Диафильмы вместо телевизора

Oct 07, 2015 16:28

Оригинал взят у children_room в Диафильмы вместо телевизора
«Какая польза от диафильмов? Это ведь отсталая технология прошлого века?» - написала подписчица одного сообщества. Давайте вместе разбираться, есть ли польза от диафильмов! Но прежде мы поговорим о мультфильмах…

Современные мультфильмы. Всё худшее с нами уже случилось!
Пришлось мне несколько раз побывать в гостях у Веры, дочке моих знакомых. Я хорошо знала её родителей, бабушку с дедушкой - такая типичная интеллигентная семья. В доме родителей много книг, пианино (Вера училась в музыкальной школе), по всей квартире развешаны картины (Вера училась в художественной студии)… Вера окончила институт, вышла замуж. Когда родились дети, молодые родители купили квартиру. Жить бы да поживать… Образование и воспитание Веры предполагало и соответствующую преемственность в деле образования и воспитания собственных детей.
Но отчего впечатление от первого моего визита в новую квартиру Веры такое скверное? Я пришла к обеду. За столом - старшая дочка 6-лет, за специальным детским столиком - младшая дочка двух с половиной лет. Перед ними на стене - огромный экран телевизора. По какому-то кабельному каналу крутили современные мультики: стрельба, ор, визг, слова персонажей как из пулемёта - громко, быстро, неразборчиво. Смотрю на детей: уставились в телевизор как заворожённые. Иногда на секунду приходили в себя, забрасывали ложку пищи в рот, и опять «уходили в телевизор»… Вокруг тарелок - куски пищи, которые пронесли мимо рта. Рядом валяются надкусанные «забытые» ломти хлеба. Неряшливость и какая-то обречённость… В это время Вера пыталась общаться со мной, перекрикивая телевизор. Через 10 минут хотелось выйти на свежий воздух.
Это был обед в современном понимании этого слова. Про важность ритуала обеда молодые родители практически ничего не знают. А нужно знать. Но эта тема достойна отдельной статьи. После обеда дети разбрелись по своим комнатам играть, я стала «пытать» молодую маму: какие мультфильмы предпочитают дети, есть ли в доме диски с советскими мультфильмами. И вот ответ: советские мультфильмы есть, но мы всей семьёй подсели на шмунтиков. И Вера продемонстрировала на видео кусочек из «Шмунтиков», уверяя, что это классный мультяшка. Плоское карикатурное изображение в цветовой палитре «вырвиглаз», плоские диалоги, плоский юмор, плоское звуковое сопровождение… Что закладывают в подсознание наших детей современные мультфильмы - тут вообще большие вопросы!
В нашей жизни много замаркированных слов. Вот, к примеру, слово «мультфильм». Мы выросли в СССР, потому абсолютно доверительно относились к такому явлению как мультфильм. На этом слове - маркер безусловного доверия. Вера в то, что мультфильм - явление не просто безопасное, а всячески полезное и приятное - эта вера была подкреплена самой жизнью в СССР. Мультфильмы-друзья-наставники сопровождали нас в детстве, как мамы с папами. Потому закрепилась за этим явлением добрая слава. Но уже давно нет ни той страны, ни той идеологии, ни той материальной базы, на которой создавалось это явление, а мы по-прежнему доверительно относимся к современным мультфильмам и доверяем им своих детей! А надо ли?

Вере 30 лет. Я смотрю на неё и мне страшно! Промывка мозгов нашей молодёжи прошла на пятёрку. В унитаз спустили все достижения советского воспитания: книги, художественную школу, музыкальную школу… Миллионы людей нескольких поколений в СССР трудились, чтобы про человека можно было сказать: «Человек - это звучит гордо!». И вот всё упёрлось в «Шмунтиков»! Расчеловечивание идёт полным ходом! Пойло на столе, пойло на экране!

