Оригинал взят у
amfora в
Зачем нужен СоюзВернуть 91-й год и все переиграть, к сожалению, уже нельзя. Очень хотелось бы, но нельзя. Нет такой функции в нашем мире - переигрывать исторические события. Обидно, досадно, но нет.
И даже если бы это удалось, далеко не факт, что спасти Союз в 91-м году было вообще возможно. Потому что Союз разрушили не за один день, разрушение было результатом деградации всей административной системы, партии, спецслужб и советского общества в течение многих лет.
Если бы это было не так, то спецслужбы пресекли бы все действия, направленные на разрушение Союза в 90-91 годах. Но спецслужбы этого не сделали. Ярким примером настроений в спецслужбах был рапорт об отставке, который подал сотрудник КГБ В.В. Путин в день ГКЧП. Как вам это вообще нравится? Сотрудник КГБ, подающий рапорт об отставке в день государственного переворота?
И точно так же бессильна и беспомощна была компартия СССР. ГКЧП был бессильной попыткой членов партии спасти Союз. Попытка оказалась бездарной и ничтожной. А случилось так по той простой причине, что в момент ГКЧП партработники уже не знали, за что схватиться. Больной был в неоперабельном состоянии, если можно так сказать.
Спасением Союза нужно было заниматься где-то в 1985 году, а еще лучше - в 1975-м.
Но поскольку ни в 1991, ни в 1985, ни в 1975 год вернуться мы не в состоянии, спорить о том, когда СССР прошел точку невозврата на пути разрушения, полезно только для понимания причин, но это отдельный разговор.
И создать Союз в прежнем виде заново тоже нельзя. Хотя бы потому, что мы сами не знаем, какой из "союзов" был правильнее - образца 1985, 1975 или 1965 года. И какой из них подойдет под сегодняшний день - еще более сложный вопрос. Скорее всего никакой.
С момента распада СССР мир изменился. Изменились технологии, изменилась обстановка, изменились мы.
Поэтому даже получив всю полноту власти, никто не сможет сегодня воспроизвести точную копию СССР.
Ситуация не та. Общество не то.
Но если нельзя восстановить прежний Союз, это не значит, что нельзя построить новый.
Да, в текущий момент построение Союза в любом виде представляется проблематичным. Хотя бы потому, что значительная часть русских и украинцев предпочитают плеваться, называть друг друга небратьями и продолжают глупо радоваться тому, что живут отдельно. И в отношении других бывших республик существует такое отношение, что "отделились и хорошо, вон какие они бедные, не нужен нам этот балласт".
А нужен ли тогда нам вообще какой-то Союз?
Все зависит от задач. Если максимум наших мечтаний - продавать нефть и газ, а на вырученные деньги покупать машинокомплекты, заниматься отверточной сборкой и кататься на полированных чемоданах, надуваясь от гордости, пьянея от собственного величия и крутизны - как же, полированный чемодан на колесах купили! Крутизна невероятная! Да он еще и собран в России! И куплен на честно добытую нефть! Не каждый житель Африки так может, а Россия - вон она какая, смогла!
Если мечты сводятся к катанию в машинках, купленных на сырьевую выручку и собранных в России - тогда Союз действительно ни к чему.
Однако импортное барахло как жизненный ориентир и сравнение собственного барахла с соседским как определитель успеха - это, простите меня, потреблядство. Это подход гомо потреблянтусов, для которых смысл жизни сводится к погоне за модой и соревнованию с соседом в объеме двигателя, высоте потолков, версии айфона и далее по списку.
Потребление импортного барахла - это подход туземцев, которым белые люди привозят бусы и зеркальца и в обмен получают землю.
И пока туземцы (гомо потреблянтусы) хвастаются друг перед другом, у кого бусы крупнее (объем двигателя больше), у кого зеркальце шире (больше диагональ экрана), у кого заколка прикольнее (гаджет новее, аксессуар моднее) - белые люди планомерно будут переписывать на себя землю и устанавливать свои порядки.
Итогом потребительства заморских товаров является потеря суверенитета. В конечном итоге туземцы оказываются или в резервациях или на плантациях. И их уровень жизни на плантациях определяется только гуманизмом хозяина и его детей. Если у хозяина добрая дочка - порядки на плантации будут мягкими. А если у хозяина сын-расист, то порядки на плантации будут "тушите свет".
Или вы думаете, что времена не те?
