Дорогие друзья, следуя вашим просьбам и осознавая, очевидно, уже давно назревшую необходимость, я составила подробную справку об Александре Маркине и его уголовном деле со ссылками на официальные документы (приговоры судов и не только). Надеюсь, она многим будет полезна. Показана к распространению. Спасибо большое за ваше неравнодушие!
Александр Алексеевич Маркин родился 22 октября 1962 года в Донецке УССР. Служил в армии на космодроме Байконур в батальоне охраны. В 1987 году окончил Донецкий институт физической культуры и спорта по специальности "преподаватель физкультуры и тренер по боксу". Работал телохранителем в Москве, занимался охранным бизнесом, был генеральным директором частного охранного предприятия "Витязь-спорт".
В 1995 году при исполнении служебных обязанностей Маркин получил огнестрельное ранение тяжелой степени. По словам Маркина, в него стрелял человек, одетый в форму сотрудника милиции. Дело вскоре закрыли, так и не расследовав, затем оно было утеряно, а из НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, где Маркин проходил лечение, необъяснимо исчезла история болезни.
Из-за этого ранения в 2001 году Маркин, по рекомендации врачей, был вынужден перебраться с семьей на постоянное место жительства в Испанию. По
заключению врачей, ему показаны постоянное наблюдение врачебного персонала и проживание на морском побережье с теплым климатом.
Впервые Маркин был арестован 20 марта 2006 года в Испании по обвинению со стороны российских властей в организации убийства в 2 декабря 2002 года совладельца компании "Оптифуд" (крупнейшего импортера куриного мяса в Россию) Михаила Вюнша и, в 2004 году, сотрудника "Оптифуда" Сергея Проснякова. ЧОП "Витязь-спорт" предоставлял охранные слуги "Оптифуду" и Вюншу.
2 декабря 2002 года Вюнш вместе с водителем и охранником был взорван в собственном автомобиле в Московской области. Из-за этого убийства и (как показала экспертиза, о которой сказано ниже) фальшивой подписи Вюнша на доверенности его доля в бизнесе перешла ко второму владельцу "Оптифуда" Ивану Оболенцеву. Вюнш якобы подписал эту доверенность (оформленную, кстати, без полной расшифровки его подписи, что неправильно) за две недели до своей гибели. Нотариус, оформлявший передачу доли Оболенцеву, впоследствии внезапно умер. Экспертиза подписи Вюнша на этой доверенности (она была проведена во время второго суда над Маркиным по инициативе его тогдашнего адвоката Дмитрия Динзе) показала, что в действительности на доверенности - факсимиле, а не реальная подпись. Маркин указывал, что причиной убийства Вюнша могло быть присвоение Оболенцевым в банке "ИБК" многомиллионных кредитов и единоличное завладение им бизнесом убитого.
Просняков же, по словам Маркина, с одной стороны, знал о возможной причастности к преступлениям Оболенцева, помогал ему "отмывать" кредиты, а с другой - тоже претендовал на долю в бизнесе "Оптифуда".
Маркин был экстрадирован в Россию, где, по его утверждению, подвергся жестокому обращению в СИЗО-4 Москвы ("Медведь"). В частности, его держали трое суток в спецкамере с психически нездоровым человеком. Камера находилась на первом этаже, зарешеченное окно в ней было не застеклено. На улице, в метре от окна камеры, стоял рентгеновский автомобиль и круглосуточно работал.
Затем Маркина перевели в другую камеру, где продержали трое суток без сна и пищи. Присесть, по его словам, можно было на сумку с вещами. Потом в эту же комнату поместили тело умершего заключенного, с которым Маркин находился довольно длительное время.
Гособвинение требовало для Маркина пожизненного лишения свободы, но 25 марта 2008 года суд присяжных Московского областного суда
оправдал его по всем пунктам обвинения и освободил из-под стражи.
Однако в мае 2008 года коллегия Верховного суда РФ отменила оправдательный приговор по доводам кассационного представления государственного обвинителя.
В начале 2011 года Маркин
разместил на YouTube свое видеообращение к президенту РФ, где рассказал о своей версии вменявшихся ему преступлении и обвинил прокуратуру РФ в преступном слиянии со структурами исполнительной власти и криминальным бизнесом. Через несколько дней после этого Маркина повторно арестовали в Испании.
В феврале 2012 года обвиняемого снова экстрадировали в Россию. Как заявил Маркин, экстрадиция была осуществлена с нарушением закона, без утверждения МВД и Совета министров Испании. Из-за этого Маркин был лишен возможности оспорить экстрадицию в Европейском суде по правам человека. Также не было принято окончательного решения по вопросу о предоставлении Маркину политического убежища, о чем тот подавал прошение властям Испании.
До вступления в силу второго приговора Маркин удерживался в СИЗО-4 ("Медведь"), СИЗО-2 ("Бутырка") Москвы. Обвинение против Маркина с первого судебного процесса не претерпело изменений, новых доказательств не появилось. Однако 9 августа 2013 года Маркин был признан виновным по всем пунктам и приговорен к пожизненному сроку (см. файл Verdict-2.zip). Его защита (адвокаты Виолетта Волкова, Дмитрий Айвазян) указывала на сомнительность доказательной базы, неочевидность мотивов, вопросы к процедуре отбора присяжных и другие нарушения.
