«Тайная вечеря» да Винчи: история шедевра

Sep 03, 2017 21:41

Это интересно и у меня один вопрос в этой связи. Почему иерусалимскую комнату в старом городе связывают с сюжетом этой прославленной работы Леонардо? Загляну конечно в БСЭ (энциклопедию) и почитаю разные сетевые источники, но что-то подсказывает, что многое в этой истории форсировано в связи с менявшейся геополитической, ид еологическойконьюнктурой и задачами туриндустрии.
Оригинал взят у analitic в «Тайная вечеря» да Винчи: история шедевра


Написана она так, словно Иисус с апостолами едят одновременно с церковниками. Свет исходит не из нарисованных окон, а слева - как и в самой трапезной.

Фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи создал в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Написана она была так, словно Иисус с апостолами ели одновременно с церковниками. Свет исходит не из нарисованных окон, а слева - как и в самой трапезной. Столы и посуда точно копируют те, что были в церкви. Тем самым Леонардо хотел показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.

Сюжет
Тайная вечеря - это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера - предсказание о предательстве одного из учеников.

Ближайшие сподвижники Иисуса - те самые апостолы - изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка - Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, слева от Христа сидит не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду - с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Контекст
Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» - это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.

Да Винчи получил заказ он своего постоянного клиента - герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.

Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние.

Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.

Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй мировой фреска чудом уцелела - попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.

«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.

Судьба автора
Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции - места, где на рубеже 15−16 веков кипела культурная, политическая и экономическая жизнь страны. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

via

Вера, сотворение мира, Израиль, Шедевры, геополитика, Иисус Христос, мир, Бог, идеология, чудо, Российская Федерация, легенды, Италия

Previous post Next post
Up