Советские мультфильмы 50-60-х, 80-х годов и современные мультфильмы. Сравнение по касательной
3 года назад я в своём клубе делала курсы по развитию речи для малышей 3-5 лет. В курсы вошла и работа над мультфильмами. Сразу скажу: никогда не использовала в работе с детьми мультфильмы современные. Но пока искала нужные материалы среди мультфильмов советского периода, увидела одну неприятную тенденцию - и советские мультфильмы 80-х годов, в массе своей, не пригодны для показа ребёнку. Почему?
Коснусь только поверхностно этой темы. Анализ по касательной… Простое визуальное сравнение. Мы не сравниваем звуковое оформление, смысловое наполнение, нравственную и моральную подоплёку мультфильмов 50-70-х годов с мультфильмами 80-х годов и с современными мультфильмами… Всего лишь визуальное сравнение. Почувствуйте разницу! Вы сами поймёте, в какие годы детей пестовали и воспитывали, а в какие - калечили.
Чем советские мультфильмы 50-60-х годов отличаются от мультфильмов 80-х годов и от современных мультфильмов?
Посмотрите на картинку - сравнение. Почувствуйте разницу!



Чем опасны уродцы в современных мультфильмах? Вот слова К.Д. Ушинского, замечательного русского педагога, об образах, которые формируют дитя: «...Приучить дитя рассуждать живыми и верными образами - значит положить прочные основания его логике: все наши умозаключения слагаются из воспринятых нами образов, и чем эти образы вернее, полнее и ярче, тем и умозаключения выходят вернее...»

Эти «живые и верные образы» невозможно сформировать на картинках современных мультфильмов. Делайте вывод сами, зачем нашим детям искажают мировосприятие!

«Нарисуем - будем жить» - пелось в одной песенке. Вот и нашим детям рисуют (программируют) их жизнь. Если ребёнок смотрит на уродов, слушает уродливые тексты и уродливую музыку, - какова будет его жизнь?
Но есть ещё одна ловушка для наших детей. Они не просто смотрят современные уродливые мультфильмы, они смотрят современные уродливые мультфильмы целыми днями!

Почему в СССР дозировали показы мультфильмов по телевизору?
В СССР дозировали показы мультфильмов по телевизору. Однако потребность в впечатлениях у детей высокая. Так почему же чиновники в СССР не шли навстречу этим потребностям? А вы посмотрите на современных детей - вот вам и ответ. Дозировка необходима хотя бы по причине несовместимости у детей потребности в впечатлениях и возможности усвоить большой объём этих впечатлений. То есть пресыщенность от впечатлений у ребёнка наступает быстрее, чем усвоение этих впечатлений. И жадность до впечатлений очень быстро сменяется вялостью, пассивностью, отрешённостью, раздражительностью…
Но тогда возникает вопрос, зачем же природа так скверно пошутила над детьми? Зачем такая вилка между потребностями и возможностями? Никаких тут недоразумений нет. Всё просто как дважды два. Ребёнок не может в силу ещё несформировавшихся психических функций длительно заниматься каким-либо одним видом деятельности. Потому все педагоги знают о необходимости переключения деятельности у ребёнка. И все, кто занимается развитием ребёнка, должны помнить об этом. Желательно стыковать различные виды деятельности. Например, ребёнок послушал (или посмотрел) сказку - можно порисовать. Слепил зайчика - можно поучить стихи. То есть, задействованы разные сферы восприятия. А вот совмещать длительно однородные виды деятельности вредно. Ребёнок быстро утомляется, теряет интерес. Длительный просмотр мультфильма - это длительный однородный вид деятельности. То есть смотреть часами мультфильмы противоестественно! Вот почему в эпоху СССР практически все мультфильмы были в пределах 15 минут. Вот почему по телевизору показывали один мультфильм в день.

А чем был заполнен остаток дня? И как ребёнок далее утолял свои потребности в впечатлениях? Времени до следующего показа было достаточно, чтобы «переварить» мультфильм: поразмышлять над сюжетом сказки, поразмышлять о мотивах и поступках персонажей, оценить эти поступки, обыграть сюжет с игрушками, спросить у родителей про «непонятные места», про «непонятные слова», нарисовать полюбившегося персонажа сказки, выучить песенку из мультфильма и пр. Вот и получается, что один мультфильм «заставлял» ребёнка весь день трудиться, «переваривая» его. То есть мультфильм становится источником и стимулом труда, давал импульс к другим формам и видам деятельности. Трудился ребёнок целый день, удовлетворяя свои потребности в впечатлениях, но этот труд представлял различные виды деятельности. Вот почему в СССР детей не баловали мультфильмами!

Допустим, вас убедила статья в том, что мультфильмы необходимо показывать советские (50-70 годов). И вы согласились, что в день показывать надо только один мультфильм. Но и это не гарантирует вам гармонического развития ребёнка через мультфильмы. Есть ещё одно наиважнейшее условие - возрастное соответствие мультфильма.

