James R Davis What They Didn't Teach During The MSF Class (And a couple of things they shouldn't)
Источник:
http://msgroup.org/Перевод: SixBiSix
В мотошколах люди которые никогда не имели опыта вождения мотоцикла должны получить огромное количество знаний и навыков. В реальности, у учащихся мотошкол нет времени на изучение тех моментов, которые описаны в Мотосоветах, или у них нет достаточно времени акцентировать внимание на различных моментах, которые подчеркнуты мной. (Чтобы никто не понял меня не правильно, данный Мотосовет не против мотошкол и методик их обучения - я один из самых ретивых, кто защищает мотошколы).
- Инструкторы мотошкол обучают своих подопечных, как контролировать их мотоциклы. Однако они к сожалению не обучают будущих мотоциклистов как ВОССТАНОВИТЬ контроль над мотоциклом. Будущим мотоциклистам необходимо объяснить, что если они потеряли контроль над мотоциклом (например, резко отпустили сцепление), необходимо НАЖАТЬ ОБА РЫЧАГА (сцепление и тормоза)! Быстро! Без раздумий! Действуйте!
- Если вы едите на мотоцикле в одиночку или езде в голове колонны, то при приближении к вершине холма сместитесь подальше центра дороги. Спустя какое-то время вы увидите встречные машины и уже может быть слишком поздно, если кто-то двигается навстречу по вашей полосе и у вас уже нет времени уйти в сторону. (Об этом говорят в мотошколах, и я включил этот мотосовет только для того, что бы обратить внимание).
- При движении в колонне очень важно, что бы наиболее опытный/ квалифицированный/ подготовленный мотоциклист ехал позади колонны, а не в её начале. Такой мотоциклист первым должен предупредить дорожно-транспортное происшествие. Это лучшая позиция для оценки возможностей каждого из участников колонны и он может дать рекомендации по изменению режима езды. Этот мотоциклист в большинстве случаев обеспечивает перестроение колонны на новую полосу движения.
- При движении в колонне и перестроении в полосу движения, в которой машины двигаются с меньшей скоростью, перестроение необходимо начинать с головы колонны как только вы опередите машину в полосе, в которую хотите перестроиться. Замыкающий мотоциклист в колонне последним меняет полосу движения. Обратите внимание, что если мотоциклист, возглавляющий колонну, после перестроения сохранит прежнюю скорость движения расстояние между машиной и этим мотоциклистом будет увеличиваться и остальные мотоциклисты в колонне смогу (один за другим) перестроиться за минимальное время.
- При движении в колонне и перестроении в полосу движения, в которой машины двигаются быстрее, перестроение должно выполняться от замыкающего мотоциклиста к мотоциклисту, возглавляющего колонну. Мотоциклист замыкающий колонну перестраивается и другие мотоциклисты в колонне перестраиваются только в том случае, когда мотоциклист следующий за ним осуществил перестроение и если оба мотоциклиста убедились, что перестроение безопасно. Достаточно стандартное правило, я разрешаю тебе, чем просто перестроение от замыкающего к голове колонны. Такое перестроение возможно потому, что замыкающий мотоциклист продолжает движение с прежней скоростью и появляется пространство перед ним для перестроения следующего мотоциклиста. Если ждать, пока расстояние увеличится до такой длинны, что колонна сможет перестроится одновременно, то такое расстояние будет лакомым кусочком, который заходят занять нетерпеливые автомобилисты.