В ходе судебного заседания председательствующий судья Андрей Вьюнов отказал стороне защиты в допросе явившихся свидетелей в присутствии коллегии присяжных заседателей. При этом указанные свидетели были допрошены в отсутствие присяжных. После такого допроса защита не имела возможности сослаться на их показания на стадии прений, что существенно повлияло на исход уголовного дела и вердикт присяжных, ущемило и умалило принцип состязательности сторон.
В ходе судебного разбирательства по уголовному делу были допущены нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлияли на содержание ответов, данных присяжными заседателями на поставленные перед ними вопросы. Так, в напутственном слове изложена только позиция обвинения и не изложена позиция защиты. При таких обстоятельствах вынесение справедливого вердикта коллегией присяжных стало невозможным.
Апелляционная жалоба на приговор, поданная защитой Маркина в Верховный суд РФ (адвокат Виолетта Волкова), результатов не дала. Приговор
остался в силе. Между тем Испания принимала положительное решение о выдаче Маркина в Россию с условием, что он не получит пожизненного лишения свободы. Однако Верховный суд РФ в ходе своего заседания отметил, что не усматривает нарушения прав Маркина в факте вынесения такого приговора, "пожизненно" не значит "до конца жизни". Согласно УИК РФ, через 25 лет заключения осужденный после имеет право ходатайствовать о своем УДО.
В 2014 году Маркин был этапирован отбывать наказание в колонию ИК-1 поселка Сосновка Зубово-Полянского района Мордовии. В феврале 2016 года он переведен в колонию особого режима ИК-6 Мордовии.
По словам Маркина, сотрудники этой колонии в течение первых трех дней после его прибытия туда избивали его резиновыми дубинками по ногам и спине. Маркина безуспешно принуждали признаться в совершении особо тяжких преступлений, к которым он не имел отношения, а также склоняли его к сотрудничеству с администрацией. После этих избиений у осужденного резко ухудшилось состояние ног, на них образовались кровоточащие язвы, что подтверждено тюремными врачами. Эти язвы не проходили более года, избавиться от них удалось только с помощью лечебных пластырей, которые сочувствующим Маркину гражданам удалось передать в колонию. Однако до конца ноги так и не были вылечены.
В декабре 2019 года адвокат Маркина Наиль
Салькаев сообщил об угрозах пытками своему подзащитному. Один из сотрудников колонии обещал вывести Маркина в ночное время во дворик и, держа его на холоде пристегнутым наручниками к металлическим брусьям, обливать холодной водой до тех пор, пока он не согласится выйти на работу в швейном цехе. Маркину, как сообщил адвокат, пообещали оформлять под надуманными предлогами нарушения режима отбывания наказания, систематически помещать его в штрафной изолятор, при этом он будет лишен передач, бандеролей, свиданий, писем и газет.
Салькаев указывал на то, что в помещении швейного цеха, по словам Маркина, "очень пыльно, душно, везде швейные масла". Это, совершенно очевидно, могло крайне отрицательно повлиять на состояние здоровья заключенного, у которого удалена часть легкого.
Усилиями адвоката Салькаева в августе 2020 года Маркин был возвращен в ИК-1. Ситуация на время нормализовалась.
С 24 февраля 2022 года Маркин занял резко отрицательную позицию по отношению к действиям России на территории Украины, о чем он неоднократно заявлял окружающим, в том числе сотрудникам колонии, а также в личной переписке с родственниками и друзьями.
В мае 2023 года администрация ИК-1 начала активно склонять Маркина к подписанию договора о получении специальности швеи-мотористки с последующим трудоустройством на работу в этом исправительном учреждении по этой специальности. В настоящее время Маркин и его адвокат Салькаев пытаются разрешить возникаю проблему, предпринимая для этого различные юридические шаги. Видимо, в качестве ответного шага администрация ИК-1 лишила Маркина возможности приобретать дополнительное питание за личные денежные средства, и его физическое состояние ухудшилось. Это заметили отметили на недавнем свидании, в частности, Васильева В., автор этого письма.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕТКОЙ
В местах заключения Маркин начал писать прозу. Публиковался в литературно-художественном альманахе "Артикуляция", на сайте радио "Свобода", в "Экономической и философской газете", на литературном портале "Проза.ру", вел блог в "Живом журнале", посвященный испанской и российской тюремным системам.
В 2021 году в издательстве "ЛитРес: Самиздат" у Маркина вышла повесть "Смертельный кредит. Документальный детектив", написанная во время его пребывания в следственном изоляторе Москвы и в мордовских исправительных колониях. Эта книга направлена на разоблачение коррупции в правоохранительных органах и в судах на примере уголовного дела Маркина.
Один из
фрагментов этой повести посвящен встрече Маркина в 2007 году в московском СИЗО "Матросская Тишина" с бывшим сотрудником НК "ЮКОС" Алексеем Пичугиным.