Возрастной ценз для мультфильмов
Здоровый ребёнок резвый, активный, неутомимый в делах… Казалось бы, ему под стать и весёлые неугомонные насыщенные образами мультфильмы. Однако, чтобы мультфильм «был под стать», чтобы он принёс пользу ребёнку, необходимо соблюсти некоторые условия.

Надо помнить, что здоровый ребёнок резвый, активный, неутомимый пока только физически. Его высшие психические функции (ВПФ) сложно назвать активными и резвыми. Они ещё у дошкольника формируются. Так вот усвоение, понимание и принятие мультфильма (и любого другого продукта социума) возможно только через высшие психические функции. Потому, чем меньше ребёнок, тем короче должна быть сказка, тем проще должна быть конструкция сказки, тем меньше там должно быть сюжетных линий, тем важнее для ребёнка наглядность. Потому даже супер-мультфильмы - любимцы всех поколений должны быть поданы ребёнку вовремя (не раньше и не позже).

Приведу в подтверждение этих слов цитату К.Д. Ушинского - замечательного русского педагога. Ушинский говорит о вреде преждевременного учения в целом. Эти слова справедливы и в отношении мультфильмов: «...Если вы начинаете учить ребёнка раньше, чем он созрел для учения, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесёте вреда вашему малышу. Вы требуете от него невозможного: требуете, чтобы он стал выше своего собственного развития, забывая, что всякое органическое развитие совершается в определённый период времени и что наше дело - не ускорять и не замедлять этого развития, а только давать ему здоровую душевную пищу (!!!). Но хуже всего то, что, встречаясь преждевременно с чрезмерными требованиями учения, дитя может потерять веру в свои собственные силы, и эта неуверенность в нём так укоренится, что надолго замедлит его успехи в учении...»

Как ребёнок обходит возрастное препятствие?
Детям категорически нельзя показывать мультфильмы не по возрасту. Но что происходит, если ребёнок всё-таки смотрит мультфильмы «не по возрасту»?

Если мультфильм слишком длинный, если сюжетных линий слишком много, если речь персонажей насыщена сложными оборотами и мудрёными словесами, то есть если мультфильм ребёнку не по возрасту (не по его возможностям усвоить его) - ребёнок будет поставлен перед выбором. Либо во всём этом копаться-разбираться (пытаться понять, усвоить), либо пустить процесс на самотёк и наслаждаться забавными картинками. Как вы думаете, какой выбор сделает ребёнок? И к бабке не надо ходить: нет у ребёнка никаких предпосылок для сознательного выбора «копаться-разбираться». Их нет в природе ребёнка, хотя бы, потому что волевая сфера у ребёнка в самом зачаточном состоянии. А ещё - рядом под боком возможность (соблазн) потребительского (не творческого) наслаждения.

Чем же это обернётся в будущем? Содержание продукта не будет принято, и ценности, которые автор пытался донести до зрителя, останутся за пределами понимания ребёнка. Ребёнок научится довольствоваться малым: развлекаться картинками. Таким образом, у ребёнка закрепляется навык довольствоваться малым, не вникая в главный посыл и суть произведения. Отсюда - проблемы в школе: ребёнок читает текст, но слова не рождают образы, ребёнок читает текст, но не видит и не понимает сути. Вот вам готовенький «человек-овощ».

Каким образом отфильтровать мультфильмы по возрасту?
Есть различные списки сказок (и народных, и авторских) с учётом возраста, рекомендованных педагогами. Составить такие списки сможет любой родитель. На листах А4 напишите сверху: «2 года», «3 года», «4 года», «5 лет», «6 лет». Затем составьте опись имеющихся в вашем арсенале диафильмов, мультфильмов, книг и впишите их названия в листок под соответствующим возрастом. Понятно, что сказки о предательстве, о лени, о глупости и о прочих категориях того же толка вы не станете давать ребёнку 2-3-х лет. Двух-трёхлетнему ребёнку под силу сказки «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», но никак не «Царевна-лягушка», «Заяц-хвастун», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Вот для примера ссылка на список «книжных» народных сказок с учётом возраста.
http://vk.com/public104028946?w=wall-104028946_1

