Краткая история музыкального строя

Jan 17, 2015 13:08

Оригинал текста взят с: http://www.string-people.com/history.html

Первые точные данные о настройке ноты До=256 колебаний в секунду были получены современником И.С.Баха. Это произошло во время научного прогресса западной Европы, когда новые технологии могли позволить точным методом определить высоту нот, измеряя количество колебаний в секунду.
Предположительно, первым, кому удалось это осуществить, был французский ученый Жозеф Совёр (1653-1716) - «отец» музыкальной акустики. Он измерил тон органных труб, вибрацию струн и определил, что нота «Ут» (в современном обозначении «До») колеблется с частой, равной 256 циклов в секунду.
И.С. Бах, как известно, был величайшим экспертом в построении органа и прекрасным акустическим мастером. Он постоянно общался и сотрудничал с мастерами, изготовляющими музыкальные инструменты, учеными, и музыкантами по всей Европе. В связи с этим, мы можем смело предположить, что он был знаком и с работой Ж.Совёра.

Во времена Л.В.Бетховена ведущим специалистом в области акустики был Эрнест Хладни (1756-1827). В его учебнике по теории музыки было  точно определено, что До=256Гц.

До середины XX века строй До=256Гц был широко признан, как «научный» или «физический» стандарт. В действительности, вплоть до ХХ века строй Ля=440 никогда не был общемировым стандартом, а первая международная конференция, попытавшаяся его установить, провалилась. Она была организована министром немецко - фашисткой пропаганды Йозефом Геббельсом в 1939 г. На протяжении же ХVII-XIX столетий, а так же в 1940-х годах, во всех американских и европейских учебниках по физике, звуку и музыке,  строй До=256Гц был принят за основную «физическую» и «научную» высоту (в том числе это касается и текстов Германа Гельмгольца).

Специалисты, изучающие «раннюю музыку» (эпоха Барокко,классицизм - прим. ред) соглашаются с тем, что Моцарт настраивал «До» именно на частоту в 256Гц.  Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, и десятки других руководителей оркестров, специалистов аутентичной музыки, в течение 1980-х годов записывали многие произведения Моцарта именно в строе Ля=430Гц, также как и большинство Бетховенских симфоний и фортепианных концертов. Хогвуд, Норрингтон, и другие в десятках своих интервью озвучили главную  причину: немецкие инструменты периода 1780-1827, и даже их копии, могут быть настроены только на До=256Гц.

В 1815 году на Венском конгрессе царь Александр I потребовал более «светлый звук», что привело к повышению строя во всех королевствах Европы. В то время как  классические музыканты сопротивлялись, представители новой романтической школы, во главе с Ференцом Листом и его зятем Рихардом Вагнером, в 1830-40-х годах  начали активно осваивать новый строй. Вагнер даже  переработал устройство фагота и некоторых других инструментов таким образом, что они были в состоянии играть только в строе Ля=440Гц и выше. К 1850 году воцарился совершенный хаос, в крупнейших европейских театрах строй колебался от Ля=420Гц до Ля=460Гц, а  в Венеции и еще выше.

В конце 1850-х французское правительство под влиянием Комитета композиторов, возглавляемого сторонником бельканто Джакомо Россини, призвало к первой стандартизации строя. Во Франции в 1859 году был принят закон на установление строя Ля=435Гц, как самого низкого из возможных вариантов (от  Ля =434Гц до Ля=456Гц) и как максимально высокого строя, при котором голос сопрано все еще может звучать естественно. Этот строй близок к До=256Гц. Это так называемая «французская А (ля)», к которой в качестве поддержки своих убеждений обращался Дж. Верди.
Возражая против высокой настройки, он говорил: «Мы в Риме называем  нотой «Ля» то, что является «Си-бемолем» в Париже».

После усилий Верди по принятию общего строя Ля=432Гц в Италии в 1884г. , конференция с преобладающим количеством Британцев, прошедшая в Вене в 1885 году, постановила, что не должно быть никакой стандартизации. Французы, Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, и многие театры Европы и США, продолжили выступать в настройке А=432-435Гц, вплоть до второй Мировой Войны.

Впервые ввести стандартный  строй Ля=440 Гц предложил Йозеф Геббельс на конференции в 1939 году, после которой и было принято решение о принятии Ля=440Гц в качестве официального строя Германии.
Тогда профессор Национальной Консерватории Парижа, Роберт Дюссо, заявил французской прессе: «В сентябре 1938 года Акустический комитет Берлинского радио потребовал от Британской Ассоциации по Стандартизации организовать конгресс в Лондоне, чтобы принять в качестве международного строя, строй Немецкого Радио в 440 колебаний. И не за долго до войны, в мае-июне 1939 года, этот конгресс действительно  состоялся,  но ни один французский композитор не был приглашен. Решение повысить строй было принято без консультации с французскими музыкантами, и более того против их воли». В связи с началом войны, англо-фашистские соглашения не сохранили своей силы, и Ля=440Гц так и не стал международным стандартным строем.

Второй конгресс ISO (Международная Ассоциация по Стандартизации) состоялся в Лондоне в октябре 1953 года. На этот раз Конференция приняла окончательное решение о введении ОБЩЕМИРОВОГО строя Ля=440Гц. И вновь ни один музыкант,  который был бы против, не был туда приглашен, что повлекло за собой повсеместное игнорирование данного решения в Европе. Профессор Парижской консерватории Р.Дюссо  как-то написал, что «Британские мастера, поставляющие инструменты в США для джазовых музыкантов, которые играют в настройке Ля=440Гц и выше, потребовали и от нас игры в более высоком строе. И это повергло меня в шок, ведь наш оркестр и певцы должны зависеть от джазовых исполнителей!». На референдуме, основанным профессором Дюссо, 23,000 французских музыкантов проголосовало подавляющим большинством голосов за Ля=432Гц.

Перевод осуществлен Марией Машковской, адаптирован Квартетом "432" для Творческого содружества "Струнные люди"   THE SCHILLER INSTITUTE

Музыка, 432 hz

Previous post Next post
Up