ГИГИЕНА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

Apr 12, 2010 17:30




Вот уж не думала я, что так увлекусь женскими журналами 20-х годов. Даже не знаю, почему чтение их так затягивает. Возможно, дело в том, что знания о том периоде времени у меня несколько схематичные и черно-белые. То есть, с одной стороны есть то, чему учили в школе: победившая советская власть, освобождение женщины, депутатки в красных платочках и передовые крестьянки, а с другой стороны - литература эмиграции с ужасами той же советской власти, обнищавшими аристократками и поруганной честью гордых генеральских дочерей. Но вот читаю я официальную прессу тех времен и продолжаю удивляться, насколько все неоднозначно. Конечно, есть пропаганда советской женской жизни, освобожденной от тягот темного быта, «проклятья вечной беременности», рабства и прочего. Но есть письма читательниц, где между строк читается просто тихий ужас существования, в которое погружена женщина того времени: грязь, пьянство мужей, детские болезни, полное пренебрежение интересами женщин.

Одиннадцатый номер «Женского журнала» за 1928 год открывается передовицей «Плечом к плечу», где обличается потребительское отношение к женщине в буржуазном обществе, и обосновывается необходимость квалифицированного женского труда в обществе советском. «Лицемерием западной морали» называет автор то, что в искусстве женщина воспевается на все лады, а на деле в загнивающем обществе ее используют на все те же лады. То есть, если женщина красива, то, как правило, попадает на панель, а если не очень - то на фабрики или в услужение, где из нее высасываются все соки. Женщина на производстве называется у капиталистов явлением «временным», поскольку работает только до замужества, а потом сидит дома, рожает и стряпает или выполняет непосильную работу по управлению домашней прислугой. Передовые женщины, устраивающие демонстрации, или участвующие в революционном движении преследуются наравне с мужчинами, что тоже несправедливо.

А вот в советской стране В.И. Ленин развенчал «буржуазную науку об особом положении женщины в обществе» и доказал, что «работа женщины на производстве - явление отнюдь не временное, нужное и в основе своей прогрессивное». «У нас работа женщины в производстве диктуется не двойными стандартами, а интересами нашей, советской страны». И это, к тому же является ее неотъемлемым правом, данным ей революцией. Честно говоря, я не очень уловила логику противопоставления. Ведь в любом случае тетка идее на работу. Но это видимо у меня от недостатка классового сознания.

Далее в статье сетуют на то, что женщина у нас еще не совсем культурная и не всегда пользуется выданным ей почетным правом работать, цепляясь за мещанские ценности быта. Но вот это точно явление «временное», поскольку созданы все условия для просвещения советских женщин, и некоторые уже стали даже руководить производством, что возможно только при советском строе.

Несколько озадаченная собственным непониманием простых выкладок передовицы, я взялась за следующий материал о быте коммуны им. Ленина в Тамбовской области. Читала с большим интересом. Основное преимущество жизни коммунаров перед существованием крестьянина-одиночки представляется в том, что в коммуне имеется разделение труда. Вот, например, коммунарам не надо заботиться о хлебе насущном. За 25 копеек в день каждый житель может получить утренний чай, обед и ужин, приготовленные поваром-специалистом из здоровых и качественных продуктов, производимых здесь же, в коммуне. Кто не хочет питаться в столовой, может покупать продукты в местной лавке, при зарплате в 70-80 копеек в день - это вполне реально. В коммуне есть прачечная, так что коммунарки могут не тратить время на стирку, это сделают специально обученные прачки. Особой гордостью коммуны является наличие мужской и женской бани. Женщинам-матерям предоставляется отпуск в два месяца после рождения ребенка, а дальше дите можно сдать в ясли, при которых имеется молочная кухня. Но и женщине будет послабление, кормящая мать направляется на работы рядом с домом. Иждивенцы-старики питаются за счет коммуны. Пьянства, драк и ссор в коммуне нет, за все время ее существования там был лишь один случай избиения несознательным мужем сознательной жены. Дебошир был изгнан из коммуны решением общего собрания. Кстати, свадьбы в коммуне не играют, а лишь устраивают праздники по случаю начала сожительства коммунаров.

В качестве культурно-просветительского материала в журнале фигурирует статья об истории МХАТ. Несколько известных фактов об образовании театра, включая знаменитую встречу в Славянском базаре, обыграны в самом революционном духе. Подробно описывается как реалистическая школа игры Станиславского прогрессивна и необходима в революционное время, потому как привлекает в театр зрителей из простого народа. Да и репертуар у современного читательницам МХАТа самый передовой. Например, спектакль «Бронепоезд 1469» по пьесе Иванова всегда собирает полные залы.
Литературная страничка представлена несколькими рассказами и продолжением романа «Демон» об ужасах капиталистического быта. Один из рассказов высмеивает мещанское отношение к познавательному туризму, в нем одна несознательная гражданка вместо того, чтобы смотреть на Эйфелеву башню, все время в Париже потратила на хождение по магазинам. Кстати, из этого рассказа я узнала довольно интересные факты о том, что и сколько можно было ввозить в то время в СССР из-за границы, сколько перчаток, пиджаков и чулок. Оказывается, обычному гражданину можно было привозить только то и столько, сколько он мог надеть на себя при въезде.