Думаете, что мы продаем нефть, а не землю и это совсем другое?
А машинокомплекты - это не бусы? И айфоны - это не зеркальца?
Не обольщайтесь.
Принципы те же.
И продает Россия не только нефть. Продаются акции предприятий, на балансе которых производственные площади, в том числе и земля. Продаются участки для строительства. Продаются бизнес-центры. И земля в чистом виде тоже продается, только вам по Первому каналу об этом не говорят.
И порядки устанавливаются в пользу иностранных инвесторов (то есть "белых людей"). Чтобы привлекать иностранные инвестиции, за которыми так охотятся губернаторы, министры и правительство - принимаются законы в интересах тех самых инвесторов. Это называется созданием инвестиционного климата и подается как большое достижение. Российский бизнес тоже лоббирует принятие законов, которые будут выгодны иностранным инвесторам. И такие законы тоже принимаются.
Именно поэтому Россия вступила в ВТО.
И ВТО - не единственный подобный пример, просто он самый известный и самый пагубный для российского производства и экономики.
А пока общественность увлечена вопросами гей-парадов (как же - важнейшая тема) и скандалами вокруг всяких Тангейзеров (еще одна важнейшая тема) - тихо и незаметно принимаются законы и поправки, по которым российские предприятия, недвижимость и земля медленно, но верно переходят в собственность иностранных компаний.
А при чем здесь, вы спросите, Союз?
Союз при том, что населения России недостаточно для создания более-менее самостоятельного внутреннего производства и сбыта.
150 миллионов - очень мало.
С населением в 150 миллионов можно достичь того же, чего достигла Северная Корея или Иран, а это не слишком привлекательные примеры.
Кто-нибуд скажет, что мы входим в БРИКС и это большой рынок для наших товаров. Для каких? Для газа и нефти?
БРИКС для России - это примерно как евроассоциация для Украины - красивая сказка для дурачков.
Интеграция России в БРИКС ничем принципиально не отличается от вступления в ВТО и интеграции в западную систему. Если вы думаете, что Вашингтон злой, а Пекин будет к нам добр и щедр - вы очень ошибаетесь.
Китайцы намного деликатнее и тоньше американцев, это особенность их культуры. Но своего они не отдадут. И внутри БРИКС Россия будет таким же сырьевым придатком, как в западной системе.
Китаю российские товары не нужны. Только сырье. Даже российская военная техника для Китая всего лишь образцы, которые используются для выпуска собственных аналогов.
Если мы хотим быть самостоятельными производителями хотя бы половины товарного ассортимента, необходимого для комфортной жизни - нам нужно создать собственный рынок и развитое производство.
Нам нужно создать если не автаркию, то хотя бы полуавтаркию.
Иначе... иначе мы будем работать на плантациях и жить в резервациях. Не мы, так наши дети.
Буровые и нефтяные платформы - по сути такие же плантации, только современные. И хозяева нефтяных плантаций сидят далеко. А лишнее население, не занятое добычей и продажей полезных ископаемых, а также обслуживанием тех, кто этой добычей занят - будет сокращаться. Тем самым задача возврата к собственному производству будет усложняться и усложняться из года в год.
И пусть вас не вводит в заблуждение демографический рост в России за последние годы - он очень незначительный. Прирост населения России за последние 15 лет составляет менее процента и скорее всего вообще является спекулятивным (прирост за счет возвращения, а правильнее сказать эвакуации русских из соседних республик). Настоящий рост населения был только во времена СССР.
Таким образом:
Чтобы создать собственную производственную базу и внутренний рынок - свой, а не индокитайский - нужна страна с населением 200-300 миллионов.
Не обязательно унитарная, но обязательно контролируемая. Хотя бы в формате конфедерации.
Вот поэтому и нужен Союз. Новый Союз.
Кто-нибудь возразит, что существует много небольших стран с производственной экономикой. Да, это так. Но эти страны либо не обладают большими запасами сырья и поэтому "плантаторам" просто неинтересно заниматься контролем этих стран, либо эти "производственные страны" входят в глобальные корпорации и ни о каком суверенитете там речи даже не идет.
Нет, мы не обязаны создавать Союз, мы можем играть по правилам США и оставаться частью разделенного в 91-м году СССР. Но если мы будем играть по правилам США - у нас никогда не будет своего производства, только добыча. Только бусы и зеркальца в обмен на землю.
