Недавно в одном позитивном ЖЖ, к которому я проявляю столь Же Живой интерес, я наткнулась на жаркую дискуссию о женской красоте, стильности и сексуальности. Поводом для нее послужили выложенные хозяйкой фотографии ее любимой актрисы Скарлетт Йохансен, которую девушка считает самой стильной, красивой, женственной и сексуальной. Ну, на вкус и цвет, как известно… Высказываться в том посте я не стала, потому как каких-либо оформленных мыслей, кроме той, что Скарлетт мне особо не нравится, у меня не было.
Итак, мысль первая, кинематографическая и очень спорная. Я давно уже не смотрела фильмы, в которых можно было бы насладиться актерской игрой. Пожалуй, в качестве исключения можно назвать некоторые наши недавние ленты, такие, как "На Верхней Масловке" или "Классик", где фильм делают именно актеры, а не сюжет и спецэффекты. Зарубежные же "блокбастеры", по большей части голливудские, оцениваю только с точки зрения сюжета, интересно или нет. Значительных актерских работ уже много лет просто не вижу. Такое ощущение, что нынешние американские мегазвезды учатся актерскому мастерству по старым диснеевским мультикам, копируя гримасы пса Плуто и считая это высшим пилотажем.
Пожалуйста, не кидайтесь в меня сейчас названиями авторских и элитарных фильмов. Тут я выступаю как обычный потребитель кинопродукции средней хорошести, скажем так. Но и по поводу авторского кино все же скажу, что это фильмы режиссерские, и говорить там об актерских работах сложно, ведь, если актер профессионал, то хороший режиссер выжмет из него шедевр, сделает то, что нужно. Но сейчас мы говорим не столько о профессионализме, сколько о харизме, стиле, личной энергетике актеров (вернее, актрис).
Например, ну как можно было завалить такой благодатный материал, как "Театр" Моэма? Фильм "Being Julia", с неплохой, вообщем-то, актрисой Аннет Беннинг в главной роли, настолько пресен, скучен и невыразителен, что я даже не досмотрела его до конца. Хотя, возможно, это все из-за того, что после нашего блистательного "Театра" все будет казаться жалкой любительской постановкой. Давно уже не попадались мне хорошие психологические фильмы, хотя, как и в случае с книгами, я нахожусь в постоянном активном поиске. Из самых последних отметила бы «Элегию», но там скорее идет спекуляция на внешних данных Пенелопы Круз, а главный герой и вовсе состоит из монологов, артистичность которых обеспечивается нашим актером, дублирующим персонаж.
Да, сейчас есть что посмотреть, чтобы пощекотать нервы, или попереживать за несчастную любовь, или посмеяться, но актеров-то нет! А если кого-то и можно назвать, то это, чаще всего, будут достигшие Голливуда (что отнюдь не способствовало их профессиональному росту) европейские звезды. Я не буду сейчас говорить о мужчинах, во-первых, поскольку началось все с актрисы, а во-вторых, потому что к мужчинам я могу быть необъективна, попробую, как участники дискуссии в ЖЖ, с которой все началось, припомнить несколько женских имен.
В упомянутой дискуссии, те, кто не разделял восторгов хозяйки по поводу Скарлетт Йохансен, называли имена Эллен Пейдж, Холли Берри, Моники Белуччи, Анджелины Джоли, Джессики Альба, Пенелопы Круус, Ренаты Литвиновой и даже Перис Хилтон. Об актерских талантах речь там не шла, говорили о фактуре, стильности и сексуальности. Мне же в голову приходили имена Софи Марсо, Натали Портман, Жюльет Бинош, Эммануэль Беар и, конечно же, Одри Хепберн (об этом имени позже). Когда же я задумалась, почему мне они кажутся более стильными и сексуальными, я поняла, что от вышеперечисленных актрис их выгодно отличает отсутствие в имидже явной агрессии и наличие пресловутой женской загадочности, легкой отстраненности и интеллекта. Замечу, что почти все названные мной дамы - не американки, хоть и снимались, и снимаются в Голливуде. Более того, большинство актрис, которых я могла бы назвать сексуальными и стильными - француженки. Возможно, французское кино более трепетно относится к сохранению в женском образе именно женских качеств, или оно просто лучше американского (для меня так точно), но все последние фильмы, которые произвели на меня впечатление именно образами главных героинь, либо "made in France", либо держатся на французских актрисах. Это "Верность" с Софи Марсо, "Близость" с Натали Портман, "Ущерб" с Жюльет Бинош. И тут меня постигла следующая мысль, далекая от кинематографа.
