Стареющая ксеноновая свеча…

Jan 05, 2019 20:39

Собрался на Новый год в места не столь близкие. Туда, где сотовые не ловят, а в дороге, пронзающей почти круглосуточно ночную тайгу надежда лишь на надежный автомобиль с ярким головным светом.



Одна свеча. © sixbisix.iMGSRC.RU

Достался мне для этой поездки Mercedes A180 с ксеноновыми линзованными глазками и светодиодными бровками в возрасте 5 лет, которого лично забирал из «родильного дома» и взрослел он на моих глазах, но не в моих руках. Пребывал в ночных столичных пробках этот малыш примерно по 2 часа в день. 50 тысяч пролетели не бесследно, но родные ксеноновые лампы все еще оставались на местах.

К дороге дальней решил подготовиться, а одним из направлений подготовки стали лампы головного света. До этого с ксеноном дел не имел, но слышал, что со временем этот тип ламп теряем свои чудодейственные свойства. Пробил по интернету эту тему и обнаружил пробел. Точнее секрет «Полишинеля». Все о потере яркости знают и даже приводят какие-то цифры, но вот никаких тестов на эту тему не обнаружил, а производители и вовсе об этом временном эффекте помалкивают.

В связи с этим решил провести небольшое научное изыскание со свойственной Мотозануде занудностью, но не лишенное методик доморощенных, но от этого не менее точных.

Обзор литературы и сети Интернет

Первый вопрос, который возникает: а как ярко должна светить ксеноновая лампа?

Ответ на него можно получить на странице 173 ГОСТ Р МЭК 60809-2012 «Лампы для дорожных транспортных средств » (ссылка). Этот ГОСТ по своей сути является переводом IEC 60809:1995, который к сегодняшнему дню уже пронумерован как IEC 60809:2014/AMD2:2017 (ознакомиться с последним не получилось т.к. бесплатное ознакомление недоступно).
Расчетный световой поток (лм) для ламп D1S составляет 3200 лм при этом допускается отклонение +/- 450 лм. Все что больше, на дороги общего пользования, насколько понимаю, не допускается.

Теперь немного о производителях и их поделках. Для примера возьмем лидеров OSRAM и Philips.

У каждого есть ксеноновые лампы обычные с потоком от 2800 до 3350 лм. У OSRAM это Original (ссылка), а у Philips - Vision (ссылка).

Также есть прокаченные лампочки с широким спектром названий (WhiteVision, X-tremeVision, Xenarc Cool Blue Intense, Xenarc Ultra Life, Xenarc Night breaker laser и т.д.) и не менее широким диапазоном обещаний светить ярче, дальше и дольше. Коварство как всегда в деталях.

Например, для Xenarc night breaker laser обещают «до 250 м длиннее световой луч» и «до 200% больше яркости», при этом указывают световой поток как у обычных ламп (ссылка)

Для Xenarc cool blue intense производитель обещает скромные «до 20% больше света», но световой поток по техническим данных у данной лампы также не превышает 3200 лм.
Philips для Xenon X-tremeVision gen2 обещает «в два раза больше света», но при этом предусмотрительно ничего не сообщает о световом потоке, ограничиваясь лишь «характеристики изделия: высокая освещенность» (ссылка). Трудно будет поверить, что эта лампа выдает 6400 лм, но вот по сравнению с обычной галогеновой лампой два раза вовсе не кажутся фантастикой, в том числе и для обычного ксенона (ссылка).

Правда есть наблюдение, что все же громкие заявление производителей не полностью оторваны от действительности и push-up лампы светят действительно ярче обычной (ссылка). По независимому замеру разница между новым обычным Philips и навороченным, составляет примерно 24%, а световой поток может достигать 3968 лм (вычисленное Мотозанудой значение).

Однако у ксеноновых ламп есть один недостаток - снижение светового потока со временем.

Видимо из-за этого производитель заботливо не сообщает для большинства ламп их срок службы. Особенно эта забота проявляется для навороченных ламп. Если обычные ксеноновые лампы по данным производителей должны служить от 2500 до 4000 часов (OSRAM) или до 2500 часов (Philips), то вот для прокаченных ламп срок свечения «в два раза ярче» найти не удалось.