И никто из наших партнеров - ни США, ни Китай, ни Индия - не захочет создавать в России суверенную производственную экономику. Всем нашим партнерам нужны только наши ресурсы. Наши товары им не нужны, товары у них есть свои.
Всему миру Россия нужна только как поставщик сырья и потребитель готовой продукции. В качестве производителя готовых товаров Россия для всех является конкурентом, поэтому все внешние "партнеры" будут всеми способами противодействовать развитию производства в нашей стране.
А противодействовать можно по-разному. В том числе приходя в Россию с инвестициями. Можно купить в России завод и превратить его в место отверточной сборки своей продукции, оставив самое интересное производство у себя, а в России создав точку сборки деталей - место, где зеркальце вставляется в оправу, бусины нанизываются на нить и продаются с добавленной стоимостью местным жителям в обмен на нефть, газ, металл, землю, воду, новые заводы, дома и целые города.
Поэтому замена Вашингтона на Пекин в обойме стратегических партнеров - ничего по существу не дает.
Интеграция в БРИКС - не решение. И Большая Европа тоже.
Россия будет обладать суверенитетом, самостоятельностью, собственным производством только в том случае, если она будет центром нового большого Союза с населением 200-300 миллионов.
Иначе никак.
Иначе будет только смена одной зависимости на другую. Зависимость от США можно заменить на зависимость от Китая, зависимость от доллара и евро на зависимость от юаня. Однако это замена шила на мыло. И совсем не факт, что китайское мыло окажется лучше американского шила. Далеко не факт.
И никакая армия не обеспечит суверенитет страны. Никакое ядерное оружие. Никакие парады. Никакие Арматы.
Так же, как Советский Союз не спасло от распада его ядерное оружие, подводные лодки и стратегические бомбардировщики, суверенитет России не защитит ни Армата, ни истребители нового поколения, ни ЯРСы.
Только собственное производство и внутренний рынок сбыта может обеспечить суверенитет страны. И больше ничто.
И только собственный Союз с населением 200-300 миллионов позволит создать новую производственную базу, загрузить ее заказами и обеспечить сбыт готовой продукции на внутреннем рынке.
И только тогда с Россией будут считаться.
Потому что со страной, которая зависима от импортной продукции, от зарубежных технологий, от иностранных валют (как бы они не назывались - доллар или юань), у которой заводы находятся в иностранной собственности - с такой страной считаться не будет никто.
Могут делать вид, что считаются, из вежливости, ради подписания выгодных контрактов, так сейчас поступает Китай, но это лишь вид.
А обилие оружия в стране, которая зависима от внешних рынков и поставок готовой продукции, вызывает в мире только раздражение и желание это оружие тем или иным способом нейтрализовать.
Все должно быть в балансе - армия, вооружение, производственная база, внутренний рынок и уже как результат всего этого - суверенитет.
Любой дисбаланс вызывает массу проблем.
Советский Союз распался в определенном смысле из-за дисбаланса, возникшего между ВПК и ТНП, между обещаниями коммунизма и реальной жизнью, из-за дисбаланса между спросом со стороны населения и предложением со стороны партии в 80-е годы, из-за дисбаланса между масштабом Союза, сложностью стоящих перед ним задач и уровнем советского руководства времен Брежнева и Горбачева.
И сегодня в России тоже существует сильный дисбаланс. Дисбаланс между ее претензиями на многополярный мир и ее производственными возможностями, между объемом вооружения и объемом гражданской продукции, выпускаемой внутри страны, между сырьевым и несырьевым секторами экономики. И опять же дисбаланс между сложностью стоящих перед Россией задач и уровнем руководства.
Впрочем, повторюсь - все зависит от того, что мы хотим. Если нас полностью удовлетворяют автомобили, собранные в России из импортных машинокомплектов, импортные айфоны и айпады в обмен на нефть, газ, заводы, дома и землю - тогда можно ничего не менять. Если нам нравятся бусы и зеркальца и мы верим в то, что китайские, индийские и бразильские туземцы будут честны и добры к нам, честнее и добрее англосаксов - тогда можно ничего не менять.
А если мы хотим быть самостоятельными, суверенными, если мы хотим оставаться хозяевами на своей земле, если мы вообще хотим быть русскими - себе на уме, сами себе хозяева и сами себе подданные - тогда...
Тогда надо прекращать плеваться друг в друга на радость заморским организаторам русско-украинских боев и начинать подготовку к тому чтобы создать новый Союз.