По этому ключу можно подбирать сказки-диафильмы и сказки-мультфильмы. Обратите внимание: рядом с названием сказки - указание, в чьей обработке рекомендуется читать детям сказку. Это важная информация, и эта тема достойна отдельной статьи. Скажу только, сторонитесь новоделов, особенно это касается модного тренда «Старые сказки на новый лад». За извращение народной сказки расстреливать мало!
Вот слова К.Д. Ушинского о значении народной сказки в деле воспитания детей: «...Многие русские сказки идут, конечно, из глубины языческой древности, когда они вовсе не были сказками, а сердечными верованиями народа. Но многие из них, по-видимому, переделаны народом или вновь составлены нарочито для детей. Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса. Вот почему народная сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти дитяти со всеми своими живописными частностями и народными выражениями…»

Мультфильмы и диафильмы как фильмы-стимулы
Вернемся, однако, к заявленной теме статьи - диафильмам. Вспомнить о диафильмах меня заставил курс по развитию речи для детей 3-5 лет, который я три года назад сделала в своём клубе.
Поначалу в структуру курса прописывались советские мультфильмы, тематика которых подходила под курс. Мультфильмы я назвала фильмами-стимулами. Пока тема урока не станет ребёнку близкой (родной) - ребёнок будет отторгать все ваши попытки приобщить его к познавательным урокам. Так устроен малыш, и ломать его природу не нужно. А вот сделать так, чтобы он увлёкся темой урока, можно через эмоционально-чувственную сферу ребёнка. Такую возможность дают мультфильмы. По силе эмоционального воздействия мультфильмам нет альтернативы. В конструкции урока мультфильм - это фильм-стимул, пригласительный билет - яркий, красивый, волнующий, удивляющий. Например, мультфильм «Мы делили апельсин» - пригласительный билет на урок математики (тема «Деление целого на части»), или на урок нравственности (тема «Что такое хорошо и что такое плохо»), или на урок речи (учим стихотворение, предварительно просмотрев «стихотворение в картинках»)…
Но в процессе работы над курсом по развитию речи для малышей, я нашла ещё одну уникальную способность мультфильма. Он может помочь ребёнку научиться разыгрывать истории по ролям. То есть «заставить» ребёнка заговорить!
Ребёнок ещё не умеет читать, но познавать мир помогают мультфильмы, книжки со сказками, которые читают детям взрослые. Мультфильмы ребёнок СМОТРИТ, сказки ребёнок СЛУШАЕТ. А вот ГОВОРИТЬ ребёнок учится только в общении с взрослыми. Просмотр мультфильмов и чтение книг пополняют пассивный словарь ребёнка. А вот перевести пассивный словарь в активный словарь помогает только диалогическая речь и специальные упражнения. Разыгрывание историй по ролям - отличное подспорье в этом деле. Мультфильм с яркими иллюстрациями к каждой реплике персонажа как нельзя лучше подходит для этого.

Я, воодушевлённая такими возможностями мультфильма, приступила к разработке курса. Но вот попытки «подчинить» некоторые мультфильмы требованиям курса не всегда удавались. Технические недоразумения помогла разрешить идея переделки мультфильма в диафильм.
Например, в некоторых диафильмах, переделанных из мультфильмов, приходилось
  • сокращать количество сюжетных линий;
  • сокращать объём текста (неподъёмный для усвоения малышами трёх-пяти лет);
  • упрощать речевые обороты;
  • заменять иностранные слова нашими.
На этом этапе работы над курсом я поняла, что диафильм гораздо лучше мультфильма во всех смыслах!