- Один совет, который дают в мотошколах, на мой взгляд нуждается в пояснении в отношении предостеречь всегда ставить одну ногу на землю при остановке. Это хорошо, если мотоцикл небольшой, но если это спорт-турист, то по моему мнению, при остановке нужно выставлять обе ноги одновременно. Скользкая поверхность не прощает ошибок и очень опасна. Задний тормоз можно отпустить не опасаясь ничего, если вы тормозите передним на скорости 3 км/час. (Очевидно, что не нужно ставить ноги на землю до полной остановки мотоцикла) Я полагаю, что в мотошколах учат, что нужно выставлять правую ногу на землю, а левую оставлять на подножке. Иногда эта рекомендация изменяется и левую ногу ставят на землю для того, что бы правой ногой можно было нажимать на тормоз. (Я не могу подтвердить, что так учат в мотошколах - возможно это выдумка). В обоих случаях по определению ваш мотоцикл находится не в вертикальном положении и только одна нога опирается о землю. Если необходимо быстро тронуться (например, освободить кому-то место для проезда), это займет больше времени если вы опирались на одну ногу, а не на обе. Это связано с тем, что вам необходимо выпрямить мотоцикл перед тем как тронуться, ваш старт будет менее предсказуем и в начале вам необходимо убрать правую ногу с тормоза. Все это отнимает время. И последнее. Вы весьма легко удержите одной ногой небольшой мотоцикл, но совсем другое дело удержать мотоцикл класса туризм. (Конечно, всегда существуют исключения из правила. Если вы остановились на светофоре, где дорога имеет большой наклон, то ваша правая нога должна находиться на педали тормоза. Аналогично, в экстренной ситуации вы всегда будете останавливаться с ногой расположенной на педали заднего тормоза).
- Еще один совет на котором не достаточно акцентируют внимание в мотошколах - ваши зеркала «говорят» только НЕТ. Это значит, что если вы видите в зеркалах опасность, то это означает, что НЕ нужно двигаться в направлении этой опасности. Если в зеркалах вы не видете опасности, это не значит, что опасности НЕ СУЩЕСТВУЕТ и можно двигаться. Поворачивайте голову каждый раз (В мотошколах не учат этому!).
- Если есть выбор между белым и чёрным, то и у вас есть выбор между различными траекториями. Вы не должны придерживаться одной траектории, только из-за того, что находитесь на шахматной доске. В вашем распоряжении целая полоса, находясь в который вы не мешаете другим мотоциклистам. Двигаясь в шахматном порядке вы оставляется себе место для маневра в случае необходимости. Не убеждайте себя, что необходимо двигаться только по белому или непривычному черному пути.
Езда по магистралям требует соблюдения очевидных жизненно необходимых правил, которые по каким-то причинам игнорируются многими мотоциклистами. Например,
- Предположим, вы едите по правой или второй справа полосе (самые медленные полосы) автомагистрали и вы приближаетесь к въезду на эту магистраль - посмотрите на право. По аналогии важно, если вы подъезжаете к выезду с магистрали - посмотрите налево (и вы увидите машину, которая намеревается подрезать вас при выезде с магистрали).
- Если у вас есть выбор полосы, то вторая слева полоса будет идеальным выбором. Это даст лихачам возможность опередить вас (более или менее соблюдая правила), и не оказаться случайно в крайней правой полосе, меняющей свое направление (конечно исключая трех-полосные дороги [прим. SixBiSix - автор имеет ввиду трехполосные дороги, на среднюю полосу которых можно выезжать только для поворота налево и обгона]).
- Нет ничего магического или религиозного в том, что бы избегать езды по центру вашей полосы. Посторонние предметы обычно лежат не на центре полосы, а на полосах разметки. В связи с тем, что на автомагистрали обычно не останавливаются центр полосы обычно загрязнен не значительно больше, чем по краям полосы. Поэтому в сильный ветер, держитесь центра полосы. Опережая грузовой автомобиль, держитесь центральной части полосы. При езде по крайней левой полосе по дороге имеющей разделительные заграждения, держитесь центра полосы.
Чему не нужно учиться (потому что это не правильно):
- В процессе движения не нужно держать пальцы на рычаге сцепления (Это правда, только если вы занимаетесь в мотошколе, если вы начинающий мотоциклист и если вы двигаетесь на низкой скорости и желаете уронить мотоцикл при нажатии на передний тормоз в повороте)
- Передний тормоз обеспечивает 70% тормозной силы (В реальности, если ваш мотоцикл может сделать стоппи, то передний тормоз обеспечивает 100% тормозной силы и в большинстве случаев может обеспечить 90%).
