20-22 июня ездили в ИК-1 в Сосновке Республики Мордовия к осужденному по сфабрикованному делу на пожизненный срок Александру Маркину. Само свидание было 21 июня.
От Потьмы, куда саранский поезд прибывает в четыре часа утра, - несколько десятков минут езды на автомобиле. Еще есть автобус, объезжающий все близлежащие поселки, перечень которых вполне может составить учебник по географии и истории ГУЛАГа: Потьма, Явас, Парца… В памяти немедленно всплывают имена Ларисы Богораз, Юлия Даниэля, Андрея Синявского, Анатолия Марченко и многих-многих других диссидентов советского времени, а теперь и наших современников, например, Юрия Дмитриева, отбывающего незаслуженное наказание в ИК-18 в Потьме…
Здесь время будто запуталось в брежневской эпохе. Очень хотелось запечатлеть на фото саму зону с ее километрами заборов, колючей проволоки, караульными вышками, плакатами "На свободу - с чистой совестью" (в ИК-1 несколько участков с разными режимами, не только пожизненный) и т. п. Но всё было утыкано табличками с грозными надписями, запрещающими вести какую-либо фото- видеосъемку "режимных объектов". Возможно, подталкиваемая репортерским азартом, я и проигнорировала бы этот запрет. Но я не решилась на это, опасаясь, что если мои действия заметят, то свидание закончится, не начавшись.
Для того, чтобы попасть на свидание, нужно написать заявление в двух экземплярах с многочисленными ссылками на различные правовые нормы и цитатами из них (непременно от руки, копировальную бумагу, не говоря уже о современной технике, использовать нельзя). Потом его отдают в администрацию исправительного учреждения для подписи.
Общение проходит в примечательной обстановке. Осужденного запирают в одной клетке, а посетителя - в другой, стоящей напротив на расстоянии нескольких метров. Закон выделяет на краткосрочное свидание четыре часа.
Александр, помимо того, что очень благодарил всех, кто его поддерживает, пишет, помогает материально, неоднократно просил передать его извинения неравнодушным людям, которым он не успевает вовремя отвечать на письма. Это вызвано складывающимися обстоятельствами, а не нежеланием. Живо интересуется политической и общественной жизнью, погружен в гущу происходящих событий, за которыми следит по публикациям выписываемых изданий и присылаемым ему распечатками из Интернета. Несмотря на жесткую изоляцию, остается в контексте времени. Имеет обо всем свои суждения, высказывает их смело, без оглядки на присутствующих тут же сотрудников колонии. Интереснейший собеседник.
Увлеченно делится планами по написанию своей книги "
Смертельный кредит-2", очень хочет, чтобы ее прочитало как можно больше людей. Также надеется на новых читателей своей
предыдущей книги и недавнего эссе "
Второй день рождения", опубликованного на портале "Проза.ру".
С любовью говорит о своих родных, увы, не имеющих возможности приехать в Россию, чтобы его проведать, и о дорогой его сердцу Испании, где жил со своей семьей постоянно с 2001 года.
Передает всем огромный привет и поклон.
Поездка в ИК-1 к Александру Маркину
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Поездка в ИК-1 к Александру Маркину