Неоязычество в Удмуртии.

Dec 23, 2015 01:56

Оригинал взят у liana_lll в Неоязычество в Удмуртии
Оригинал взят у evizatanet в Неоязычество в Удмуртии
В последние годы оживление неоязычества наблюдается и в Удмуртии. Здесь можно выделить две линии: одна развивается в селе, где наблюдается преемственность с традиционными дохристианскими верованиями, которые никогда здесь полностью не исчезали; вторая более характерна для города, где местная интеллигенция фактически конструирует новую синтетическую религию для преодоления кризиса идентичности. Во втором случае речь идет о самовыражении удмуртского национализма, пытающегося противостоять православию как религии угнетателей. Не случайно, что формирование удмуртского неоязычества тесно связано с деятельностью общества "Дэмен" ("Сообщество"), ведущего свою историю с декабря 1989 г. и ставящего своей задачей защиту и возрождение удмуртской национальной культуры. Именно в недрах этого общества возникла неоязыческая община "Удмурт вось" (Удмуртское моление), которая была зарегистрирована Министерством юстиции Удмуртской Республики как самостоятельная организация 27 января 1994 г. Стратегия общины строится на возрождении языческих молений, что, по мысли ее лидеров, должно привести к консолидации удмуртской нации. Община взялась за проведение семинаров жрецов и организацию весенних народных праздников "Гуждор" и "Гербер".

С 1991 г. языческие лозунги получили и политическую окраску. Тогда на Первом съезде удмуртов была образована общественно-политическая организация "Удмурт кенеш" (Всеудмуртская ассоциация), в деятельности которой проявляются антирусские и антиправославные тенденции. В начале 1990-х гг. она развила бурную деятельность по консолидации национально-политических движений финнских народов Поволжья. Одни из ее внутриполитических требований является "удмуртизация" республики. Однако поражение этой организации на выборах в удмуртский парламент в марте 1995 г. показывает, что ее радикализм не находит большой поддержки в народе. Более умеренной позиции придерживается молодежное движение "Шунды" (Солнце), которое, хотя и сочувствует язычеству, но признает и духовные ценности православия.


Первым торо (жрецом) удмуртской языческой общины был избран народный художник Удмуртии С.Н.Виноградов, а его заместителем - писатель Ф.П.Пукроков. Первый общереспубликанский праздник "Гербер" был проведен в дер.Кузебаево Алнашского района в 1992 г. С тех пор он проводится ежегодно в июне, т.е. после пахоты, в различных деревнях Удмуртии и включает ритуальное моление "Бусы сюан" (Свадьба поля) с обязательным жертвоприношением барана. В последнее время энтузиасты стараются создать в г.Ижевске Центр духовной культуры удмуртов. Участок, выбранный для него, по своим ландшафтным особенностям отвечает потребностям традиционных удмуртских ритуалов. Центр будет включать храм с Ин юбо (ритуальным Небесным столбом), учебно-гостиничный комплекс и религиозно-обрядовую зону со Священной Рощей, Священным Лугом и Акташь Вось - участком с камнями и родниками. Проект всего комплекса был разработан АО института "Удмуртгражданпроект" и был принят общиной "Удмурт вось".

Вся эта деятельность характерна прежде всего для городской интеллигенцией, которая использует для своих целей все возможные ресурсы - как традиционные (остатки традиционных верований), так и новые (в частности, пришедший с Запада кришнаизм. Достаточно упомянуть, что в Удмуртии сейчас действует "Общество сознания Кришны" и "Бхагават-Гита" переводится на удмуртский язык). В риторике этих неоязычников присутствуют и антисемитские нотки - христианство объявляется еврейской религией, созданной для закабаления коренных народов. В этом удмуртские неоязычники на удивление полностью повторяют русских, хотя в местных русских патриотических организациях распространяется идея о некоей мифической угрозе русским со стороны "вотяков".

Для удмуртов вся эта деятельность означает "возвращение" к исконной "природной" духовности, идущей от далеких предков. Некоторые полагают, что именно языческая вера и языческие ценности помогут народу преодолеть нынешние невзгоды. Энтузиасты видят в язычестве основу для гармоничных взаимоотношений между человеком, обществом и природой. Они ищут опору в этнографии и обращаются к ученым, чтобы те научили их традиционным молениям. Впрочем, основная масса удмуртов слабо затронута этими новыми веяниями. По данным массового социологического обследования 1979-1980 гг., древнеудмуртской языческой религии придерживались до 4% верующих удмуртов, как в городе, так и в селе. Православная церковь проклинает деятельность язычников.

Источники:

К.И.Куликов, Л.С.Христолюбова. Этнополитическая ситуация в Удмуртской республике в 1993 г. // Развивающийся электорат России. Этнополитический ракурс. Т.2. Выборы - 93. Москва, 1995. С.154-155.

С.Филатов, А.Щипков. Язычество. С.275.

В.Е.Владыкин, А.Е.Загребин. Неоязычество в контексте современной религиозной ситуации в Удмуртии.

-тенденции, народоведение

Previous post Next post
Up