- Торможение в повороте увеличивает радиус поворота (Обычно, но не всегда. Однако правдой является то, что независимо от того какой тормоз вы используете, если ваша скорость больше 15 км/час и вы нажали на тормоз(а) в повороте, то ваш мотоцикл распрямляется вместо того что бы упасть - таким образом это приводит к выпрямление и уменьшению угла наклона).
- Заставлять учащихся блокировать задний тормоз на скорости 30 км/час (Это безумие! На уроке изучают, что использование обоих тормозов эффективнее, чем использование только заднего тормоза и конечно более эффективно чем использование только переднего тормоза. Однако на этом занятии ученики должны изучать торможение только ПЕРЕДНИМ тормозом и затем для сравнения обоими. НИКОГДА - НИ ОДНОГО РАЗА В СВОЕЙ ЖИЗНИ - НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЗАДНИЙ ТОРМОЗ ПРИ РЕЗКОМ ТОРМОЖЕНИИ. Если вам скажут в мотошколе выполнить этом упражнение вы достаточно компетентны, что бы отказаться, но это не обязательно. Подразумевая, что начинающие мотоциклисты могут контролированиять юз задним тормозом и это по моему мнению не особенно опасно).
- Чем тяжелее мотоцикл, тем больше у него тормозной путь и длительнее время остановки (Нонсенс! Это полный вымысел. Тяжелому мотоциклу, по сравнению с легким, требуется больше сил, что бы остановиться, но вес дает дополнительное сцепление с дорогой для того, что бы использовать большую силу торможения, т.е. только используйте больше тормозного усилия и время и дистанция торможения у тяжелого мотоцикла, будут почти такими же как у легкого.)
- Переключайте передачи вниз в процессе торможения (Смысл этого совета заключается в том, что в момент остановки вы всегда будете на первой передаче и если необходимо сможете быстро тронуться, а терять время на поиск первой передачи. Эти действия отвлекают ваше внимание от действий, которые могут сохранить вам жизнь (например экстренное торможение) и когда все ваше внимание должно быть направлено на контроль за мотоциклом в опасной ситуации. Более того, исследования показали, что для того, что бы достигнуть минимального тормозного пути, быстрой остановки в процессе торможения необходимо полностью ослабить ваше сцепление в начале торможения. Переключайте передачи вниз только тогда, когда вы полностью остановитесь - Делайте это ВСЕГДА!)
В своем большинстве, мотошколы упрощают свою программу и что еще хуже, упрощают программу подготовки инструкторов до такой степени, что Инструкторы/Тренеры не могут больше отвечать на вопросы начинающиеся со слова «Почему?».
[31 января 2006 года]
Я получил отзыв, что мотошколы снова изменились:
«Только что закончил мотошколу в Канаде и хочу отметить, что некоторые моменты, отмеченные в этом мотосовете изменились:
1. Нам сказали ВСЕГДА опираться на обе ноги при остановке.
2. Нам совсем ничего не говорили о положении в полосе, за исключением того, что изложено в учебнике (т.е. существуют три суб-полосы, используйте их соответственно).
3. НИКОГДА не тормозите и не поворачивайте одновременно. Тормозите только при движении прямо или очень постепенно (т.е. если у вас нет места для выпрямления мотоцикла и последующего торможения, но нужно тормозить в повороте).
4. Никогда не выполняли упражнений на блокировку заднего колеса.
5. Ничего не говорили о зависимости тормозного пути и веса мотоцикла.»
Я рад большинству изменений, но должен возразить, что в большинстве случаев вы можете выполнять торможение в повороте, независимо от скорости. Если вам необходимо остановиться, выпрямите мотоцикл перед остановкой, но если ваш мотоцикл не наклонен в повороте более чем на 30 градусов, то у вас остается столько возможности тормозить, сколько возможно вы не сможете использовать.