Свободу Микки Маусу!

Apr 04, 2013 19:59

Внезапно обострились кописрачи, в которых все те же аргументы от морали и рассуждения о справедливости. По мне так моральные аргументы - это признак не способности влиять на ситуацию. Если ты можешь - делаешь, не можешь - уговариваешь.

Как уже писал, я в эти разговоры не встреваю, главным образом из-за того, что большинство идей высказывалось не по одному разу, сколько нибудь интересные идеи немедленно тонут в мегабитах истеричного мусора. Заинтересованные и влиятельные игроки, диктующие законы, в этом не участвуют, их вполне устраивает существующее положение, на переговоры они идти не собираются, и единственный способ давления - "писать код", который сделает их не ненужными. С их точки зрения это будет выглядеть как тотальный саботаж, но тут уже ничего не попишешь - баланс интересов устанавливается при помощи баланса возможностей, а не эмоциональными криками о справедливости. Предвосхищаю вопросы: "а кто же будет генерировать контент?" Отвечаю: спамеры, продвигающие товары и идеи за деньги не потребителя, точнее и его в итоге тоже, но прежде всего заказчика. И "хотите ли вы жить в эту пору прекрасную?" Сезоны на дворе меняются без нашего желания, а пытаться консервировать ситуацию в форсмажорных обстоятельствах - занятие неблагодарное.

Современное авторское право - это монополизм держателей прав, на ранее созданные произведения, в ущерб не только потребителям, но и современным авторам. С одной стороны, все обнародованное тут же объявляется объектом охраны, потому как "Пользование этими правами и осуществление их не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей;" и не моги ни подпеть, ни процитировать. С другой, это же можно объявить компиляцией более ранних произведений. Это конечно не совсем про искусство, но один из судов признал программу плагиатом за то, что переменные были обозначены теми же буквами.

С развитием цифровой техники любое произведение - суть достаточно длинное число, взятое из натурального ряда, оно всегда там было, просто некто выбрал его и сделал своей исключительной собственностью. Да, я знаю, труд по выбиранию подобных чисел нелегок и требует соответствующих компенсации и вознаграждения. Что не отменяет по сути исключительного права на часть натурального ряда. В данном случае уместнее использовать принципы права применяемые к вещам, которые "больше не делают", например земельное законодательство. Т.е. ты не можешь делать со своей землей все, что захочешь. Ограничения зачастую довольно жесткие.

Конвенция об охране произведений в декларативной части выглядит какой-то благотворительностью - дескать, обязуемся защищать права, потому что это очень блаародно, и вообще, художника обидеть может каждый. За чей счет банкет, не уточняется, но таком виде ситуация оказывается более выгодной крупным держателям прав.

Интересная формулировка в конвенции: "...,при условии, если эти экземпляры выпущены в обращение в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения." Учитывая, кто и как последнее время тут решает, что такое "разумные потребности публики", цензура, которая запрещена, как есть.

Коль скоро даже некоторые последовательные и решительные борцы с пиратами за авторское право начали размышлять, что изъятие из культурного оборота и фактическая цензура со стороны денежных интересов - это не есть справедливость и слабо связано с правами авторов. (ptitsarukh.livejournal.com/491385.html)

В общем, захотелось сформулировать, записать и положить тут на всеобщее обозрение кое-какие идеи. Не сомневаюсь, что уже кем-то ранее высказанные.

Во-первых, защита исключительных прав государством на своей территории начинается с заявления, что, дескать, прошу взять под охрану, и официальной регистрации произведения/интеллектуальной собственности (дальше просто ИС) вообще. Может происходить через сколь угодно большой срок после публикации. Может быть оспорена при предъявлении более ранней публикации, через суд, если черновики, скажем, попятили, и т.д. и т.п...

Во-вторых, защита осуществляется после уплаты пошлины. Ну, ладно-ладно, какое-то время после регистрации, год-два, бесплатно. Можно по другому сформулировать: интеллектуальная собственность начинает считаться собственностью после того, как начнет платиться налог на эту собственность.

В-третьих, пошлина растет в геометрической прогрессии. Конкретные параметры формулы для разных видов ИС можно уточнять. Можно сделать понижающие коэффициенты для авторов и физлиц. Или повышающие для юрлиц и прочих корпораций. Да, мое скромное мнение, у организаций и не должно быть больше прав, чем у людей, а лучше меньше.

В-четвертых, после прекращения выплаты пошлины, ИС на территории/в юрисдикции данного государства передается в свободное пользование. Владелец ИС в любой момент может передать на любых условиях свое право на ИС любому лицу или организации и пусть они уже платят за этот чемодан без ручки, или передать в свободное пользование, просто прекратив выплаты.

В-пятых, повторная регистрация переданного ранее в свободное пользование невозможна.
Как вариант, можно возобновить защиту ИС, после уплаты недоимок за прошедший срок и возобновления платежей, допустим с согласия автора или еще какой процедуры.
Произведения, созданные с использованием свободной ИС можно зарегистрировать, при этом свободная ИС остается свободной. Тут, кстати, существенное отличие от Creative Commons.

Конструкция, кстати, не мешает зарабатывать на ранее опубликованных произведениях. Если кто-то выложил свою нетленку на самиздат без ее регистрации, а потом нашел издателя, то просто регистрирует в любой удобный момент. Регистрировать на себя чужое произведение бессмысленно - если у кого-то есть доказательства авторства, оспаривается достаточно просто.

Спросят, а что хорошего, если завтра появится стотыщпятьсот мультиков с Микки Маусом? Распространенное мнение, что увеличение сроков охраны прав происходит по мере приближения Микки Мауса к их границам. А что плохого? Микки не знак качества сам по себе, а просто часть культуры, деталь пейзажа. Хорошее будут смотреть и приносить доход создателям, УГ смотреть не будут, вот и все.

