ЕСЛИ 02/15

Mar 02, 2016 21:44




Как было объявлено, теперь все номера Если будут тематическими. Как по мне - это будет сужать художественные возможности: или не найдется места удачному произведению, или ему придется ждать номера с подходящей темой. Не знаю как нынче, раньше была политика первоиздания - произведения, уже где-то изданные, в журнале не печатались. Так что может и не дождаться, ну или в крайнем случае придется натягивать сову на глобус: засчитывать хоть какое-то упоминание заглавной темы. Впрочем, как выглядит сейчас предложение в малой форме, я не знаю, может все эти рассуждения мимо кассы.
Как бы то ни было второй номер посвящен городам. Тема удобная, можно подверстать любой текст, в котором люди живут по соседству. %)

Небольшая заглавная статья с критикой традиционного планирования развития городов и перечислением основных проблем - транспорт, высокая цена на землю и недвигу в центре, нежелание горожан соответствовать начальственному представлению о том, как им следует жить и к чему стремиться. Основные идеи строятся вокруг экономики города. Вот, кстати, статья в ПостНауке, точнее глава из книги на схожую тему. (Сейчас собирал этот пост из черновика, искал ту статью. Так там вкусного на тему гораздо больше.)

В "прошлом" - это получается что-то вроде ретрофутурологии - два больших рассказа или повести Олшена и Трускиновской и две статьи. Первая о нынешних идеях по созданию искусственных городов мечты, в основном в Азии, с примерами положительными - Астана, и не очень - китайские "мертвые города", про которые в этих наших тырнетах разные мнения высказывают: то ли это миллиарды тупо закопанные в пустыню, то ли часть секретного плана на случай большого пц.
Вторая - дайджест из английского правительственного доклада "города будущего". Четыре сценария городов и городского будущего: хай-тек мегаполис, цифровой умный город, экономичный город для жизни, антиутопичная крепость в окружении дикого поля. Тем, что реализуемые проекты помещены в "прошлое", редакция как бы говорит, что эти идеи уже устарели. Ну, и вообще как-то получается, что номер, по крайней мере нон-фикшн его часть, посвящен не городу как таковому, а тому, что думают о его развитии.

Джерри Олшен "Почему на самом деле погиб Титаник". Я вас на это пароход десять лет собирал...
рассказ
Космический город-цилиндр в стиле классиков киберпанка. И вообще антиутопия в их же стиле со взглядом от встроенного в систему человечка.
На земле потеплело уже на девять градусов и автор не рискует описывать, как это выглядит изнутри. Упомянуты, правда, кислотные дожди. Ну, то есть, по стилю выходит такой слегка архаичный ретрофутуризм.
Новый работник космоотрасли прибыл на орбиту на работу. И почти тут же нашел революционно настроенный космический коллектив. Основное население космостанции - миллиардеры с обслугой, самый ценный генофонд, так сказать, и предметами роскоши, ну там джипы, яхты... И, похоже, тот кто проектировал этот небесный дворец, сильно хотел их всех угробить.

Далия Трускиновская "Прощальный полет". Ночью полетите
рассказ
Футурология ближнего прицела. Подразнить читателя бытовыми и этическими расхождениями с его миром, естесно, негативными. Если судить по технологическим и культурным изменениям, то на дворе вторая треть нашего века.
Из закопанного по климатическим соображениям города старик просит свозить его наверх напоследок. Наверху очень холодно, климатический минимум по типу малого ледникового позднего средневековья или недавно обнаруженного позднеантичного. Тогда тоже как щас помню - Москву заносило по вторые этажи, и сорок градусов мороза, или нет.
Пока сбежавшего деда искали, детально описали устройство города. Метро только куда-то затерялось. Потом экшн, который вдохновлялся картинками холодного постапокалипсиса. Потом лекция о солнечных минимумах и кусок из онлайн-чата с подозрительно знакомыми никами. Ладно, лекция была неплохая.

В видеодроме скороговоркой перечисляются ленты от Метрополиса до Элизиума, в которых городу отведено заметное место, с рефреном - все не то и все не так.
В рецензиях большая заметка о новом романе Гибсона с отсылкой к Моцарту в зеркальных очках. Это спойлер, да. Прочие рецензии не смотря на известные имена - Уоттс, Симмонс, Суэнвик - не зацепили.

В настоящем повесть Лукина и рассказ Бартона. В настоящем же россыпь реализуемых городских идей и две статьи. Одна описывает несколько сценариев будущего городов, сочиненных в Голландии, я бы сказал довольно нетривиальных, в том числе и своим трезвым взглядом. И интервью с практиком - что будет, например, с транспортом и строительной индустрией если возьмут верх те или иные идеи, или не будет.