Забавно, но снижение светового потока ксеноновой лампы (здесь и далее под уменьшением светового потока имеется ввиду уменьшение светового потока самой лампы, а не за счет деградации отражателя фары или старения стекла фары) это какой-то странный секрет. Производители о нем не сообщают, но на форумах приводят одни и те же данные.
Видимо отвечаю на запрос бережливных OSRAM выпускает Xenarc Ultra Life со сроком службы «до четырех раз более длительным» (ссылка). Это ни много ни мало от 10000 до 16000 часов, по сравнению с «обычными лампами». Однако световой поток предусмотрительно не сообщается ни для новой лампы, ни для лампы которая оставит позади себя «300000 км».

Зато на народных форумах не все так оптимистично. Где-то сообщают о потери 70% светового потока (до 2240 лм) уже после 2000 часов (ссылка). Есть наблюдения, что через 3000 часов яркость ксенона равна яркости галогеновых ламп (1800 лм) (ссылка).

Почему так часто фигурирует цифра 70%? Потому что считается, что постепенное снижение светового потока на 30% еще не заметно человеку, а далее уже человеческий глаз способен различить разницу (ссылка и ссылка). Хотя приведенные рекомендации применимы для LED источников света, тем не менее не причин не применять их для других источников света.

Эти данные о сроке жизни ксеноновых ламп кочуют из одного сообщения в другое, с сайта на сайт. Однако проверить на практике эти данные никто не хотел.

Часть практическая

В связи подвернувшимся под руку автомобилем А180 с известными лампочками, китайским люксметром и потребностью в замене ксеноновых ламп в связи с длительным их сроком службы решено было провести измерения деградации светового потока ксеноновой лампы от времени.

В начале было желание купить оригинальные лампочки Mercedes-Benz, но цена в 16000 рублей за одну штуку сыграла не в пользу соблюдения программы «приверженности к брэнду».

Поэтому в качестве эталона взяты лампы Philips Vision (ссылка) с известным световым потоком в 3350 Лм и ценой 3200 рублей за штуку.

Перед заменой был измерен уровень освещенности на расстоянии 1.5 м от автомобиля. Люксометр устанавливался визуально по оси линзы и после этого искалась точка с максимальной освещенностью путем перемещения люксметра по вертикали и горизонтали в диапазоне +-30 см.

Результат ксеноновой лампы после 5 лет и примерно 3000 часов работы  (5*365+2=3650 часов, но величину немного уменьшили исключив выходные дни, каникулы и т.д.), составили 2565 лк. После вскрытия было установлено, что с завода в машине изначально стояли лампы OSRAM Xenarc 66140 со световым потоком 3200 Лм.



1- ксеноновая лампа после 5 лет эксплуатации
2 - новая ксеноновая лампа
© sixbisix.iMGSRC.RU

После этого в фару была установлена новая Philips Vision. Замеры проведены по той же методике. Максимальная освещенность зафиксирована на уровне 3521 лк.

Таким образом, за 5 лет освещенность снизилась на 30%. В принципе это соответствует информации в сети «Интернет». Говоря 30%, мы предполагаем, что нам попалась средняя лампа, т.к. производитель допускает отклонение светового потока +-300 лм.

Выводы
1. Подтвердилось, что ксеноновые лампы стареют.
2. За 3000 часов старение составляет 70% (Osram Original).
3. Оптимально заменять лампу примерно через 2000 часов, после которого падение светового потока уже будет заметно.
4. Не всегда нужно покупать «оригинальные» запасные части.

P.S. Без сомнений, любая ксеноновая лампа будет светить ярче галогеновой даже спустя 3000 часов работы и можно продолжать ездить до «перегорания», но стоило ли в этом случае переплачивать за опцию «ксенон» от 30000 рублей? Странно также почему производители ксеноновых ламп во всё горло не орут о необходимости менять лампы через 2000-3000 часов, не устанавливают индикаторы «износа» как это делают производители стеклоочистителей?

Проблема деградации источников света еще острее встает в современных светодиодных фарах. Не тех, где лампы заменяют на светодиодные, слепя встречных водителей (ссылка), а тех, которые подлежат замене целиком при поломке. Несмотря на то, что срок их службы объявлен в 30000 часов и более, проблема деградации никуда не исчезла, а цена замены такой лампы может пошатнуть бюджет владельца. (например, светодиодная фара на BMW GS 1200 стоит 62000 рублей). Впрочем это не предел, на подходе лазерные фары.

Разное несуразное, тесты

Previous post Next post
Up