ЕСЛИ 08/12

Oct 04, 2012 22:20

Сходил сегодня на почту, принес сентябрьский номер, выписал немножко прессы на следующий год."ЗОЖ", "Вера", "Исцеляющие иконы", "Фома"... бгг. Матушке, а кто чего подумал?
Издания с индексом 73118 в каталогах больше нет и с названием "Если" журнал фантастики", тоже. В августовском номере на предпоследней странице все еще написано - "подписка во всех отделениях связи", в сентябрьском уже ничего не написали, в октябрьском, который начали торговать в столицах, что журнал закрыт. Сик транзит... Хотел об этом написать, когда получу последний номер за этот год, но с другой стороны еще лежит пачка непрочитанных номеров за прошлые годы, включая самые первые пять, и читать и писать о них хватит мне на месяцы, если не на годы (ебж), а вот отсутствие подписки - это черта.

Оно конечно, издатель оптимизирует бизнес и все такое, но у меня, сказать по правде, каждое изменение в издательских выходных данных вызывало некоторое недоумение. Ясное дело, я не великий спец в издательском бизнесе, но выход под какой-то невнятной международной конторой вместо полной самостоятельности или профильного холдинга, вызывал ощущение чего-то зыбкого. И вся история с закрытием оставляла странное чувство, то ли все сидели молча, скрестив пальцы и надеялись на чудо, то ли сразу поняли, что продолжения не будет и просто "закрывали гештальт". Офсайт перестал обновляться в марте, тогда же в марте было последний, имеющий отношение к журналу, пост в сообществе в ЖЖ, полагаю, где-то в эти дни вопрос о закрытии и решился, причем не только издателем. Все упоминания возможного закрытия не собирало сколько нибудь заметного обсуждения, пара тройка реплик - "какой ужас", "печально", и никаких комментариев изнутри. Суеверие, безразличие? Особенно обидно, что уходит не после "тяжелой и продолжительной" борьбы за выживание, с апелляциями к читательской и пишущей общественности, после поисков различных форм сохранения с изменением формата и прочего, а вот так - внутренним приказом, при безмолвствующей массовке. Ну да читательское дело - почитывать.
Впрочем, в фантлабовской теме сказали, что к концу недели все прояснится, не выход ли 10 номера журнала с прощанием на обложке имелся ввиду?

Во всей этой истории непонятны больше всего два вопроса. Экологическая ниша, если издание было прибыльным и закрылось по организационным причинам, по идее, свято место пустовать не должно, и должны появиться какие-никакие конкуренты. Есть читатели, есть спрос, нужно осваивать. Хотя видел у кого-то из фантастов мысль, что их аудитория - это технари, получившие образование в союзе и тридцать-сорок тысяч, уехавших из страны в последние двадцать лет, это их аудитория и была.
А второй вопрос, "Журнал фантастики "Если" - это на нынешнем издательском рынке супербренд, вот абсолютно не понимаю, как его можно просто так, разжав руки, оставить под ногами. Кто-то же должен попробовать его поднять.

Грустное ощущение, на самом деле, хотя вот эта невнятная суета морально и подготовила. Почти полжизни знакомился через него с самой качественной фантастикой в мире. Почти со всеми самыми любимыми нынче авторами познакомился в нем: Уильям Гибсон, Дуглас Адамс, Олди (стал бы я читать отечественное фэнтез, если бы не рассказ из Реттийского цикла на его страницах), да и Лукина распробовал, пожалуй, только после повестей, напечатанных в журнале. Кроме публикаций были еще очень качественные рецензии и обзоры тех или иных направлений, не просто упоминание, восторги или рекомендации, но качественная критика из которой можно понять, твое это чтение или стоит понаблюдать за этим со стороны. Кстати, довольно качественный самотек, легендарную "Зеленую палочку", думаю, вспоминать будут еще очень долго. Закрывшиеся в свое время по известным причинам "Звездный порт" и "Вернисаж" тоже будут вспоминаться. "Вернисаж" знакомивший с картинами и иллюстрациями известных (к сожалению, в основном известных, до начинающих дело таки не дошло) художников-фантастов. "Видеодром, как ни странно, читал с интересом, смотреть все равно ничего не собирался, но хоть получал какое-то впечатление, от чего тут народ вокруг прется или плюется.
Ладно, что это значит для меня лично. Малую и среднюю зарубежную форму, особенно омедаленную, время от времени выпускают в сборниках, так что есть некоторый шанс с ней познакомится. По крупной форме есть список старых проверенных авторов, которых переводят и издают, о достойных новичках есть шанс узнать в "что_читать", там регулярная тема - "а подскажите похожих авторов" - подсказывают, чо. А вот отечественная фантастика, боюсь, для меня уходит под горизонт событий полностью, причем не только новички, но и мэтры. Смотрю на названия, читаю аннотации, рецензии, вспоминаю что-то возможно читанное у авторов, смотрю на наполнение серий, в которых выходит книга, и понимаю, что я этого не хочу. Увы.

