В наше стране никому не надо пояснять что такое «Артек».
Когда-то справедливо замечалось, что люди в СССР делятся на тех, кто хотят поехать в «Артек» и тех, кто там уже побывал.
Но мало кто знает, что этот легендарный лагерь известен и за рубежом.
Например в 2000 году в Токио «Артек» был признан лучшим детским центром среди 100 тысяч детских лагерей из 50 стран мира!
Этот чудесный лагерь, занимающий площадь больше чем государство Монако, был одним из первых проектов молодой Советской власти. И по этим конкретным делам в те нелегкие времена, ведь еще недавно отгремели Первая мировая и гражданские войны, можно судить о степени гуманности дела революции, смело заявлявшей свей целью построение самого справедливого общества для всех людей, царства свободы и восхождения человека.
Странно, как подобное понимание соседствует в головах людей с черным мифом о "Архипелаге ГУЛАГе" и прочих сказках о "бесчеловечности режима" за который погибали наши предки.
Но давайте не будем о болезнях нашего общества, а вглядимся пристальней в историю той жемчужины, что к великому счастью снова оказалась в наших руках.
Первые годы «Артека». Как все начиналось.
Шел 1924 год. В тихий осенний вечер у подножья горы Аю-Даг гулял приехавший из Москвы председатель ЦК РОКК Зиновий Петрович Соловьев. Он отдыхал, любовался природой и полной грудью вдыхал живительный горно-морской воздух, но мысли его были далеко.
Его заботил вопрос о том, чтобы в возможно короткий срок поправить здоровье детей, особенно тех, кто пострадал за годы империалистической и гражданской войны и годы разрухи. Он мечтал создать такие учреждения, «где врачи имели бы дело не только с отдельным ребенком, а с организованным детским коллективом». Лагерь-санаторий, «лечебный лагерь» - вот что хотелось создать Зиновию Петровичу.
Соловьев объездил ряд мест на побережье, побывал в Коктебеле, под Феодосией, в Судаке, прикинул там и сям, но ни на чем не мог остановиться. И вот, проводя свой отпуск в Гурзуфском отделении Крымской военно-курортной станции (ныне санаторий «Гурзуфский»), Зиновий Петрович гулял в урочище Артек, который удовлетворил его во всех отношениях.
Особенно радовало Соловьева то обстоятельство, что лагерная площадка может быть со временем расширена, и лагерь «развернется в настоящую пионерию». Место под лагерь было выбрано как нельзя удачнее.
Не менее удачен был и выбор организатора лагеря. Открыть к началу 1925 года санаторный лагерь было поручено доктору Федору Федоровичу Шишмареву, бывшему тогда заведующему детским санаторием в Ай-Даниле. Ф. Ф. Шишмарев сыграл значительную роль в жизни «Артека». Ему он отдал восемь лет своей жизни, бессменно работая главным врачом. Исключительный организатор, великолепный врач - он являлся правой рукой 3. П. Соловьева в деле организации лечения и отдыха детей.
И вот 16 июня 1925 года в уютной и живописной бухте, где тишину и покой охраняет древний Аю-Даг, зазвучали детские голоса и под звуки горна взвился ввысь флаг, - так в Крыму открыл свою первую смену лагерь-санаторий Общества Красного Креста РСФСР в «Артеке».
80 первых артековцев жили у самого моря, в четырех брезентовых палатках. В первый год «Артек» за четыре летних смены принял 320 детей.
Детей разместили в палатках, высоких, светлых, с деревянными полами. Убранство их хотя и состояло из простых деревянных, обтянутых парусиной кроватей, деревянных табуретов и грубых прикроватных столиков, однако все содержалось в большом порядке. Самая лучшая палатка была отведена под изолятор, который стоял от лагеря на приличном расстоянии.
Для столовой использовалось место под тентом, где было расставлено шесть обеденных столов и скамейки. И хотя столы были грубо сколочены из теса, их покрывали белоснежными скатертями, а у каждого пионера была салфетка и кольцо для салфетки.