[малосущественные рассуждения]Пару слов о потреблении контента. Жизнь коротка, а Платон еще не прочитан, и в каждое мгновение времени можно читать только один текст, слушать одну песню, смотреть на одну картину.

Я не смотрю кино, но читаю тексты и слушаю музыку. У музыки есть стриминг, и хватит о ней. С текстами сложнее. В сутках, в зависимости сколько спать, как работать и как восстанавливать нейромедиаторы, на жизнь можно уделить от двадцати до двух-трех часов, в среднем - "сэм-восэм, гдэ-то так". До того, как я перешел на цифру, с одновременным чтением нескольких текстов сразу, на средний роман уходило около восьми часов, проще говоря - один свободный день. Человечество уже привыкло менять время на деньги, спор идет только о цене этого времени, и сколько бы я ни купил или скачал по цене трафика книг, музыки и роликов с ютуба, употребить я смогу очень ограниченное их число... короче, дальше должен был быть текст, что мне не прочитать даже те книги, что выкладываются в каждом обновлении либрусека, даже если исключить тот шлак, которым некоторые разглаживают себе мозги, но я задолбался набивать это вступление, да и вообще потерял мысль. %)


Но у меня завалялась еще одна идея. Уже в каком-то смысле антипиратская, по крайней мере, позволяющая довезти до цели хотя бы часть груза. ;)

Когда хоронили "Если", было не раз сказано о бессмысленности электронного распространения, не знаю, какие его формы рассматривались. Другим поводом стало заявление КВГ "Тактикал Пресс" о некоторых их изданиях, что также электронного распространения не будет, да и в магазины, скорее всего, не завезут. Впрочем, у них и так неплохая схема дистрибуции - фактически подписка в элитарном клубе. Опять же с их контентом, четко нацеленным на ЦА, это имеет смысл. Но попробовать придумать схему которая может быть будет работать все же стоит. Раз уж Варгейминг собрался свои игры портировать на мобильные платформы, может и подобный проект и ему будет интересен.

Итак.
Книга выпускается, разумеется, в виде криптоконтейнера и исполняемого файла. Для каждой платформы придется выпускать свой вариант. Их, впрочем, не так много: win, lin, mac, ios, android.
Книги в виде экзешников распространять уже пробовали. Не взлетело по разным причинам. Во-первых безопасность, главным образом в винде. Во-вторых отсутствие настроек изображения. В-третьих невозможность скопировать хотя бы букву, то есть это были заведомо не инструменты для образования. Может еще чего забыл.

Закрытый персональным ключом, привязанным к аккаунту, предположим, гугля. Допустим, файл для открытия будет требовать логин, основной пароль и некий ключ-файл, генерируемый продавцом/издателем и меняющийся при смене пароля, обычная процедура. Файл с книгой можно создавать/генерировать на сервере продавца, под каждый аккаунт свой, а можно разбить его еще на два: файлы с книгами будут у всех одинаковыми и их можно будет свободно распространять хоть торрентами, а файл-ключ к книге покупает каждый свой. В нем придется делать незакрытый дескриптор, чтобы знать от какой книги ключ.
Хм, конструкция, по мере движения в сторону удобства для потребителя, становится несколько комично-переусложненной. ;) Но продолжу.

Передача файла книги вместе с ключами на сторону равносильна передаче собственного аккаунта в соответствующем магазине, а если сервис очень развит, как у того же гугля, то фактически и собственной цифровой личности - мало кто рискнет, ну и вообще, расчет на определенную лояльность пользователя. Понятно, что все эти замки от честных людей.

В контейнере кроме книжки помещается и читалка, позволяющая настроить внешний вид как угодно для удобства чтения, кстати вот эти настройки можно безболезненно хранить во внешнем файле, общем для всех книг, ну и можно завести кнопочку "авторское представление", чтобы книга на устройстве выглядела так, как это задумано издателем, насколько это в принципе возможно, если ориентироваться на планшеты, то вполне возможно.

Желательно иметь внутри программку - буфер обмена на ограниченное количество символов - по словарям лазать, вытащить через него сколько нибудь большой кусок текста будет невозможно. При желании можно сделать эту опцию за дополнительную плату, но как это повлияет на лояльность? ;)

Определенная проблема с распространением подобного формата будет еще в том, что существующие е-книги с е-чернилами подобное не поддерживают, но тут уже либо игнорировать часть рынка, либо работать с производителями - киндл упрется рогами, к бабке не ходи :), - либо перепрошивки существующих, но это дорого, а без поддержки производителей - "блэк хат" и вообще не солидно.

Можно, даже пожалуй нужно написать к этому лончер-оболочку-библиотекарь-менеджер ключей. Если формат сделать открытым, то найдутся желающие их написать.

Если идея пойдет в массы, а почему нет? - у автора гуглоаккаунт со счетом, у читателей гуглоаккаунты со счетами, программы же продаются. Так вот, одно из любимых развлечений копирастов - банить ролики на ютубе, содержащие, в действительности или им захотелось так считать, что-то, что по их мнению, они имеют право разрешать или запрещать к показу. Предвижу массовое выпиливание самиздата с любой массовой площадки по причине нелицензионности алфавита. :)

Да, чуть не забыл, все идеи из этого поста публикуются под лицензией BSD, наиболее адекватной, кмк, окружающей вселенной - каждый имеет право использовать и извлекать прибыль; никто не обязан раскрывать, как он это делает; никто не имеет права запрещать это другим.

библиотечное, будущее, it, мысли, книги

Previous post Next post
Up