Ну а пока про августовский номер. Номер, кстати очень удался своей цельностью, но не литературными достоинствами отдельных рассказов.




Очень широкая тема под раздачу попала - природа человека, в настоящем и в перспективе, в самых различных аспектах, эволюция, автоэволюция, реакция на неведомое или наоборот очень знакомое. Тема, впрочем настолько широкая, что сюда можно подверстать почти что угодно, но тем не менее прослеживается отчетливо, да и большая критическая статья ошибиться не даст.

В первом рассказе это, впрочем, довольно не очевидно.

Памела Сарджент "Клубничные птички". Есть человек - есть проблема.

Напомнило эпизод из старого рассказа Нэнси Кресс, где, чтобы в России не случилось революции "исследователи" из будущего украли царевича Алексея.
В семью университетского преподавателя приходит няня помогать с детьми. Кроме старшей восьмилетки там еще новорожденные близнецы и брат-аутист лет шести. Папа замотанный на работе, мама замотанная с детьми, нужны деньги на интернат для сына и папе предлагают делать ядрену банобу. А в будущем из-за того, что он согласился ее делать, произошло много нехорошего и оттуда прислали агентшу забрать пацана, типа папе не будут нужны лишние деньги, он останется в универе... Агентша вот только не хочет идти по самому простому пути, оставляя после себя печальные воспоминания.
Ученые из будущего, без проблем рассчитывающие нити вероятностей, не придумали ничего лучше банального киднепинга, а полевому агенту по факту приходится делать их работу уж как получится.

Максим Хорсун "Покидая "Марракеш". Оставляя на нем загадки и вопросы без ответов.

Завоеванные земляне батрачат на каком-то межзвездном суперкорабле. У героя, работающего техником, куча новостей, оказывается ему в свое время зачистили память, по легенде - сильно переживал, что ребенка у них с подругой забрали. А поскольку сейчас она снова залетела, память о старых событиях у него полезла наружу отрывочными кусками, и из них только одна связная мысль - бежать пока есть время.. В общем, безопасники алиенов малость накосячили, не разобравшись, что за воспоминания они ему чистили.
Кроме "вавилонского пленения" в рассказ есть еще намеки на опыты инопланетян над человеками, но как и в большинстве рассказов это скорее фон.
Довольно крепко и аккуратно сделанная вещь, неплохой слог и по делу выстроенные эпизоды, но вот список кораблей повстанцев убирает рассказ в трэш.

Александр Громов "Со Дна". Подпрыгнуть со дна колодца.

Центральная большая повесть номера.
Молодого и перспективного дипломата из хорошей семьи Лиги Свободных Миров - одного из крупнейших объединений планет, на которые раскололось человечество, бросили на сельское хозяйство дали задание - не допустить выход в космос одной из планет зависимой от Лиги. По договору, планета, способная выйти в космос, имеет право на независимость и остальные договаривающиеся стороны ее в этом поддержат. Планета называется Трон Аида или просто Дно, трехкратная тяжесть, плотная атмосфера, правда, пригодная для дыхания, густая облачность, сезоны ураганов. У тех, кто много поколений назад выбрал планету для колонизации и их потомков силы уходят в основном на выживание, так, во всяком случае, уверен герой. У приходящих из других миров по телепорту(!) одна радость - бассейн с водой, да и местные тоже не прочь в них расслабиться, какая уж тут космонавтика.
Приезжий молодой да ранний чиновник по особым поручениям занят в основном тем, что гордится, как он переносит тяготы и лишения и борется в основном с местным тяготением, а не с местной контрразведкой, которая, как ему кажется, просто пытается бесхитростно водит его за нос. Но непонятно, на что он надеется в отсутствии независимых и объективных источников, конкурирующих шпионских сетей завести некому, глухая облачность не позволяет что-то рассмотреть с орбиты, а технология радиолокационного обзора этой цивилизацией, похоже, утрачена. Сама же планета ценна настолько, что для системы не нашлось завалящего монитора просто повисеть на орбите, а в атмосферу запустить тучу свободнолетающих автономных роботов-аэростатов. Герой, впрочем, воспринимает все всерьез и лезет вон из шкуры.
Читалось довольно легко, хотя у меня Громов обычно не идет.

Ольга Моисеева "Второе дыхание" На двоих с тобой одно лишь дыхание.

