Пара старых новостей

Dec 25, 2014 21:03

Достаточно контринтуитивно: если слово "вертится на языке", то лучше всего спросить того, кто знает или посмотреть в словаре/энциклопедии/гугле. Так как усиленное припоминание, как ни странно, не помогает лучше запомнить слово, а наоборот - фиксирует саму ситуацию "усиленного воспоминания".

По мнению психологов Эми Варринер и Карин Хэмфрис, худшее, что можно сделать в такой ситуации, - это упорно продолжать «охоту». Почему? Потому что это состояние, когда мы мучительно пытаемся вспомнить слово, возникает тогда, когда мы ищем не в той части «банка памяти».

И чем больше мы усердствуем, тем больше укореняется привычка - то есть тем выше шансы, что в следующий раз при попытке вспомнить это слово мы снова застрянем в этом же состоянии.

Ученые проверили эту гипотезу на студентах-волонтерах, которых они намеренно ставили в ситуацию, когда невозможно «поймать» слово, прося дать название непонятным объектам вроде «абаки». Если испытуемый оставался в этом состоянии долго - в течение 30 секунд (потом милосердные исследователи прекращали «пытку»), то во время повторной экзекуции два дня спустя он с большей вероятностью снова испытывал затруднения такого же рода.

Главный вывод исследования такой: если не можете вспомнить какое-то слово, лучше сразу спросите у кого-нибудь или посмотрите в словаре. Это поможет избежать таких затруднений в будущем.
http://mtrpl.ru/dejavu

А вот этот эффект наоборот замечен многими и регулярно встречается в разных сюжетах, ну скажем, про художников. Если хобби становится высокооплачиваемым, оно превращается в нудную рутину.

Инструментальная мотивация ослабляют эффект внутренней мотивации

Психологам хорошо известно, что человеком движут два типа мотивации: внутренняя (он делает что-то, т.к. заинтересован в результате этой деятельности самом по себе), внешняя, или инструментальная (он делает что-то, т.к. заинтересован в том, что последует для него в следствие достижения результата, например, в вознаграждении). Также известно, что внутренняя мотивация лучше внешней, приносит больше удовлетворения от деятельности, чаще связана с более высокой эффективностью (подробнее можно посмотреть мета-анализ). Исследователи из Yale University решили проверить, что происходить, когда человеком движут оба типа мотивации одновременно, что является вполне типичной ситуацией нашей жизни (даже тот, кто невероятно сильно любит свою работу, чаще всего рассчитывает на зарплату) [8]. Примечательность (и, видимо, 98 место в сотне самых обсуждаемых в социальных сетях исследований) этого исследования в том, что оно проведено на выборке в более 10 000 кадетов, которых изучали на протяжении 14 лет их обучения и начала профессиональной службы. Результаты показали, что инструментальная мотивация ослабляет положительный эффект внутренней мотивации. Инструментальные мотивы в обучении могут вытеснять внутренние мотивы, что наносит вред будущим успехам в профессиональной деятельности. Это означает, что необходимо пытаться организовывать деятельность таким образом, чтобы стимулы и вознаграждения не становились целью деятельности, не заменяли собой ценность результата деятельности самого по себе.
http://psyresearchdigest.blogspot.ru/2014/12/top100.html

Наблюдается в некоторых популярных онлайн-игрушках: фарм и гонка за ачивками давно заменили для многих удовольствие от игры, а перевратили ее во вторую работу. И не отсюда ли рассуждения, про "художник должен быть голодным" и "отточенная техника не может заменить таланта и вдохновения". Ну а про то что делают большие деньги с тем талантом, кто только не отметился.

мозг, научпоп, цитата

Previous post Next post
Up