Столь сегодня было тихо в Бирюлёвском дендропарке, что слышно было, как шкрябают когтями по стволам птицы и белки. А ещё - как машут крыльями бабочки.
Например, вот эта тополёвая переливница (Apatura ilia).
Точнее даже, тополёвый переливник - как ещё назвать самца? :-))) Самца в бабочке выдал отлив на крыльях...
Серо-буро-козявчатая бабочка на солнце превращается...
...превращается...
...в красавца!
...и одна забавная привычка, коей, насколько я знаю (а я, напомню, не энтомолог), так и не придумали удобоваримого односложного названия на русском языке.
Англоязычные называют это
mud puddling. Короче говоря, бабочкины (и далеко не только бабочкины) самцы (чаще всего, но не только) увлечённо копаются в грязи/пыли/навозе и даже трупах, дабы раздобыть какие-то дефицитные минералы.
Так и хочется сначала провести аналогию с копытными, которые с энтузиазмом лижут соль, которой им банально не хватает в пище. Но у бабочек это связано, похоже, именно с чем-то самцовым (иначе самок можно было бы так же часто застукивать за таким поведением). Чаще всего говорят, что бабочкиным самцам очень нужен натрий, и связано это может быть с выработкой спермы и её качеством. Ещё упоминают такой момент, что вместе со сперматофором самцы передают самкам те же минеральные вещества.
Говорят также, что из грязи и других странных субстанций бабочки выуживают ещё и азотистые соединения. Как бы то ни было, поведение интересное и ещё не слишком хорошо изученное. А уж если и изученное, то в основном на тропических бабочках (вот
пример хороших наблюдений). Было бы интересно почитать что-нибудь о том, как в пыли ковыряются и нашенские чешуекрылые :-)))
Кстати, помню, один раз в детстве такая же переливница (переливник :-))) села мне на руку. Тогда я ещё не знала, в чём дело, теперь прекрасно понимаю - насекомое заинтересовалось солёным потом. Сегодняшний же бабочек, несмотря на то, что я была рядом, успела запариться и старалась не двигаться, на руки не пошёл. Стало быть, в пыли на дороге было что-то такое, чего пот дать не мог :-)))