Чем диафильм отличается от мультфильма? И какие преимущества у диафильма?
1) Разыгрывать сказку по ролям удобнее по диафильму (готовому или специально переделанному из мультфильма). Не нужно лихорадочно нажимать на СТОП, если кто-то из чтецов «проморгал» время и место вставки своей реплики (звук отключён по время разыгрывания по ролям). Не нужно полагаться на память или бумажку-суфлёр, как это было бы с мультфильмом - текст есть на каждом кадре диафильма. Если диафильм переделан из мультфильма, можно для удобства маркировать слова автора и персонажей разными цветами.
2) В мультфильмах (особенно современных) рябит в глазах от частого мелькания кадров. В диафильмах нет мельтешения на экране.
3) Чтобы пополнять пассивный словарь ребёнка - полезен просмотр именно диафильмов. В мультяшке (особенно в современной) если ребёнок услышал незнакомые слова, либо персонаж «проглотил» скороговоркой слова, либо слова персонажа заглушила музыка - уточнять непонятное слово у взрослого некогда, иначе потеряешь вообще нить повествования. В итоге частичное усвоение и понимание сюжета и внутренней логики фильма. К тому же страдает и чувственная сфера - в такой какофонии у ребёнка просто могут не проснуться эмоции и чувства. В итоге ребёнок становится безучастным наблюдателем за сменяющимися картинками...
4) Ребёнку легче перейти с диафильма на книгу, чем с мультфильма на книгу. Ребёнка, который давно сидит на наркотиках-мультфильмах, приучить к чтению очень и очень сложно. Диафильм - это та же книга, но с более крупными иллюстрациями.
5) «Диафильм развивает воображение, в отличие от мультфильмов, где все подано в «готовом» виде» (мнение одной подписчицы сообщества).
6) «Ценные минуты совместного семейного досуга» (мнение ещё одной подписчицы сообщества).
7) Ещё одна ценность диафильма - возможность погрузиться в сказочную атмосферу, имея рычаги управления этой атмосферой. Ты уже не просто потреблянт (как в случае с мультиками), но и сотворец сказки (возможность менять скорость просмотра, возможность комментирования, возможность насладиться отдельными местами сказки и пр. возможности).

Сказочная атмосфера при просмотре диафильма в СССР
У нас в семье проектор для диафильмов появился в конце 60-х - это было чудо! Когда была маленькой и ещё не умела читать смотрели диафильмы всей семьёй поневоле - ребёнку ведь надо прочесть текст на экране, прокомментировать «непонятные места»… В квартире был длинный коридор, входную дверь занавешивали скатертью, закрывали двери на кухню и комнату и… получался маленький домашний кинотеатр со всеми соответствующими атрибутами: полумрак, проектор, экран, сказка на экране… в общей сказочной атмосфере.
Стала старше, научилась читать, записалась в библиотеку, но магия диафильма не отпускала. По-прежнему радовалась пополнению коллекции диафильмов. И теперь уже я читала текст зрителям: родителям, друзьям с нашего двора. Магия диафильмов была ещё и в том, что читать текст отрешенно буднично и невыразительно просто не получится. Огромные красочные яркие иллюстрации диафильма на весь экран в полумраке «заставляли» вживаться в образ и находить нужные интонационные краски для каждого персонажа. Диафильм давал возможность быть сотворцом сказки! Быть сопричастным к чуду!

Почему же были так популярны диафильмы в СССР?
Почему же были так популярны диафильмы в СССР? Ведь диафильмы сильно уступали магии мультфильмов, в которых зрительные образы усиливали во сто крат слуховые и двигательные составляющие. Мультфильм мог породить впечатление-бомбу, а вот про диафильм так не скажешь. Скромнее у него результаты. Однако…
Когда ребёнок смотрит мультфильмы - это пассивное потребление готового продукта. Потому смотреть мультфильмы он может часами. Если мультфильм ребёнку «не по зубам» (слишком сложный), ребёнок вообще перестаёт делать даже малые попытки понять и усвоить его. Здоровый детский пытливый ум отключается в целях самозащиты. И ребёнок становится безучастным наблюдателем за сменяющимися картинками. Что будет, если давать мультфильмы «по зубам» (соответствующие возрасту ребёнка) в большом количестве? Ребёнок «переварит» первый мультфильм, у него может хватить силёнок «переварить» второй мультфильм. Далее он становится безучастным наблюдателем за сменяющимися картинками. Однако такое времяпрепровождение перед телевизором быстро истощает нервную систему ребёнка от пресыщения зрительными и слуховые впечатлениями. А мелькание экрана в режиме «моргания» может вызвать галлюцинации.
В СССР ежедневно показывали детям мультфильмы перед сном (не больше 10-15 минут). Были дополнительные показы мультфильмов в выходные (не больше 30 минут). И всё! А если на лето ребёнка увозили на дачу, где, как правило, в то время телевизоры «не водились»? «Голодный» ребёнок находил альтернативу в книгах и в диафильмах. Вот тут и начинается самое интересное! Книги и диафильмы не возможно потреблять… Надо становиться соучастником процесса. Мультфильм даёт ребёнку готовый зрительный образ. Слушая книгу - ребёнок творит образ сам! Это мощная внутренняя работа. Если человек в детстве был лишён такой возможности трудится, у него в жизни будет много проблем. Человек не рождается с навыками внутренней умственной работы, такой навык он приобретает в детстве. И если у него такой возможности в детстве не было - нарастить этот навык позже будет очень сложно. Вот откуда ноги растут у проблемы «люди-овощи». Они не умеют думать, фантазировать, генерировать идеи. Им сложно в школе, им сложно по жизни.
Однако книга проигрывает диафильму в плане зрительных впечатлений. Для дошкольника наглядность - наипервейшее условие познания мира. Вот почему диафильмы были так популярны в СССР. Советские чиновники ограничили детей в просмотре мультфильмов и сделали огромное благо для детей. Видео с коллекциями мультфильмов на дисках тогда в помине не было. Диафильм стал панацеей для детей и родителей. В принципе семейный просмотр диафильмов можно смело назвать семейным чтением: та же обстановка, те же атрибуты, тот же антураж, только иллюстрации в диафильмах в разы крупнее иллюстраций книжных.