Дальше идет раздел «Семья и ребенок», посвященный половому воспитанию и извращениям, возникающим в детском возрасте. Там говорится, что необходимо в разумных пределах удовлетворять детское любопытство относительно половой жизни, которое проявляется, как правило, в первые пять лет жизни. После этого возраста ребенок перестанет задавать вопросы, но его интерес не угаснет, только информацию он будет искать не у родителей, а у сверстников или подростков, и получать в ответ искаженные детским воображением факты и домыслы. Мам предупреждают, что они не представляют, во что играют их дети. А те высиживают поросят из крашеных яиц, потому как им рассказывают, что курицы несут яйца, а свинья рожает поросят, но детки не знают, откуда взялись они сами. В это опасное время появляются у детей и вредные привычки, и всевозможные извращения, такие как онанизм, садизм или мазохизм. Кстати, с удивлением узнала, что онанизм у девочек - это «физическое заболевание, вызванное специфически видом глистов», а вот у мальчиков - извращение, происходящее от того, что ребенку нечем заняться. Садизм чаще всего бывает у забитых детей, которые с удовольствием, «сходным половому», вымещают свою злобу на сверстниках. А вот девочки склонны к мазохизму, потому как находят удовольствие в подчинении, видя, как их матери терпят издевательства часто пьяных некультурных мужей. Просвещение детей советуют вести не только в личных беседах, но и через печатные органы, специальные детские издания. Что характерно, давать детям «взрослые» газеты не рекомендуется, потому как там ребенок может встретить непонятные слова и неправильно их интерпретировать. Например, в по-мещански настроенных семьях слова «фининспектор» и «милиционер» могут считаться ругательными, и статьи о людях этих героических профессий могут восприниматься ребенком не в должном духе, а вот «Пионерская правда» все расставит по своим местам.

Теперь о медицинской страничке, чтение которой внушило мне ужас. Там помещена статья об абортах, с подробным описанием процедуры, но дело не в этом. Врач-специалист говорит о том, что, к сожалению, аборт, хоть и вредит женскому здоровью, является единственным надежным средством регулировки деторождения. Иные методы контрацепции в СССР применяются мало из-за непросвещенности населения и их малой эффективности. В статье призывают чаще обращаться в аптеки Наркомздрава за всевозможными кремами, если уж нельзя заставить мужчин пользоваться иными средствами. И все же, автор признает, что без абортов не обойтись, в противном случае, большой процент женщин будут ходить беременными постоянно, поскольку мужское население еще не привыкло сдерживать свои инстинкты. И вот после этого, автор рассказывает о вреде частных абортов, которые выполняются неграмотными бабками-акушерками, без соблюдения правил гигиены. Но и сами женщины, говорится в статье, часто являются виновницами осложнений, возникающих после «процедуры». Они не умеют содержать себя в чистоте, и даже не считают нужным подмыться, идя к акушерке, пропускают сроки, разрешенные для аборта, пользуются ненаучными народными средствами прерывания беременности. И вот все эти предостережения и навели на меня ужас. В каком же кошмарном «темном царстве» должна жить женщина, если простое подмывание для нее - праздничная процедура, необходимая только при посещении врача…

Еще на медицинской страничке рассказывается об операции ринопластики, и разбирают случаи, когда она необходима и в каких масштабах. Основная идея - прежде чем восстанавливать нужно вылечить болезнь, из-за которой он деформирован. Опять печально.




Рубрика «Дом и хозяйство» очень разнообразна. Собранные в ней советы должны помочь читательницам в рационализации их быта. Например, там рекомендуют при варке свиных или телячьих ножек срезать с них мясо в состоянии полуготовности, чтобы на следующий день использовать его при приготовлении рагу. Выстиранные чулки советуют сушить на специальной растяжке из проволоки, которую легко изготовить самим. При таком методе сушки шерстяные чулки или перчатки не садятся и прослужат дольше.

Очень любопытны «Наша страничка», полностью отданная письмам читательниц. Одна из них пишет про то, как, вопреки желаниям мужа, выкроила из семейного бюджета деньги на покупки билета займа индустриализации. И не прогадала, выиграв 100 рублей. Теперь муж сам предлагает купить билет второго займа. Другая рассказывает о своем способе борьбы с пьянством мужа, который, кстати, очень схож с тем, что предлагается нынче для жен зависимых мужей. Она перестала стирать и гладить для супруга-алкоголика, и старается контролировать, чтобы он не ел то, что она готовит для себя и детей. Еще одна домохозяйка сетует на несознательность ленинградцев, приезжавших на выходные в Детское село. Они располагались прямо на газонах парка, ели и играли в подвижные игры, вытаптывая траву. Автор письма говорит, что хотя все дворцовые красоты и являются напоминанием о проклятом царизме, но сохранить красоту для детей - наша задача.




В заключении хочу рассказать о наиболее интересном для меня материале. Он посвящен анкетированию читательниц Женского Журнала по вопросам содержания издания. Кроме всего прочего в статье приводится краткий, пристрастный обзор дореволюционных женских журналов с противопоставлением их содержания нынешнему. Поскольку у меня имеются и те, и другие издания, читать было забавно. Особенно порадовала фраза о том, «советский женский журнал не будет ограничивать читательницу какими-то женскими интересами, но вместе с тем он должен оставаться женским, т.е. учитывать особенности современного женского быта, помочь женщине занять то место в культурном строительстве, которое ей ОТВОДИТ советская общественность». Вот так вот, девушки, будем знать свое место!


рецензии, ретро-открытки

Previous post Next post
Up