Был организован также клуб-библиотека, под который была отведена лучшая комната потемкинского домика. Там же хранились собранные детьми коллекции, инструменты и материалы для ручного труда.
Около самого моря, где теперь разбита «костровая» площадь с амфитеатром для гостей, была физкультурная площадка. Здесь же в первые годы зажигались артековские костры.
Летом 1925 года «Артек» посещает Клара Цеткин, которая позже напишет: «Хотите ли вы видеть свободных счастливых детей? Посетите летний лагерь, устроенный Красным Крестом в «Артеке»…».
И зарубежные гости стали посещать и учиться… В двадцатые годы в лагере отдохнули дети и взрослые из Германии, Голландии, Дании, Норвегии, Польши, Франции, Швеции.
24 июля 1927 года в «Артеке» введена штатная должность отрядного вожатого. Педагоги вели работу по краеведению и естествознанию, проводили экскурсии, учили ребят, как следует собирать гербарии и составлять коллекции, читали им лекции, проводили беседы. На образовательную работу отводилось 2-3 часа в день. В распорядок дня входил обязательный труд - дети убирали парк, чистили пляж, а также помогали расположенному по соседству сельскохозяйственной хозяйству. Они собирали виноград, убирали сено, снимали урожай фруктов.
Экскурсий в те годы проводилось мало. Это было сложным делом, так как в «Артеке» не было транспорта, и нередко ребят из Севастополя доставляли на запряженных в дрожки лошадях.
Первые годы работы лагеря показали: надо было подумать о постоянных зданиях вместо палаток, которые совсем не оправдали себя. Днем, когда нужно было проводить «тихий» час, - жарко, ночью - холодно. Особенно это стало ясно, когда однажды ночью разразилась буря с сильной грозой, разрушила палатки и перепугала детей.
В 1928 году Зиновием Петровичем был поставлен вопрос о реорганизации лагеря в постоянный лагерь-санаторий, функционирующий круглый год.
И в этом же году дети отдыхали уже не в палатках, а в новых домиках.
Тридцатые годы. Лагерь интернациональной помощи и дружбы.
В 1930 году «Артек» отметил свое пятилетие открытием второго лагеря. Теперь в «Артеке» появились «Нижний» и «Верхний» лагеря. Количество детей в смену увеличилось с 80 до 200, а в год - до 2 040 детей.
1932 год. В лагере организована Детская техническая станция и Музей «Артека».
В 1934 году «Артек» впервые посетил глава советского правительства - Вячеслав Михайлович Молотов.
В 1936 году принято решение правительства о передаче «Артеку» расположенного рядом дома отдыха ВЦИК СССР «Суук-Су», что значительно расширило владения лагеря.
В «Артеке» живо откликаются на все события, происходящие в мире: в 1937 году сюда на все лето приезжают дети из охваченной пламенем войны Испании.
Летом 1939 года в «Артеке» вместе с сыном Тимуром отдыхает Аркадий Гайдар. Он любит подниматься с артековцами на Аю-Даг. Здесь он задумал написать свою знаменитую повесть «Военная тайна».
Популярность «Артека» вышла далеко за пределы Советского Союза. В каждом лагере - «Верхнем», «Нижнем», «Суук-Су», на «15-й даче» - самостоятельно проводится работа: своя линейка, лагерный флаг, свой старший вожатый, открытие и закрытие смены.
Ребята учатся грести, плавать, фотографировать, кататься на велосипеде, они изучают азбуку Морзе, составляют гербарий, делают модель аэроплана…
Достаточно времени отведено также веселью и развлечениям. Каждый отряд, кроме своей отрядной работы, берет на себя проведение одного из лагерных мероприятий - организовать конкурс на лучшую отрядную газету, шахматный турнир, военную игру, творческий вечер, спортивное соревнование…
Жизнь артековцев полна разнообразия - один день не похож на другой, а ежедневная запись в отрядных дневниках, как правило, заканчивалась словами: «Сегодня, как всегда, было весело», «Еще интересней, чем обычно, прошел сегодняшний день».
Источник. Продолжение в следующей статье.