В Хамовническом районном суде Москвы продолжает давать показания Платон Лебедев. С легкой руки журналистов их называют лекциями - настолько увлекательно экс-банкир рассказывает об экономике, нефтяной отрасли и деятельности НК "ЮКОС". 7 сентября 2010 года свое выступление он начал с разъяснения понятия "скважинная жидкость", фигурирующего в деле, и с изобличения спекуляций вокруг него.
"Я хочу остановиться на одном интересном моменте, который здесь не раз обозначался, - скважинная жидкость. Я решил немного времени потратить на более подробное разъяснение этого термина, потому что вокруг скважинной жидкости происходит достаточно много спекуляций, может быть, в силу непонимания, что это такое, плюс мне известно, что старая менеджерская компания "Томскнефти", в том числе господин Авалишвили вместе со своим коллегой господином Рыбиным, пытались использовать термин скважинная жидкость в неблаговидных целях", - сказал Платон Лебедев.
Как пояснил Платон Лебедев, обвинители смешивают два термина. Первый - это нефть, которая находится в составе скважинной жидкости. Второй термин - это товарная нефть, которая соответствует ГОСТу.
По словам подсудимого, в действительности нефтесодержащую скважинную жидкость, извлекаемую из пласта, можно с очень большой натяжкой назвать нефтью. Платон Лебедев провел аналогию с золотом - золотоносная порода, тоннами добываемая из карьеров, тоже сильно отличается от материала, из которого изготовлены ювелирные изделия, продаваемые в магазинах.
Бывший глава МФО "МЕНАТЕП" сообщил, что в жидкости, извлекаемой из пласта, примерно 70 процентов воды. То есть, каждый литр жидкости из скважины содержит примерно только 300 миллилитров собственно нефти. Между тем в товарной нефти должно быть не более 0,5 процента воды.
Основные ресурсы при добыче нефти тратятся на то, чтобы закачать воду обратно в пласт, добавил Платон Лебедев.
Следует отметить, что выступавший на судебном процессе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в качестве свидетеля обвинения предприниматель Евгений Рыбин утверждал, будто термин "скважинная жидкость" придумал Михаил Ходорковский для совершения экономических преступлений. Между тем Платон Лебедев в своем выступлении 7 сентября сослался на ГОСТ Р 51365-99 (ИСО 10423-94), где дано определение этому термину. Согласно данному государственному стандарту, который имеется в деле Ходорковского-Лебедева, это "реальная жидкость, которая выходит из скважины".
Кроме того, в своей "лекции" Платон Лебедев заявил о законности заключенных компанией "ЮКОС" с ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Самаранефтегаз" генеральных соглашений и подкрепил свое заявление ссылками на вступившие в силу судебные решения. Так, все иски налоговой службы Томской области были отвергнуты арбитражными судами вплоть до Высшего арбитражного суда, а генеральные соглашения и договоры, которые заключались во исполнение генеральных соглашений, были признаны законными. Однако теперь прокуроры утверждют, будто генеральные соглашения были заключены в ущерб "дочкам" "ЮКОСа".
Следующее судебное заседание по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева состоится 9 сентября. Начало в 10 часов.
Оригинал на портале HRO.org:
http://hro.org/node/8961.