Еда Древнего мира

Apr 13, 2015 18:12

Олег Ивик "Еда Древнего мира"




Древние египтяне, жители Месопотамии, греки, римляне, скифы питались совсем не так, как мы сегодня. Они не выращивали ни картофеля, ни помидоров, ни болгарского перца, ни кукурузы, ни баклажанов. С гречихой и рисом они познакомились достаточно поздно и считали их редкостными злаками, сахар использовали только как лекарство, а о бананах и апельсинах знали лишь понаслышке. У них не было ни чая, ни кофе, ни какао, а крепость вина не превышала 14-16 градусов. Несмотря на это, оставленные древними авторами кулинарные книги и описания пиров пестрят весьма соблазнительными рецептами и блюдами. Но что же ели люди, жившие на гигантской территории древней греко-римской Ойкумены, - рабы и крестьяне, легионеры и императоры? На этот и другие вопросы, касающиеся истории древней кухни, отвечает книга Олега Ивика.

Под псевдонимом Олег Ивик пишут Ольга Колобова и Валерий Иванов, поэтому дальше "авторы".
Авторы популярно описывают в книге еду древнего мира доримского и римского средиземноморья. Чем больше от какой-то культуры осталось материальных и письменных свидетельств, тем подробнее рассказ о ее рационе и кухне. Хотя есть и пробелы - древняя еврейская кухня и прочих семитов-кочевников отсутствует в книге как явление. Не думаю, что они были плохо задокументированы.

Вступительная глава несколько уменьшает зависть читающих описания великолепных пиров, перечисляя, чего на тех столах не было и не могло быть. Древняя кухня была довольно однообразной. Кроме, естественно, растений, привезенных из Нового Света были неизвестны или по крайней мере недоступны и многие тропические растения. Так же ни чая ни кофе - все появилось или вошло в культуру гораздо позже вместе с регулярными морскими перевозками вокруг Африки.

От месопотамских бюрократов осталось большое количество глиняных документов, из которых удалось узнать, что месопотамия сидела на ячмене и пиве. Чуть получше жили египтяне. Может и не так хорошо, как на росписях в гробницах. Да и за три тысячи лет жизнь должна была меняться. Но по крайней мере строители пирамид, если судить по уцелевшим документам, с мясом были регулярно. Так же в древнеегипетской кухне использовалось множество разной зелени, фруктов, экзотических растений вроде лотоса. Много вина как из винограда так и фиников не говоря уже о вездесущем в древности пиве. Вообще это была разнообразная и довольно богатая кухня даже по нынешним меркам, но при этом с большим количеством религиозных или местно-культурных запретов. Впрочем, разных запретов хватало во всех древних кухнях. Не все из них были религиозно-культурные, были и политические.

Авторы пропустили кочевников юго-востока античного мира, но совсем про кочевую жизнь не забыли, вставили главу о причерноморских степняках. У них все было просто и традиционно - молоко и мясо. Прочие продукты получались при контактах с осевшими земледельцами или с приезжими греками-торговцами, но это для кочевников все больше было объектом престижного потребления.

Несколько глав посвящено древним грекам и их предшественникам в восточном Средиземноморье.
Взрыв Санторина сохранил для археологов крито-микенский быт. Тут авторы достаточно долго и сравнительно подробно пересказывают греческо-крито-микенские обстоятельства вместе с троянской войной. Видимо потому, что по сравнению с ранее упомянутыми цивилизациями материала сохранилось много и рассказать было о чем. Перебирая глиняные таблички, уцелевшие при пожаре дворца, авторы сравнивают поголовье крупного и мелкого рогатого скота и доступность зерновых. С фруктами было победнее чем у египтян, а рыбой чистая публика брезговала. Изобилие вина, длинные цитаты из Гомера с не очень разнообразными описаниями.

После нашествия дорийцев и перемешивания их с местными жителями получилось, собственно, то, что и называем древними греками. Авторы как обычно сначала прошлись по социальной культуре еды. Посиделки с друзьями или обеды собраний. Попинали тамошний общепит, рассчитанный на малопочтенную публику, не способную на то, чтобы погостить у друзей.

Особенно славились своими кулинарными изысками сибариты - исходно слово это означало жителя города Сибарис (греческая колония в Италии), и лишь потом, благодаря тамошним нравам, приобрело современное значение.

В те же времена там набрали популярность кулинарные книги, и авторы обильно цитируют то, что сохранилось от той поры, включая и сонники, и пифагорейские религиозные тексты.

Отдельно прописали спартанский быт по законам Ликурга, которые тот установил целью очищения нравов. Как выяснилось, при очищении нравов уровень и качество жизни сильно ухудшаются, а "спартанский" общепит, установленный теми же законами, не совместим с обилием и разнообразием кухни.

От римлян исторических документов и художественных произведений сохранилось, надо думать, больше всего из описываемых культур, но вот римская глава выглядит довольно скромно. Римское житье можно условно поделить на три периода: первое - от начала времен, когда для роскошных пиров время еще не настало (вот почти как в пространно цитируемых поэмах) хлеб да каша, да огородная зелень, да сыр, мясо чисто символически. Чуть позже (плюс-минус пара веков) жизнь стала побогаче, но брали количеством, а не разнообразием, и к тому же строгие цензоры накладывали ограничения для сохранения нравов. Не такие сумасбродные как в Спарте, где нельзя было поужинать дома, но количество гостей регулировалось.
И третий - когда легионы стали покорять Азию оттуда в Рим пришла мода на роскошь и изыски.

Последняя глава про античное виноделие приблизительно поровну описывала опыты римских виноделов и тому в какой пропорции греки разводили вино.

В конце книги дана большая библиография от академических трудов, до древних поэм и наставлений. На этом, собственно, все. Никаких развернутых выводов и послесловий авторы не дают, ну и я не буду.

антик, прошедшее, нонфикшн, про еду, книги

Previous post Next post
Up