Диафильм сегодня. Как создать сказочную атмосферу в наши дни?
1) Уберите под каким-либо предлогом айфоны, айпады, телефоны с глаз долой. Лучше всего получится провести «стерилизацию» пространства от цифры на даче. С непривычки ребёнок не будет находить себе места! Пусть «поголодает»… Помните! У ребёнка мощная зависимость от гаджетов, и не он виноват в этом. Взрослый должен научиться, избегая конфликта, находить способы влюбить ребёнка в диафильм (а в последующем - в книгу).
2) Подготовьте компьютер с большим экраном или технику с возможностью вывода диафильма на большой экран телевизора.
3) Сделайте правильный выбор диафильма для первого просмотра, учитывая увлечения, пристрастия вашего ребёнка, - иначе ребёнок потеряет интерес к вашей затее.
4) ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН. Подготовьте домашних. Желательно, чтобы они поддержали ваше начинание. Приветствуется их живой интерес к диафильму. Не приветствуются одёргивания, комментарии не по делу…
5) Желательно, чтобы хотя бы на первых сеансах, в доме воцарялась тишина. Это поможет вашему ребёнку сосредоточиться на фильме. Его внимание не будет ускользать и не придётся постоянно его мотивировать к просмотру.
6) Обязательное условие: затемнение комнаты. Во времена, когда диафильмы крутили через проектор, - это было техническое условие. Но как оказалось, затемнение помогает создать сказочную атмосферу.
7) Никаких жвачек, попкорна, чупачупсов и пр.! Никакого чавканья! Категорически!
8) Обратите внимание на свой голос. Голос чтеца - это мощный инструмент. Чтобы убедиться в этом, посмотрите мультфильм «ХОМЯК-МОЛЧУН» по сказке Э. Шима. Один чтец - и за автора, и а всех персонажей. Но какое потрясающее исполнение! Обратите внимание, как чтец соблюдает логические ударения, выдерживает паузы, изменяет тон в зависимости от содержания и ситуации! Придерживайтесь правила: авторский текст читаем чуть монотонно (отстранённо), слова персонажей читаем, используя весь звуковой и голосовой арсенал (интонации, тембр, чёткое (даже утрированное) проговаривание текста, ритм, паузы)! Однако, моделируя голосом, не переусердствуйте - не скатитесь на уровень «Ералаша». Хохмы, ржачки, стёб оставим либералам и их детям!
9) В первый же день приобщения к диафильму не спешите предлагать ребёнку чтение по ролям. Можно просто обменяться своими впечатлениями. А потом «вдруг» у вас «случайно» обнаружится распечатка с раскрасками с персонажами именно этой сказки. Можно даже вместе начать раскрашивать сказочных персонажей, а заодно и продолжить делиться своими впечатлениями. В ходе беседы желательно ненавязчиво «пройтись» по сюжету и попытаться выяснить, как ребёнок понял сказку (через вспомогательные вопросы).
10) Помните! Нельзя начинать чтение по ролям, пока ребёнок не уяснит сюжетные линии сказки, мотивы поступков, цели, желания, устремления персонажей. Вот почему для чтения по ролям вначале рекомендуются диафильмы с простыми незатейливыми сюжетами.
11) Как выстраивать занятие по сказке? Давайте, возьмём для примера хорошо всем известную сказку «Колобок». Версий сказки-диафильма «Колобок» много, диафильмы по этой сказки создавали в разные годы. Также есть разные версии мультфильма «Колобок». Есть «бумажный» «Колобок». Есть «Колобок» в звуке. Всё это богатство надо использовать ребёнку во благо! Можно первоначально посмотреть диафильм, затем разучить песенку Колобка, затем раскрасить персонажей сказки или вылепить их из пластилина, затем разыграть сказку с игрушками или разыграть сказку по ролям по диафильму. Очередность занятий вы сами выстраиваете сообразно настроению и возможностям вашего ребёнка. Когда вы через несколько дней покажите ребёнку полноценный одноименный мультфильм, удивлению и радости не будет предела! Он будто встретится со старым добрым знакомым. Ребёнок уже не будет пассивным зрителем-наблюдателем. Он «переварил» сказку, восприятие сказки-мультфильма у ребёнка будет на другом качественном уровне!
12) Помните золотое правило: не переусердствуйте с занятиями, знайте меру! Помните: количество не всегда переходит в качество!

