Из закладок

Oct 24, 2016 23:29

Немного несвежих новостей о взгляде на неврологию с животной стороны.

Капуцины делают орудия… случайно
Южноамериканские обезьяны изготавливают каменные отщепы, похожие на орудия древних гоминид


В чем смысл этого занятия, пока неясно. Обезьяны постоянно нюхают и облизывают то место наковальни, по которому бьют молотком. Авторы предполагают, что капуцины таким способом могут удовлетворять свою потребность в кремнии. Ничего более питательного в изученных камнях не обнаружено: это обычный кварцит. Можно, конечно, придумать и другие интерпретации. Может быть, обезьяны оттачивают навыки колки орехов или просто играют. Может, им нравится ощущение мелкой каменной крошки на языке или как язык прилипает к свежесколотому камню. Или же это «ритуализованное» поведение - бессмысленная, но и безвредная культурная традиция вроде обычая швырять камнями в деревья, обнаруженного недавно в некоторых сообществах шимпанзе (см.: У шимпанзе есть специальные деревья, в которые принято кидаться камнями, «Элементы», 09.03.2016).

Авторы собрали в местах «работы» капуцинов большую коллекцию каменных артефактов и детально их исследовали. Оказалось, что по всем признакам эти обломки практически неотличимы от наиболее примитивных каменных орудий, обнаруженных в Африке в районах проживания древних гоминид. В частности, присутствуют ядрища (нуклеусы), от которых однонаправленными ударами последовательно, раз за разом откалывались многочисленные отщепы с острыми краями - ничем не хуже тех, что использовались ранними Homo (рис. 2). Авторы уверены, что если бы эти артефакты были найдены в соответствующем археологическом контексте - например, в Африке в одном слое с костями австралопитеков, - их без малейших колебаний интерпретировали бы как каменные орудия, сознательно изготовленные для тех или иных практических целей.

Довольно забавная новость. Нет, емнип, на тех рубилах с одной стороны обнаруживали следы использования, а с другой стороны следы их использования обнаруживали на костях, находившихся поблизости. Да и картина появления первых каменных инструментов становится логичней. Но теперь, кмк, раннюю инструментальную деятельность придется пересматривать. И еще такой момент, последнее время марксистское "труд сделал из обезьяны человека" как-то стушевался, а на первый план вышло развитие мозга через эволюцию социальных отношений, и развитие кисти не для удержания инструмента, а для мордобоя. Может кто-нибудь начнет реально изучать версию о влиянии инструментальной деятельности на руки и мозги.

Внезапно старый анекдот оказался былью.

Новое исследование показало, что некоторые виды пауков, хотя и лишены органов слуха, могут воспринимать человеческую речь на расстоянии нескольких метров. Они делают это благодаря волоскам на ногах.
...
Как оказалось, улавливать звуки паукам помогают волоски на передней паре конечностей. Когда ученые смачивали волоски водой, чтобы прекратить их колебания, нервная система пауков переставала возбуждаться после звуковых сигналов. В ходе экспериментов было установлено, что пауки слышат хлопки в ладоши на расстоянии более пяти метров. Наиболее чувствительны они оказались к звукам низкой частоты (80 - 130 герц). Ученые замечают, что это значение соответствует частоте колебаний крыльев у паразитических ос - главных врагов этих пауков.
Волосатые ноги пауков позволяют им нас слышать

Как говорят - "научить можно любого, кто хочет есть". Ученые научили шмелей доставать искусственные "цветы" с сиропом.



А потом запустили к ученым необученных.

Теперь «мудрые» шмели должны были обучить своих менее опытных сородичей. Ученика помещали в коробку с прозрачными стенами, которая находилась на столе с цветками. Позже на стол «выпускали» мудреца, который пытался вытащить цветок. Ученик никак не мог вмешаться в процесс и узнать о награде. После урока слушателей выпускали из коробки и давали возможность самим достать цветок.

Выяснилось, что насекомые действительно обращают внимание на поведение сородичей и, что не менее важно, обучаются на их примере. Около 60% новичков «кинулись» копировать поведение учителя. При этом, без обучения вытащить цветок не мог почти ни один шмель. Из сотен испытуемых было только два «вундеркинда».
...
Последняя серия экспериментов показала, что социальное обучение приводит к формированию «поведенческих культур», когда особенности поведения поддерживаются за счет обучения. Учёные взяли несколько колоний шмелей и в часть из них запустили «популяризаторов» нового метода. Как и предполагалось, технология распространилась в колониях с учителями, а в остальных так и не появилась. Интересно, что члены колонии обучались не только у учителя, но и у уже обученных учеников. Так было доказано, что изобретение может «жить» гораздо больше, чем его автор - это подтверждает наличие у насекомых поведенческой культуры.