Из-за некой флуктуации, на астероиде терпят аварию два кораблика - наш и инопланетный. С этими инопланетянами все никак не получалось пообщаться, а тут вот пожалуйста. Но нашему пока не до общения, борткомпьютер радует новостями - поломки движка поправимы, сейчас тронемся, а вот системе жизнеобеспечения каюк полный, сам-то может и не долетишь. А что у алиена? А тот лежит в темной рубке в скафандре в отключке и даже дверь не заперта. Ладно, прихватил чужого, полетели домой под обратный отсчет содержания кислорода. Естественно, как водится в старой доброй фантастике, два пилота спасли друг дружку.
Написано бодро, ровно и с аккуратно вставленной фантастической идеей.

Кен Лю "Исчисляемый" Объяснимый, объясняющий, понимающий.

У пацана-аутиста с тягой к математике проблема, мало того, что он с трудом ориентируется в нерациональном мире отношений, так еще отец погиб в автокатастрофе, а мамаша нашла себе реднека со склонностью к домашнему насилию и тот теперь прессует парня. А у него в голове все крутятся фразы из отцовских книг и лекций школьной математички о рациональных и иррациональных числах - и тех и других бесконечное множество, но бесконечность вторых много больше, и может жизнь устроена так же - в море иррационального отдельные крупицы рацио. И он вдруг видит так же свою жизнь - стопкадрами - пьяный домашний мордобой, кухонный нож в руке, адвокатша...
Текст рассыпается на отдельные куски, а смысл сводится к одной-двум фразам.

Йосс "Синдром Шангри-Ла №14" Идеал подразумевает неизменность.

Некий поэт, впечатлённый неожиданным результатом одной терраформировательной процедуры, пишет письмо к неведомым инопланетянам - запись на вечный носитель и раскидать во все стороны, этакое письмо в бутылке. Вот он рассказывает, как придумали гипердвижок и доступных планет сразу стало больше чем людей и пошел в гору бизнес терраформирования. Как в наткнулись на интересную форму жизни, которая живет в межзвездном пространстве, а если вдруг попадает в гравитационный колодец, распадается на споры, которые, в свою очередь, попав в какое-то местное живое существо, устраивают ему ускоренную эволюцию, чтобы поскорее выбраться таким образом назад в космос. Вот во время одной операции по развитию биосферы при помощи этой животинки, под дождь спор попали люди, а автор-поэт был в команде в качестве пиараста, и то, что потом произошло, его сильно поразило.
Идея достаточно оригинальная как и форма повествования. Но если начинаешь вдумываться, особенно во вторую часть авторского замысла, то и идея кажется притянутой за уши, поэт-герой-рассказчик многословно растекающимся мысью по древу, а исполнение читабельное, но не более того.

Ян Кризи "Дороже золота" Возможность быть всем.

Бегун готовится к соревнованиям, легендарная мужская стометровка. Его ведут при помощи его же компьютерной модели по единственной идеальной схеме тренировок. То что он возьмет очередное золото сомнений нет, но есть шанс, что сможет побить рекорд, а это круче, намного круче. Рекорды теперь держатся десятилетиями, и засчитываются только среди немодифицированных людей. Он тогда будет, что-то вроде символа для тех политиков и общественников, кто считает, что человечество должно остаться естественным, единым и немодифицировнным. Но он сам понимает, что эта вершина абсолютная, ничего круче из неизмененных людей ни он, ни при его жизни не сделает и почему бы не попробовать новые возможности. Вот и переговорщица от крылатых приперлась, обманув охрану.
Очень неплохая идея, хорошо исполнено.

Руди Рюкер, Эйлин Ганн "Человек из улья". Человек создает улей, улей превращается в человека.

У девушки новый приятель, нигде не работает, все время, уткнувшись в свой смартфон, крутит какие-то схемы в интернете, раскручивает музыкальную группу своих приятелей, участвует с самописным ботнетом в разных пи*ар-проектах. С одного проекта ему подогнали костюмчик из кальмара - работает как надетый экран, показывающий всякое что придет в голову его надевшему. Эту систему подключили к его собственному ботнету, и кто теперь главный в его голове - он сам или программы раскиданные по сети, непонятно. А заказчики, сделавшие его мозги частью интернета, продолжают на него давить - мы хорошо окучили белых, но цветные пока не охвачены, но главный рынок - китайцы, так что думай. И он придумал, как подключить к себе не только людей.
Это Рюкер, он велик, но иногда не очень понятен.

В критической части большая статья Сергея Шикарева о различных аспектах человеческой природы в фантастике от древних мифов и Франкенштейна до "Собачьего сердца" и "Ошибки физиолога Ню". Большая рецензия на "Комьюнити" Алексея Иванова прочитать книгу желания не вызвала.

Если, sf & fantasy, книги

Previous post Next post
Up