«Увидев Клода Моне в его саду, начинаешь понимать, как такой великий садовник мог стать таким великим художником», - напишет поэт-символист Гюстав Кан после своей поездки в Живерни.
Клод Моне всегда любил цветы и всегда их рисовал. Поселившись в 1883 году в деревеньке Живерни, что находится в 80 км к северу от Парижа, художник так увлекся садоводством, что на его полотнах не было почти ничего кроме видов своего любимого сада и макового поля, которое находилось на краю деревни.
Участок перед домом, который просматривался из окон, художник превратил в цветочную палитру, смешивая и подбирая краски. Это не сад цветов, это прежде всего сад цвета, разбитый по строгому плану рукой художника. По желанию мастера удалено все, что не принадлежит определенному оттенку: весной здесь растут цветы только розовых и голубых тонов.
Claude Debussy - Arabesco No.1
Click to view
В саду Моне пестрый благоухающий ковер из цветов разделен прямыми дорожками, как краски в коробке. Моне писал цветы и рисовал цветами. Он как истинно талантливый человек был и выдающимся художником, и выдающимся ландшафтным дизайнером.
День за днем, год за годом Моне терпеливо создавал свой сад. Взгляд художника и руки садовода помогли ему превратить обычную усадьбу с фруктовыми деревьями в живую картину, в которой красота и изменчивость природы переданы с помощью цветовых сочетаний и форм.
После приезда в Живерни Клод Моне сразу начал сеять и разводить цветы. Друзья художника теперь дарили ему редкие семена. Жителей деревни приводила в изумление эта страсть. Однажды в 1891 году один земледелец собирался убрать стога сена с поля как раз в тот момент, когда Моне начал свою знаменитую серию картин. Тогда художник заплатил ему, чтобы закончить работу.
Моне оказался хорошим садоводом, он сделал аллею из вьющихся роз, по всему саду рассадил огромное количество цветов. Однако в саду роскошные розы растут рядом с васильками и маками с окрестных полей, возможно, в этом секрет живописности сада.
В саду Моне не было ничего лишнего, случайного, не было слепого коллекционирования - только гармония. У каждого времени года особая цветовая гамма. Весной - изобилие нарциссов и тюльпанов, затем расцветают рододендроны, сирень, глициния. Позже сад превращается в настоящее море ирисов, их художник особенно любил.
В этом саду художник создал также царство вод, где на поверхности прудов плавают нежные кувшинки, которые неоднократно изображал Моне на своих полотнах. Сама природа становится картиной, «освещаемой» внимательным глазом художника. Это чудесный гармоничный сад - самый первый эскиз или готовая к работе палитра.
Через пруд, который имеет очень извилистую береговую линию, переброшены несколько мостиков. Самый известный и большой из них - японский мостик, увитый глицинией. Его Моне рисовал особенно часто.
Сад - одно из любимых творений Моне, и он с удовольствием изображал его на своих картинах. Влюбленный в своё детище,художник писал уже только в своем саду, он увековечил его в большом количестве картин, теперь и в Лувре и в Метрополитэн сад в Живерни радует всех своей вечной весной.
Вся большая семья Моне, его вторая жена Алиса Гошеде, два их сына и еще шестеро детей от первого брака, поселились в Живерни. Сад стал появляться на картинах Моне, а сам художник превратился в заядлого садовода и создал собственный кусочек рая.