Неудобные вопросы
Сколько можно катить бочку на мультфильмы? Я не качу бочку. Я всего лишь пытаюсь показать другую сторону этого явления, снять со слова «мультфильм» маркер безусловного доверия. Я сознательно выплёскиваю столько негатива, чтобы повысить критичность мышления читателей.
Зачем же из сказок делать учебные пособия? Это возмущение совершенно справедливое. Сказки - это чудо! Но вот на первых порах надо ребёнка научить ВИДЕТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ это чудо. Как только он приобретёт навык «пользоваться» сказкой, можно смело отпустить его в свободное плавание! Как правило, этап приобретения этого навыка совпадает с овладением навыка уверенного беглого осмысленного чтения.
Кстати, та самая Вера - дочка знакомых, поделилась своим впечатлением от курса: теперь мультфильм «ХОМЯК-МОЛЧУН» по сказке Э. Шима стал любимейшим мультяшкой всей её семьи (её самой, мужа, детей, а также бабушки и дедушки). Все они по условию задания принимали участие в работе над диафильмом «ХОМЯК-МОЛЧУН», все разыгрывали по ролям сказку. Сказка-мультфильм и диафильм (который я сделала из мультфильма) идеально соответствовали условиям курса: по этому материалу удобно было разыгрывать сказку по ролям. Но эта история примечательна ещё и тем, что наглядно показала неумение самих родителей ВИДЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ПОНИМАТЬ хорошие мультфильмы. А ведь они смотрели ранее этот мультфильм! Смотрели, да не видели! Что ж говорить о современных детях?
Почему не получилась затея с диафильмами? Если вы загорелись идеей привить любовь к диафильмам в своей семье, но у вас ничего не получилось, попробуйте отыскать причины этого. Их может быть много. К примеру: 1) Возможно, ваш ребёнок слишком гаджетозависимый. Возможно, в поле зрения вашего ребёнка были отвлекающие объекты: телевизор, игровая приставка, айфон, компьютер. И даже если вы их уберёте с глаз долой - ребёнку трудно будет на первых порах переключиться с не требующих душевных затрат привычных атрибутов его существования на диафильмы. Но когда это произойдёт, вы сами увидите качественные изменения в вашем ребёнке. 2) Возможно, вы и сами не очень сильно были увлечены этой затеей. Формализм отомстит равнодушием ребёнка.

Современные дети испорчены цивилизацией (айпадами, айфонами, компьютерами…), потому очень трудно будет вернуть их к настоящей жизни…
Читать книжки, строить башни из кубиков, бегать босиком по траве, помогать бабушке поливать огород, строить с дедушкой шалаш, слушать кукушку в лесу, сочинять с папой песенки, складывать из бумаги кораблики и пускать их в плавание в бочке с водой, наблюдать, как паучок плетёт сеть, помогать папе ремонтировать насос, придумывать облакам имена, помогать дедушке копать червей для рыбалки, любоваться закатом, смотреть на звёзды, пробовать пенку от варенья… А вечером смотреть диафильмы всей семьёй! Разве это не счастье?
Если вам это нравится, значит нам по пути!

Скачать диафильм «Цыплёнок и утёнок» и план работы по нему:
http://vk.com/public104028946?w=wall-104028946_5

Скачать диафильм «Хомяк-молчун» и план работы по нему:
http://vk.com/public104028946?w=wall-104028946_6

Скачать диафильм «В лесной чаще» и план работы по нему:
http://vk.com/public104028946?w=wall-104028946_7

мультфильм, советский мультфильм, диафильм

Previous post
Up