Что такое свобода?
Свобода - состояние субъекта , в котором он является определяющей причиной своих действий, т. е. они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.
Википедия.
Согласно Википедии, наше получение свободы, по крайней мере в нашем узком, сегодняшнем восприятии, практически невозможно. Да свободным может стать, какая-либо часть нас, но это уже будет не я живущий сейчас. Соответственно для получения этой свободы нужно отказаться от сегодняшних убеждений и рамок, да и возможно от себя самого даже.
Метавселенные, обещающие нам цифровизацию сознания и бессмертие в виртуальном пространстве манят конечно же призраком свободы. Но разве не природа ли нам диктует эти условия? Разве не она создала нас биологической расой, с завидным постоянством постоянного процесса умирания? А мы теперь, как послушные ослики бегаем и решаем навязанные проблемы. И в итоге получаем очередную иллюзию и тиранию, а ни какую-то там свободу.
И тут напрашиваться логический вывод: прекрати быть собой и ты получишь то, на что замахнулся. Вроде все просто: раздвигаешь рамки и получаешь то, к чему стремился. Но разве отказ от себя это свобода? Разве то, что я не могу быть собой разве не есть ее отсутствие? И да и нет одновременно. То, что человек не может быть собой есть отсутствие свободы. То, что человек хочет сохранить прошлого себя тоже есть отсутствие свободы. Немного покрутить смысл, язык и вуаля - тут уже не просто замкнутый круг, а заколдованный. А что такое заколдованный круг нам даже и язык не подскажет.
Но не стоит отчаиваться, большая дорога начинается с маленьких шагов. Если мы возьмём за исходного себя условного узника тюрьмы, который просит выпустить его на свободу с условием сохранения его текущего положения, то даже в самом лучшем исходе, удовлетворении его просьбы, ситуация с заключённым не изменится. И наш несчастный превратиться в заключённого Шрёдингера. Вот так если кратко. А если сложно, то насколько мы знаем себя, окружающий мир, свои желания, свои моральные принципы и приоритеты? Что мы просим? Чего хотим или о чем мечтаем? Действительно ли мы готовы к тем переменам и рискам, которых мы просим? Или мы как капризные, несмышлёные заключённые, кричащие со всех бронированых гелентвагенов о вопиющем нарушении прав, законов, ущемлений, ненависти, отсутствия уважения, любви, справедливости, матчества, гендерных туалетов и прочих оксюморонов.