Прошу прощения перед не-ролевиками, читающими этот ЖЖ. Им запись можно промотать.
Про ролевые игры. Сейчас многие пишут про опасность психологических травм на ролевых играх. Мне кажется, здесь проблема в том, что игроки не до конца готовы прислушаться к себе, почувствовать, что граница - вот здесь, а дальше опасная зона, те игровые взаимодействия, которые могут причинить психологический дискомфорт не персонажу, а игроку. Если едешь за игрой, чтобы побыть тем, кем ты не можешь быть в реальной жизни, попробовать себя, то ты осознанно рискуешь пересечь границу, а за последствия при этом тоже отвечаешь именно ты, а не другие игроки или мастера. И про красные флаги игры читаешь тоже ты, а не мастера. А если тебя внезапно что-то сильно не устраивает, то можно придумать способы быстро выйти из этой ситуации без вреда для игры окружающих, и стоит это сделать, пока еще можешь придумывать и дело не зашло слишком далеко. Мастера и другие игроки могут (но не обязаны) только посочувствовать, как-то проявить участие и поддержку. Было бы круто, если бы все относились друг к другу еще более терпимо, хотя в сообществе, по-моему, с этим и так все хорошо.
P.s. А теперь немного имхо и очень, очень много букв про меня, просто примеры для иллюстрации приведенных выше слов, прячу под кат, читать не обязательно.
Во-первых, я точно знаю, в какие стороны мне идти не следует. Я знаю, что я не способна сыграть, например, харизматичного лидера или эмоциональную влюбенную даму. Вообще персонажа, чьи действия предполагаю публичность и демонстративность. И в флирт и отношения я никогда не сыграю так хорошо, как многие окружающие меня люди. И игры такими ролями я не сделаю ни себе, ни окружающим. Мне будет неинтересно, им фальшиво. Но я просто туда теперь и не пойду. Пусть играют те, у кого лучше получаются такие амплуа. Зайца же не научишь курить, почему я должна идти не туда, где смогу лучше проявить себя и лучше вписаться в игру? Это не значит, что я совсем не могу сыграть таких персонажей, в жизни же я как-то справляюсь с этими ситуациями, я знаю, как их проживать, но они требуют слишком много ресурса, чтобы расходовать его на игре. На игру я еду, чтобы приобрести что-то для себя и окружающих, а не чтобы потратить. Когда тратишь, возможны срывы. Надо просто понимать, куда тебе идти не следует, даже если очень, очень любопытно. Другое дело, что бывают ситуации, когда не сходишь - не поймешь. У меня тоже были игры, когда я играла роли, требующие сильно привлекать внимание окружающих. После них я обычно собирала палатку и думала: "Ну и зачем ты, интроверт, туда полезла? Что кому хотела доказать? Или за компанию? Ну как-то поиграла, и ладно, побыла скорее наблюдателем, а вон с теми ролями ты была бы участником". Прошел не один год, я уходила из ролевых игр, и только сейчас, вернувшись, я поняла, каково это - быть участником игры. Надо просто выбирать те роли, которые по тебе, которые принесут комфорт и удовольствие от игры. Но к этому я пришла далеко не сразу.
Во-вторых, мне не очень понятно, как на игре может проявиться психологическая травма. Но я допускаю, что просто у меня довольно узкий диапазон эмоций (либо безудержный восторг, либо рожа кирпичом), а негатив я сразу раскладываю внутри по полочкам и сразу понимаю, что не так и что на какое место положить. Если что-то не так, я просто туда не иду. Я к этому тоже пришла не сразу. Например, в 2008 году на игре по миру Валахии мастер мне практически сразу вручил карточку с болезнью. Мне было тяжело в это играть по личным причинам, поэтому спустя пару часов игры я просто тупо вышла из роли, вспомнила, что я ролевой гопник-блондинка (была у нас тогда такая шутка), часик посмеялась с подружкой-постреляла сигареты, потом пошла в таверну пить чай и общаться, не выводя никого из их ролей, но уже и не играя свою. А наутро уехала. Травма ли это? Вряд ли. Мне туда не хотелось, я туда не пошла. Не знаю, что бы было, если бы пошла. Сейчас бы я, конечно, так делать не стала. Я бы сразу сказала мастеру: "Простите, конкретно в это я не играю, давайте придумаем другой вариант, похожий по механике игры". А не согласилась бы (не догадавшись отказаться), чтобы сразу выйти из игры, на которую приехала. Но мастера не обязаны были знать, что тут конкретно у меня что-то типа фобии, поэтому это целиком моя ответственность.
Третье. Очень часто на играх, которые подразумевают достаточно жесткий и жестокий сеттинг, все равно все заканчивается миром розовых пони и ванильной дружбомагией, в ущерб логике мира игры. Видимо, из опасений кого-то обидеть, кому-то навредить, потому что не все знают, где их границы и где их личные "красные флаги". Я вот такие игры очень люблю, мне нравятся сеттинги с психологическими экспериментами и с ситуациями "все против всех", поэтому мне бы очень хотелось, чтобы появились игры для тех, кто точно знает, что у них точно не будет психологических травм (потому что они бесчувственные придурки их границы - не там, а в других сферах) или готов сам нести за это ответственность.
Четвертое. Надо просто понимать, что ты сам себе друг, а не враг, и не идти туда, где дискомфортно. Я вот, например, если еду на игру с голодным движком, сразу предупреждаю мастеров: у меня будет с собой еда и вода, я заныкаюсь в укромном месте и поем, этого никто не увидит. Потому что иначе мне может стать плохо со здоровьем, по некоторым причинам я должна есть регулярно (ведь никому не станет лучше, если я посреди игры заболею и не смогу нормально взаимодействовать, а потом еще выкину дней пять из своей жизни и планов). Но это моя личная проблема, и я знаю, как ее решать, чтобы было комфортно и мне, и окружающим, и никого не напрягать. Мне комфорт важен, я на играх обязательно ем три-четыре раза в день (как в обычные дни) и сплю минимум 6 часов. Просто я утром ем завтрак в палатке (кофе, булочки, йогурты, бутерброды, фрукты), днем обязательно ем в игровой таверне (дополнительный стимул заработать игровые деньги, как в жизни; о, сколько историй у меня связано с попытками добраться до таверны по "вражеской" территории; в логику жизни персонажа это вполне вписывается - он же не хочет умереть от голода). Если вдруг с таверной не складывается, у меня есть НЗ в виде быстрорастворимых обедов. Ну и на ужин обязательно овощи-фрукты-мясо-орехи. И при этом я нахожу возможность среди дня зайти в палатку и перекусить, не мешая логике игры. Игры - они для дружбы с собой, а не чтобы мучить себя. И обеспечить эту дружбу, понять свои сильные и слабые стороны - личное дело каждого, а окружающие тебе ничем не обязаны. Но взаимная поддержка - это всегда хорошо. Она всегда хороша, не только в ролевых играх, конечно, потому что нельзя просчитать все-все вероятности и везде подстелить соломки.