданство, полагаю, не только себе, но и семьям, но это в тексте как-то обходится. Статус моряков был довольно низким и что-то мне подсказывает, что и после падения империи сухопутный люд смотрел, на тех кто ходит по морю с недоверием, опаской и сверху вниз. Ну и бессмертное - "люди делятся на живых, мертвых и тех кто в море". Была распространена, впрочем, практика выгнать "по болезни" за год до истечения обычного срока в 26 лет. Диплом, гражданство и прочие привилегии пролетали мимо.

Фактически же использование рабов или пленников в качестве гребцов на галерах явление исключительно Нового времени, а Les Misérables и легенды о пиратах варварских берегов заслонили истину. До середины XVI столетия в итальянских приморских городах, как и в Афинах времени Перикла, служба на галерах являлась одной из первейших обязанностей граждан государства. В течение Древнего времени и Средних веков занятие гребца, хотя обычно распространенное среди беднейших свободных граждан, не считалось низким. Рабы нигде не допускались к скамье гребцов на постоянную работу.[227]

В главах, посвященных провинциальным флотам, технические детали почти не упоминаются. Рассказ идет все больше об истории создания и операциях. Причем история каждого флота проводится отдельно от республиканского времени через гражданскую войну, имперскую экспансию и позднее отступление перед варварами.

Египетский флот начинал как полицейские и таможенные силы дельты Нила. Позже ему пришлось возить десанты вверх по Нилу, подавлять еврейские восстания, двигать границу империи на запад. Отдельная эскадра действовала в Красном море и обеспечивала торговлю с Индией. От сирийского флота свидетельств осталось очень мало, зато было что рассказать об операциях черноморских и дунайских флотилий. свидетельства о военных операциях там неплохо сохранились

Лучше всего оказались задокументированы германские флоты, действовавшие на Рейне и вдоль побережья Северного моря.

В 5 г. н. э. римский флот вышел из дельты Рейна в море и прошел на восток до устья Эльбы, после чего часть флота повернула на север для обследования Кимврского полуострова (Ютландии). У северной оконечности Ютландии римские мореходы услышали о стране скифов и «чрезмерно влажных и обледеневших пространствах» (об этом сообщает Плиний Старший в «Естественной истории»). Это сообщение относится к Балтийскому морю с Ботническим заливом. Римляне решили, что это часть Северного океана, а Скандинавия - остров. (Примеч. ред.)

Приученный действовать большими массами войск и осознающий трудности пешего похода многотысячных колонн, Германик ухватился за смелый план. Он решил доставить целую армию на побережье кораблями, откуда она углубится в дальнейшем во внутренние районы Германии. В течение зимы с 15 на 16 год плотники построили вдоль Рейна необходимую флотилию из тысячи кораблей. Одни суда были сконструированы плоскодонными или с большим отношением ширины к осадке, другие оборудованы двойным набором рулей. Корабли собрались весной 16 года у острова, insula Batavorum (острова батавов), образованного двумя главными рукавами Рейна. Германик погрузил на корабли восемь легионов, вспомогательные войска, провиант, и такой флот вошел в fossae Drusianae (канал), после того как Германик призвал своего отца помочь сыну, готовому совершить такие же подвиги, как он в недавнем прошлом. Флот переправил войска на какое-то расстояние вверх по реке Эмс. Там суда, вероятно, вытащили на берег и поставили под охрану, а армия продолжила движение вверх по течению.

Опять таки подробно перечисляются действия флотилий во время гражданской войны в империи и военных действий против кельтских и германских племен.

Британский флот описан довольно слабо.

Триремы «quibus introierat Oceanum» («которые вошли в океан») и затем были доставлены по суше в Рим, были, несомненно, галерами, построенными для охраны переправы.[494] Когда солдаты его армии воспротивились и Гай Калигула оставил планы завоевания, флот в Ла-Манше стал бесполезным, но его военные корабли могли использоваться на итальянском флоте. Нежелание флотских экипажей провести эти судна через Бискайский залив и вокруг Испании является поразительным указанием на неуверенность моряков и ненадежность средиземноморских кораблей в морской стихии. Оба фактора ограничивали позднее действия британской эскадры.

Неясно, были ли эти корабли построены в Бельгии или один рейс по морю вокруг Европы они сделали. С трудом, впрочем, представляю себе галеру описанного типа в Бискайском заливе.

Флот Британии и его действия показали пределы возможности римского военного флота и его галер. Он активно действовал в прибрежных водах страдая при этом от погоды и даже один раз предпринял попытку обойти остров кругом как с исследовательскими целями - окончательно убедиться, что это остров, так и военно-политическими, там было кому "демонстрировать флаг". Автор утверждает, что это было проделано только один раз. Можно предположить, что современные им торговые суда были мореходнее нежели построенные для таранных бросков галеры, но об этом не упоминается.

В последней главе он пытается анализировать военно-морскую политику империи и причины, заставившие ее системно тратить на это ресурсы в течении веков, будучи при этом в принципе сухопутной державой. Идет фактически еще раз краткой пересказ истории империи от Августа до Константина, состоявшей - такое ощущение от рассказа - из разборок претендентов на трон, водивших друг на друга присягнувшие им легионы. Участие флота в этих столкновениях было иногда решающим.

Если легионы расширяли империю и охраняли границу, то флот был страховкой на случай форс-мажора, восстаний и инструментом борьбы за власть. Кстати, по ходу описания представилась традиционная схема расширения империи: есть жизненно важный ресурс и его нужно защищать от разбойников, пиратов, варваров etc. Их можно завоевать и включить в состав империи. Или договориться в обмен на то, что они будут защищать от других варваров. Вариант два вскоре сводится к варианту один, но с меньшими затратами - вассальное царство не справляется, местный царек свергается, территория берется на баланс, а за дело берутся регулярные войска. Повторять пока не кончится батарейка. Концепция безопасности любой ценой.

Так же ближе к закату империи много сил отнимали атаки варваров вдоль всей северной и восточных границ и мятежи в провинциях, оставшихся без силового присмотра. Без присмотра остались не только провинции, но и море. Снова активизировались пираты и начала хиреть морская торговля. Тут странный момент - Египет и его значение для снабжения зерном перестали упоминаться, а элиту и быстро сменяющихся правителей заподозрили в желании отдать Средиземное море варварам, пиратам и бывшим вассалам.

Византийский флот автор уже не связывает на прямую с Римским. Считает, что он создавался самостоятельно, хотя и так же на греческом опыте и традициях, которые в свою очередь сохранились благодаря Империи. С другой стороны куда бы они делись в своем Эгейском море без развитого мореплавания.

антик, прошедшее, корабли, книги

Previous post Next post
Up