Евгений Лукин "Прошка с большой буквы". в школе и дома
повесть
Народ как один борется с будущим. Из будущего на МВ засылают грядущников и они тут вредят настоящему, в частности обзываются в соцсетях настоящерами и вчерашкой.
Ну, вот такая политсатира. Учитывая взгляды изрядной части редколлегии и творческого совета, получилось плюралистично.
Город? Ну, есть там эпизод, где грядущую жизнь немного описывают.
Лукин, конечно, гениален и придумывании сюжетов, и в игре словами, но тут политота какая-то слишком уж навязчивая.

Эндрю Бартон "Пусть мне приснится свобода". от бессонницы
рассказ
Свободный город посреди океана из нескольких сцепленных судов возле большого мусорного пятна.
Свободный мир для запрещенных в других местах технологий. Законов и правительства нет - прав тот, у кого морда шире. Власти с материка засылают агента, посмотреть на кое-какие исследования в области нейрологии.
Антилибертарианская пропаганда с довольно слабой фант-идеей. Уточнение: судя по названию местной валюты - рэнд - имя посудины - "Розенбаум" - склоняться не должно.

В будущем рассказы Уильямс и Дивова. А так же забавная статья о развитии отношений город-горожанин-общество на примере (само)обучения различным практикам с интернет-гаджетам в качестве посредников и перспективе отмирания вузов. Другая статья о городах в космосе. Эта тема годится для более глубокого изучения. В основном для поиска ответов на вопросы "зачем" и "как".

Женевьева Уильямс "Спасение Кип Банджери". от добропорядочной жизни
рассказ
Киберпанк про паркур. Еще один мир, где все онлайн видят всех. Малолетняя курьерша берется доставить от одних крутых парней из точки А в пункт Б другим крутым нечто. Дальше начинается паркур и зацепинг наперегонки с теми, кто хочет это нечто отнять. Удастся ли ей добежать и получить работу мечты в качестве приза.
Какой-то мультяшный и нелогичный мир.

Олег Дивов "Мы - трактористы". в ответе за тех, кого приручили
рассказ
Вот есть на свете люди-аттаракторы, которые привлекают к себе других людей и у этих других появляется желание разделить с первыми их радости жизни - посидеть в кабаке, пошопиться в молле. Всякие пиар и рекламные товарищи это все очень любят. Но ат-тракторы люди простые, им хочется чего-то свое, а чтобы они занимались тем чего хочет работодатель рядом образуются люди-трактористы, типа бригадиры.
Хорошо. Дивов плохо не пишет. Еще бы не видеть деталей из которых все это было собрано. Вот старый пост в блоге, вот консультант по дурацким вопросам...

Заключительная статья, похоже, задумывается в качестве традиционной для нынешней инкарнации журнала - о том, что же там за горизонтом событий планирования. Не иначе сингулярность, которую как и конец света мы не заметим. Вообще от этих футурологических статей странное ощущение - пространные преамбулы, состоящие из многократного повторения ритуальных фраз и идей, уже ставших общим местом и считанные фразы, в которых происходит хоть какое-то развитие темы. Мне сейчас как-то сложно представить, что это за люди, к которым это обращено.

Понравилось по сравнению с первым номером что стали ставить специально заказанные рисунки, а не взятые из фотобанков. Но в целом этот номер вызвал еще большее недоумение, чем предыдущий. Нет, и литературная часть и нонфикшн лучше чем в первом первого. Но первый был настолько блин комом, что от всех следующих ожидалось чего-то намного большего. Если бы не последний рассказ, то все было бы совсем печально.
По поводу собственно чтения. Ладно, электроверсия не предусмотрена контрактом, но у меня есть еще следующий третий. Если и он окажется на том же интеллектуальном и художественном уровне, то может даже возиться с изготовлением для себя фб2-файла мотивации не будет. ЧСХ новых номеров у пиратов нет, говорит ли это о лояльности аудитории и или равнодушии и отсутствием желания разделить радость чтения, каждый уж пусть сам решает. Не смотря на то, что на следующий год его тоже выписал, досады от этого пока нет - деньги невелики, а коллекционная тяга по отношению к нему еще не потухла.

Но какой же он тяжеленый-то, в смысле на вес. Ведь есть же технологии цветной печати не только на мелованном глянце. Хотя предыдущее изменение в полиграфии случилось в памятном 98-м году и пока не очень понятно, что будет с экономическими возможностями в ближайшие пару лет. (когда писалась предыдущая фраза, имелись ввиду экономические возможности журнала. %) )

Если, sf & fantasy, книги

Previous post Next post
Up