Неожиданно в разговоре опять всплыл термин "совестливость". Хотелось бы понять что же стоит за этим словом. Ведь все мы знаем слово Совесть. А что такое Совестливость и эквивалентны ли они? И совесть и совестливость в данном случае существительное женского рода, единственного числа, винительного падежа, неодушевленное.
Что такое Совесть, вроде понятно: Совесть - это способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков. Стыдиться, сознавать вину свою, грех свой, и каяться в самом себе, сожалеть и досадовать на себя. Совесть - это внутреннее сознание Добра и Зла. Совесть - это, если хотите, внутренний глаз Божий, некий эталон. Жить по Совести, значит жить по Божьему Закону. Совестный (прилагательное) - обладающий совестью. Бессовестный - не имеющий Совести, хотя мне больше нравится вариант написания безсовестный, я бы так и писал, но, увы, правила русского языка исказили.
Итак, совесть - это прежде всего самооценка.
А вот с совестливостью не все так просто. Совестливость - происходит от совестить, совеститель, совестительность, т.е. призывать к совести и направлено во вне, т.е. совестить всегда кого-либо, а не себя родимого. Или стыдиться, но не за свои поступки, а за чьи-то.
Таким образом человек, облажающий совестливостью считает виноватыми и осуждает других людей.
Получается так, что Совесть и Совестливость - слова антогонисты. Как только человек по какой-либо причине решает, что во всем виноваты окружаюшие его, то Совесть его заменяется Совестливостью. И наоборот, когда в нем проснется Совесть, то Совестливость позорно бежит.
[Spoiler (click to open)]Так уж получилось, что это чувство присуще у нас различным либералам и правозвщитникам, а также интеллигентам в худшем значении этого слова. А присуще оно им по той причине, что многие из них себя считают исключительными, особенными, богоизбранными.
Самый яркий представитель таких людей - это Лия Ахеджакова. Уж как ей стыдно за русский народ, прям слов у неё не хватает. И руки закатит и глаза! И чем больше пропасть между совестливым интеллигентом и народом, тем более выпячивается наружу их совестливость.
Все мы любим виртуального правозащитника и «брайтонского интеллигента» Льва Натановича Щаранского. Он обогатил наш словарь такими терминами как «совестливость», «неполживость», «слезинка ребенка» и так далее.
Парадокс этих терминов состоит в том, что их форма абсолютно противоположна содержанию - в силу деградации, произошедшей с носителями этих понятий. Так, «неполживость» обозначает способность бессовестно врать с целью подчинения слушающего, «почитание слезинки ребенка» - способность к лицемерию в стиле "оанжемать!" или "унеежедети!" с целью обеспечения сообщникам безопасного отхода на заранее заготовленные в политические убежища.
И вообще - все эти понятия суть ничто иное, как крючки и присоски, аналогичные тем, которыми паразит прикрепляется к носителю.
Особое место в этом ряду занимает такое слово как «совестливость». «Совестливость» российского интеллигента - есть ничто иное как способ навязывания окружающему народу себя в качестве морального авторитета. Росийский интеллигент никогда не стыдится своих собственных дел - ни соучастия в раскраже с последующей распродажей Отечества, ни призывов сдаваться в руки головорезов солдат, которых дома ждут матери и невесты, ни надругательства над матрасом, ни наркоторговли, ни кражи спиртзавода. Всё это - частные случаи его уникальной частной жизни, и призывать его к ответственности за них в тот момент, когда он пытается раскрыть вам Истину куда большего масштаба - просто-напросто репрессии.
Российский интеллигент стыдится чего-нибудь большого. Желательно огромного. Это подчеркивает масштабы его совести. Ему подавай такой предмет стыда, в котором каждый поучаствовал, который каждому или же большинству дорог и важен - чтобы никто не остался в стороне от обвинения. Типовой русский интеллигент современности стыдится сразу за всю Россию, за её историю, за политику, за искусство, за народ, за религию. Особенно удачно стыдиться за православие - оно и повинно в возникновении что государства, что народа).
Отличие этой деградантской совестливости от обычной человеческой совести в том, что совесть тихо говорит человеку о том, что он плох и должен измениться и исправиться, совестливость же - громогласно заявляет о мощном моральном превосходстве своего носителя над окружающими. Это превосходство заключается в том, что его совесть - тоньше настроена, чем у большинства. Совестливость - претензия на право управлять большинством и назначать ему моральные ориентиры - определять для других людей разницу между добром и злом. Совестливость - спам-реклама аутсорсинга познания добра и зла, инструмент порабощения и паразитирования. Фактически фраза построенная по типу «Мне стыдно за Россию/РПЦ/Государство/Историю России» в переводе на русский означает «я совершеннее вас - делайте то, что я скажу».
Естественно, у многих людей возникает вопрос: а кто такой этот человек, который призывает меня служить его идеалам? Ответ на этот вопрос у настоящего интеллигента и у российской «интеллигенции», естественно, разный. Когда такой вопрос задают Жоресу Ивановичу Алфёрову, он всегда может назначить конкретный круг вопросов, в которых он компетентен, причины по которым его что-то не устраивает и основания, которые дают ему право считать себя в чем-то компетентным и имеющим право на доверие. Когда такой вопрос задают российскому «интеллигенту» - никакой конкретики вы не дождетесь. Вы только узнаете, что ему за вас стыдно, а следовательно он - выполняющий эту важную функцию за вас - значительно лучше, чем вы. ... И, глядя на них, я думаю: а может ли человек не просто стать духовным "ничто" но и пройти путь дальше - стать отрицательной величиной, античеловеком? Какова будет эта "окончательная интеллигенция"?