Парусные корабли. История мореплавания и кораблестроения с древних времен до XIX века

Nov 22, 2015 18:00

Роджер Чарльз Андерсон, Ромола Андерсон "Парусные корабли. История мореплавания и кораблестроения с древних времен до XIX века"




Предлагаемая читателю книга прослеживает историю развития парусного судна на протяжении шести тысячелетий - от древних времен до конца XIX века. В ней рассматриваются суда Древнего Египта и Крита, Финикии, Греции и Рима, а также европейские, азиатские и американские суда. Следуя главным направлениям развития северных и южных европейских судов, авторы описывают технические и культурные факторы, определившие перемены в форме и назначении парусников - от древних судов с одинаковыми штевнями и единственной мачтой до больших и удивительно красивых пяти- и шестимачтовых кораблей XIX века. Иллюстрации наглядно показывают детали конструкций судов и парусное оснащение разных периодов.

Авторы рассматривают парусное кораблестроение европейской цивилизации начиная с античности Древнего Египта, главным образом потому, что от него осталось по сравнению с соседями по морю и эпохам несколько больше корабельных изображений, и заканчивая закатом парусников в конце 19-го века. Книга по объему не очень велика, но при этом предмет обозревается довольно тщательно. Рассматриваются доступные письменные и изобразительные материалы, отмечаются существенные детали, влияющие на мореходность, и их эволюция во времени. Что-то, вероятно, было пропущено в угоду краткости, но если и так, то ощущения, что упущено что-то важное не возникло.

Забавная деталь, в главе, посвященной средневековому северо-европейскому кораблестроению, читай - ладьи викингов, в какой-то момент заговорили о крестовых походах. Странное дело, никогда раньше не задумывался, что флоты для переброски армий на восток, часто упоминаемые хоть в том же варспотовском цикле, состояли в основном из таких вот ладей - палубы и трюма нет, одинокая мачта с прямым парусом, по бортам весла и щиты. Ладно-ладно, средиземноморское и северо-европейское кораблестроение в книге показаны и рассматриваются как самостоятельные и сравнительно мало влияющие друг на друга, и крестоносцы перемещались по Средиземному морю преимущественно на эволюционировавших римских галерах.

Занятно, но авторы постоянно печалятся о довольно скверно задокументированной истории эволюции кораблей. На фоне письменных текстов - тоже не шибко многочисленных - количество рисунков и чертежей исчезающе мало. Монеты, печати портовых городов, случайные почеркушки. То-то историки с таким воодушевлением встречают обломки, скажем из курганов викингов, которые могут хоть что-то добавить к конструктивным особенностям древних кораблей. А ведь речь не только и не столько об античности, сколько о практически эпохе возрождения.

Излагается все последовательно, ясно, без утери логики, но, поскольку при этом все очень сжато, определенные познания в кораблестроении и парусах, даже не смотря на приложенный словарь, будут желательны.

средневековье, корабли, нонфикшн, книги

Previous post Next post
Up