У кашалотов, как оказалось, есть не только разные культуры, но и повод переехать в "другой район" если в прежнем начали селиться чужаки.

Как оказалось, у различных групп кашалотов есть свои традиции, есть «языковые диалекты». Диалекты различаются частотой и продолжительностью щелчков, используемых кашалотами при общении друг с другом. Каждая группа (клан) кашалотов общается немного иначе, чем это делают другие кланы.

В своем исследовании Геро вместе с соавторами развивают мысль о возможности существования у кашалотов культуры или даже «цивилизации». В работе автор показывает замену кланов кашалотов в регионе, когда две «культурные группы» кашалотов рядом с Галапагосскими островами ушли на новое место, а в их регион обитания пришли два новых клана. Автор в своем исследовании пытается ответить на вопрос, что удерживает кланы вместе. Также оно утверждает, что вместо принятия каких-либо изменений в свою культуру, кашалоты предпочитают уйти из места прежнего обитания.
...
Геро называет это явление «физическим и географическим движением культур», подобно великому переселению народов у людей. Среди животных часто наблюдается снижение или увеличение размера популяций, но замена одних групп другими, подобно тому, что удалось пронаблюдать у кашалотов, встречается редко.

Значительным моментом в переселении, по словам Геро, является то, что отдельные кланы китов смогли сохранить свои «культурные» особенности, включая диалект и некоторые привычки. Именно эти элементы и отличают кланы. «Предполагается, что культура критически важна для них. Эти кашалоты предпочитают уйти и сохранить свою культуру, чем приспосабливаться к новым условиям», - заявил ученый.
В методах общения кашалотов обнаружили признаки культуры

Новость в том смысле, что показана в эксперименте. Так-то в наличии "теории ума" у высших приматов вряд ли кто-то сомневался.

«Как и многие из нас, приматы любят хорошую драму. Когда они видят конфронтацию между отдельными личностями, им интересно наблюдать, что будет дальше», - говорит Кристофер Крупенье (Christopher Krupenye), эволюционный антрополог из Университета Дьюка, возглавивший исследование совместно с Фумихиро Кано (Fumihiro Kano) из Университета Киото.

Так, исследователи сняли эпизод: человек по прозвищу Кинг Конг, переодетый в обезьяну, крадёт у человека камень и прячет в одну из коробок. Затем «зверь» пугает человека, когда тот уходит, Конг сначала перекладывает камень, а потом совсем уносит его с «экрана». Вопрос, как и в другом подобном эксперименте такой: где человек будет искать пропажу? Соответственно, многие ответят, что в первой коробке.

Этот фильм смотрели 14 шимпанзе, 9 бонобо и 7 орангутангов. Когда человек возвращался, 22 из 30 животных смотрели на коробки, а 17 из них на ту, в которой должен находится камень, по мнению человека.

Одна из особенностей исследования заключается в том, что предметом не служила еда, поэтому по мнению Крупенье, обезьяны не отягощены другими когнитивными «нагрузками».
Приматы могут понимать убеждения других

Видео показывали тридцати обыкновенным шимпанзе, шимпанзе бонобо и орангутанам. Чтобы понять, куда смотрят животные, исследователи использовали технологию, позволяющую отслеживать движения глаз. Разумеется, не все обезьяны вообще вникали в интригу, и, когда человек возвращался, чтобы забрать камень, лишь 22 из 30 приматов смотрели на ящики. Но при том 17 из этих 22 неотрывно смотрели на ящик номер один, куда камень клали вначале. (Вообще же опытов был несколько, и раз от разу конкретное число заинтересованных зрителей было разным, но, так или иначе, на ящик номер один смотрели от 2/3 до 3/4 всех подопытных.) То есть, как пишут в Science авторы работы, обезьяны, следящие за сюжетом, понимали, что человек пойдёт туда, куда, как он думает, спрятана украденная вещь, и взгляд зрителей предугадывал действия актёра - хотя, подчеркнём, сами зрители знали, что всё уже перепрятано.
Обезьяны читают чужие мысли

мозг, прошедшее, из закладок, анималы, мысли

Previous post Next post
Up