Мы перевели важные части статьи с сайта pbs.org
о практике сексуального образования в Нидерландах. В Нидерландах принята программа “всеобъемлющего сексуального образования”, проходить которую дети начинают с 4 лет. Надеемся, что этот материал поможет лучше узнать о таком подходе и избавиться от подозрений, что в детском саду демонстрируют порнографию.
Программа “всеобъемлющего сексуального образования” основана на
Европейских стандартах сексуального образования, принятых в 2010 году. Основой данного подхода является понимание того, что сексуальность - важная часть человеческой природы и включает в себя не только непосредственно сексуальные акты. Сексуальность - это понимание и принятие себя, уважение других, умение строить отношения, умение устанавливать свои границы и соблюдать границы других. В этом смысле познание собственной сексуальности начинается у каждого ребёнка с рождения.
Более правильно понимать термин “всеобъемлющее сексуальное образование” не как “обучение сексу”, “просвещение в области сексуальных отношений”, а как “культура сексуальности”, “воспитание сексуальности”. Этот нюанс не виден в официальном переводе на русский, однако, заметен в англоязычном термине - comprehensive sexuality education.
Как объясняет голландская специалистка по сексуальному развитию молодёжи Инеке ван дер Влюгт, речь идёт об открытом и честном разговоре о любви и отношениях.
По голландскому закону все дети в начальной школе должны пройти в какой-либо форме обучение сексуальности. Процесс может быть организован по-разному, но должны быть соблюдены основные принципы. Например, поощрение уважения к любым сексуальным предпочтениям и помощь в развитии у детей навыков защиты против принуждения к сексуальным действиям и против насилия. В основе программы лежат представления о сексуальном развитии как о нормальном процессе, который проходят все молодые люди, и признание права детей на честную и достоверную информацию по этой теме.
“В обществе существует понимание того, что сексуализация медийного пространства может отрицательно влиять на детей. Мы хотим показать, что с сексуальностью также можно обращаться уважительно, интимно и безопасно” - говорит ван дер Влюгт.
Голландский опыт школьного обучения сексуальности привлекает внимание всего мира, поскольку Нидерланды демонстрируют одни из лучших показателей сексуального здоровья среди подростков. Процент вступления в сексуальные связи в раннем возрасте здесь ниже, чем в среднем по Европе и в США. Согласно статистике ВОЗ 22% 15-летних голландских девочек и 19% 15-летних голландских мальчиков сообщили, что уже имели опыт сексуальных контактов (в России это - 18% и 39% соответственно). 9 из 10 голландских подростков используют презервативы, начиная с первого полового акта, голландская молодёжь среди мировых лидеров по использованию оральных контрацептивов. Оральная контрацепция в Голландии бесплатна для всех, кто младше 21 года.
В Нидерландах очень низкий показатель подростковых беременностей - на 1000 женщин в возрасте 15-19 лет приходится 4 случая родов (в России этот показатель - 24 случая). Также мало количество случаев инфицирования ВИЧ и ЗППП.
“Мы должны помочь молодым людям научиться управлять всеми ситуациями выбора, с которыми они сталкиваются, и стоять за себя во всех случаях, сексуальных и не только” - Роберт ван дер Гаан, представитель регионального центра здравоохранения.
Как выглядит урок сексуальности у 4-летних детей.
Группа дошкольников сидит в кругу, воспитательница листает книгу с картинками. На страницах - обнимающиеся животные, медведи, крокодилы.
“Почему они обнимаются?” - спрашивает воспитательница.
“Потому что они любят друг друга” - отвечает девочка.
“Да, когда вы любите друг друга, вы можете обниматься”
“Или целоваться”.
“Да, или целоваться, конечно. Когда вы любите, можно много чего делать. Что ещё можно делать, если вы полюбили кого-то?”
“Можно выйти замуж”
“Да, можно пожениться. Это тоже можно сделать”.
“А что вы чувствуете, когда обнимаетесь с кем-то?”
“Я чувствую тепло внутри себя. И бабочек в животе”.
Уроки построены так, чтобы дети думали и говорили о том, какие интимные моменты им нравятся, а какие не нравятся.
Другой урок посвящён восприятию тела. Например, рисуют тела мальчиков и девочек, рассказывают истории о друзьях, которые вместе моются в ванной, попутно обсуждая, кому что нравится, кому что не нравится.
Предполагается, что к семи годам дети уже должны правильно называть части тела, включая гениталии. Также к этому возрасту они узнают о разных типах семей, о том, что значит быть хорошим другом, что ребёнок растёт в маминой матке.
“Люди часто думают, что в детском саду мы начинаем прямиком с полового акта. Но сексуальность значительно больше и шире этого. Она также о восприятии себя, о развитии собственной идентичности, о гендерных ролях и ещё о том, как выражать себя, свои желания и устанавливать свои границы”.
Это значит, что дошкольники также обучаются тому, как сообщить, что они не хотят, чтобы к ним прикасались. К 11 годам школьники должны уже совершенно свободно чувствовать себя при обсуждении вопросов деторождения, безопасного секса, а также сексуального насилия.
Ещё одной целью является обучение родителей, как говорить с детьми о сексе. Родителям рекомендуют прислушаться к тому, что волнует и интересует ребёнка в данный момент, и начать открытый диалог, к которому можно периодически возвращаться. То есть никаких неуклюжих, как бы всё объясняющих аистов с капустой. Например, если вы застали ребёнка за мастурбацией, не стоит ужасаться, наказывать и ругать его. Лучше поговорить о том, где и в какое время уместно этим заниматься.
А вот такой приём используется на уроке для 11-летних школьников. Анонимный “Ящик вопросов”. Дети пишут любые вопросы (нет запретных тем), на которые учитель потом отвечает при всём классе.
В действительности большинство вопросов вообще не о сексе.
“В основном их волнует любовь. Пишут такие вопросы “Что делать, если мне кое-кто нравится?” или “Как мне предложить пойти на свидание?” - говорит учительница этого класса. И такие вопросы не менее важны в этом курсе, чем вопросы о сексуальном поведении.
А ещё в теме о свиданиях учитель рассказывает о том, как подходящим образом порвать отношения. “Пожалуйста, не делайте этого через смс”.
“Конечно мы хотим, чтобы дети научились безопасному поведению и понимали риски, связанные с сексуальной активностью, но также мы хотим, чтобы они узнали и положительную, радостную сторону привязанности к кому-то, информацию о том, как быть в здоровых отношениях”.
Ссылка на статью (на английском языке) -
http://www.pbs.org/newshour/updates/spring-fever/ Стандарты сексуального образования в Европе (на русском языке) -
http://www.bzga-whocc.de/pdf.php?id=60b5cb67c82110fe0e604b52a659523e План урока о наготе для дошкольников (на английском языке) -
http://newshour-tc.pbs.org/newshour/wp-content/uploads/2015/05/Rutgers_Springfever_lesson_3_being_naked.pdf Он-лайн курс от Rutgers (международного экспертного центра сексуальных и репродуктивных здоровья и прав, Нидерланды)
http://www.springfever.org.uk/