Мысль вторая, сексуально-женственная. На основе каких критериев, подумала я, одна женщина назовет другую красивой, стильной, сексуальной и женственной? Отбросим мнения совсем юных особ, которые, глядя в зеркало, видят не то, что им хочется и молча обожают находящихся недосягаемо далеко звезд, надеясь, в глубине души, на золушкино чудо. Они почти бескорыстны, в их возрасте это позволительно, поскольку непонятно, что вылепит время из каждой, у них все впереди. Но все в той же пресловутой дискуссии участвовали девушки, хоть и юные, но уже знающие себе цену, имеющие о себе сложившееся мнение, рисующие, по крайней мере, в виртуальном пространстве, определенный образ. Так чем они мерили чужую сексуальность и женственность? Перебрав все возможные мотивы, включая чисто эстетические, я поняла, что все мы мало чем отличается от своих младших сестер. Итак, основной критерий: я хочу быть на нее похожей. Хоть в чем-то! Пусть это будет прическа, платье, помада, которую она рекламирует или проще всего - похожий жест, улыбка или походка или взгляд, который кажется привлекательным, стильным и сексуальным. Ну, не зря же на это клюют первые кинокрасавцы! Они, конечно, клюют по сценарию, но очень жизненно. Примитивно, скажете вы. Возможно. Но мне кажется - это верно и происходит где-то на подсознательном уровне. Формула "делать жизнь с кого" тут работает безотказно. Причем ни о какой примитивности мышления не может быть и речи, это нормальное заимствование, свойственно даже животной природе, одна из частей естественного отбора, желание взять что-то от более успешной, яркой особи. Если вы сможете придумать другие причины, перевешивающие по значимости эту, мне будет очень интересно об этом подумать и порассуждать.
Но тут мы подходим к наиболее интересному явлению, прослеживающемуся в той самой дискуссии, на которую я ссылаюсь. В ней принимали участие и ники мужского рода. Как вы думаете, кого они называли в числе самых сексуальных, красивых и женственных актрис? Почти недосягаемым лидером стала Одри Хепберн. Мужчины даже приводили в доказательство сайты с ее фотографиями, в противовес выставленным хозяйкой снимкам. Конечно, ее имя называли и дамы, но часто оговариваясь, что имеют в виду ретро-образ, и тут же начинали сыпать именами современных красоток. Мужские ники были очень категоричны и консервативны, откровенно признаваясь, что все перечисленные девушками образцы стиля их "даже не возбуждают". И тут мне в голову пришла заключительная для этого эссе мысль.
Мысль третья, печальная. Какие банальные противоречия полезли на свет из столь незначительного факта, как виртуальная дискуссия, грустно подумала я. Пока наши девушки выбирают себе в кумиры жестких, самостоятельных, агрессивных особ, которые к тому же добились успеха и признания, мужчины мечтают о недостижимом идеале ретро-женственности, интеллектуальной красоты и скрытой сексуальности. К какому же тотальному одиночеству, взаимной неудовлетворенности и разочарованиям всех видов это может привести! Хотя, утешила я себя, наверное, так было всегда. И тут я подумала самую-самую последнюю мысль на заданную тему.
Мысль последняя, перспективная. Интересно было бы увидеть подобную дискуссию о самых стильных, красивых, сексуальных и мужественных мужчинах (пусть масло масляное, но это лишь подчеркивает его глубинную суть). Сразу же начала перебирать имена тех, кого бы назвала... Впрочем, это уже совсем другая история.