Это письмо отправлено (вчера - в электронном, сегодня с утра - в бумажном виде) в Международный Комитет Красного Креста. Надеюсь, что оно не останется без внимания адресата. Искреннее восхищение, огромнейшее спасибо поставившим свои подписи под ним - Светлане Ганнушкиной, Ольге Романовой, Татьяне Янкелевеч. Ей еще отдельная глубокая признательность за правку текста, распространение письма дополнительным важным адресатам. Эта помощь уважаемых и неравнодушных людей - большая честь для меня. Не сомневаюсь, что подписавшихся оказалось бы больше, если бы у меня нашлось бы дополнительное время оповестить их. К сожалению, ситуация у Александра очень тревожная, и поэтому нельзя было мелить. Если у вас есть желание и возможность, то перепостите, пожалуйста, обращение, чтобы как можно больше людей узнало о положении Александра. Я считаю, что его жизнь находится в опасности, и публичность может защитить его. Спасибо.
***
В Международный комитет Красного Креста
от независимого журналиста Веры Васильевой
ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемая госпожа Мирьяна Сполярич-Эггер! Уважаемые господа! К вам обращается независимый журналист Вера Васильева. Одна из основных сфер моего профессионального интереса - положение заключенных в России. Мое особое внимание привлекло обращение Дмитрия Муратова в МКК с просьбой о помощи Алексею Горинову, тяжелобольному российскому политическому заключенному, а также реакция МКК на это письмо. (Дмитрий Муратов, бывший главный редактор "Новой газеты" - лауреат Нобелевской премии мира 2021года.)
К сожалению, случай с антивоенно настроенным депутатом Алексеем Гориновым - не единственный. Хочу обратить ваше внимание на положение Александра Маркина (1962 г. р.), другого российского заключенного, вызывающее у меня глубокую обеспокоенность. Это московский предприниматель, с 2000 года проживавший по медицинским показаниям в Испании. В 2007 году он был обвинен российской прокуратурой в убийстве совладельца холдинговой компании "Оптифуд" Михаила Вюнша. В 2008 году Маркин был оправдан присяжными Мособлсуда по всем пунктам обвинения. Однако оправдательный приговор был отменен, и в 2014 году на основании той же доказательной базы Маркина приговорили к пожизненному лишению свободы.
У Маркина, как и у Горинова, отсутствует часть легкого. В связи с этим Госпиталь им. Академика Н. Н. Бурденко рекомендовал Маркину проживание в теплом влажном климате. Медицинскую справку прилагаю. Кроме того, у Маркина есть и другие хронические заболевания. Документы, подтверждающие это, имеются в деле.
Даже воздух Мордовии, где Маркин уже 10 лет находится в колонии ИК-1, опасен его здоровью. Однако вместо того, чтобы принять во внимание эти подтвержденные официальными медицинскими документами факты, администрация колонии оказывает прессинг на Маркина и ставит под угрозу его здоровье и жизнь. Этот прессинг оказывали периодически уже давно, но недавно он усилился. 12 ноября 2024 года администрация ИК-1 водворила Маркина в штрафной изолятор (ШИЗО) на 15 суток. Официальная формулировка причины этого взыскания: "не поздоровался и не представился должным образом контролеру". Это обвинение Маркин не признает. У меня есть основания полагать, что это - только формальный предлог. Фактически заключенного наказали за отказ от работы. Многие заключенные ушли воевать с Украиной, рабочих рук не хватает, а с начальства требуют выполнение плана.
Сотрудники администрации колонии (я готова предоставить их фамилии) перед водворением Маркина в ШИЗО в грубой форме принуждали работать и не пожелали слушать никаких объяснений. В ИК-1 работа происходит в швейном цехе. Пыль от ткани и ниток, масла от швейных машинок представляют для человека с частично ампутированным легким смертельную угрозу. Маркин неоднократно объяснял это сотрудникам администрации колонии, ссылался на документы в деле, но это не возымело никакого действия. Маркина угрозами заставляют выйти на работу, опасную для его жизни.
После истечения срока взыскания Маркину, не выпуская его из ШИЗО, дали на тех же основаниях еще 15 суток наказания.
В камере у Маркина (как и во всех остальных камерах) нет и никогда не было горячей воды. В помещениях колонии холодно. Я готова это засвидетельствовать, поскольку неоднократно лично присутствовала там на свиданиях. Купить и передать Маркину мобильный электрообогреватель и теплый плед не разрешили. В выдаче казенного второго одеяла также было отказано. По утверждению Маркина и его защиты, кормят мало.
Прошу МКК вмешаться в ситуацию и дать оценку действиям администрации ФКУ ИК-1 Мордовии в отношении тяжелобольного осужденного Александра Маркина. Прошу воспрепятствовать давлению, угрожающему его здоровью и жизни.
С уважением,
Вера Васильева
08.12.2024
Это обращение поддерживают:
Tatiana Yankelevich, Center Associate
Davis Center for Russian and Eurasian Studies
Former Director, Andrei Sakharov Program of Human Rights
Harvard University, Cambridge, Massachusetts, USA
Светлана Ганнушкина*, правозащитник, член Совета Центра общества "Мемориал"*
Ольга Романова*, правозащитник, глава Фонда "Русь сидящая"*
*К сожалению, российский закон обязывает меня указать в публикации, что Светлана Ганнушкина и Ольга Романова были объявлены российскими властями "ионоагентами", "Мемориал" ликвидирован, а Фонд "Русь сидящая" признана "нежелательной" организацией.