идеология либерализма и жизнеобеспечение

May 24, 2011 19:11


http://erosen.livejournal.com/67326.html?thread=398078#t398078

Хороший вопрос. Я задумывался над ним уже как-то, пытаясь понять истоки того, что в Германии называется Spaßgesellschaft. Гедонизм, если корректно.
Я думаю, что переход в новое состояние общества возник в момент, когда со сцены гарантированно ушла забота о хлебе насущном в буквальном смысле. Вообще говоря, проблема для биологического существа основная. Это вторая, может быть, даже первая для него проблема после главнейшей - передачи генов. Мёртвый не передаёт генов совсем, а голодному это плохо удаётся.

Человек с момента, как он гарантированно чувствует себя в такого рода безопасности, видимо, теряет представление о причинно-следственных связях обеспечения жизнеспособности. Групповое существо, не способное жить в одиночку, вдруг получает представление о кажущихся возможностях отказа от обременительных общественных обязанностей. Мне кажется эта балансировка между врождёнными биологичекими рефлексами - эгоизм (самосохраненит) и альтруизм (забота об общественном) происходит постоянно в каждом в зависимости от условий существования индивида и даже на протяжении жезни.

Но дело то в том, что теперешняя вольноопределяемость цивилизованного" человека это полнейший мираж. Люди зависят сегодня друг от друга, как никогда. Конечно, люди, занятые производством тех самых "гарантированных" продуктов. Всё мировое производство это сеть из занятых в нём людей, причём так связанных мегду собой, что некачественная работа даже одного единственного из этой сети может провести к серьёзным катастрофам, как например решение об испытаниях на Чернобыле или решение поместить резервное питание во всем стихиям доступном подвале на Фукусиме. Теперешняя организация хозяйства предполагает особо ясное представление занятых в нём о дисциплине, взаимопонимании, способности подчиняться предписаниям инструкциям, работоспособности, чувстве коллективизма. Возможно, и я думаю, что это так, носителями новой идеологии являются в подавляющей массе люди, никак не связанные с реальным миром производства - политологи, философы, педагоги, журналисты, люди искусства и культуры. Их оторванность от реалий поддерживается тем же обществом производителей, дающим за ничтожные, на деле достижения, весьма существенное вознаграждение, убеждая бездельников и шарлатанов, что оно результат их фантазий.

Выводы в этом смысле могут быть самые неутешительные.
К чему может привести назойливое внедрение принципов, прямо противоположных требуемым для обеспечиния теперешней жизнеспособности можно и не говорить.
Цитаты об эфемерном обществе и цене морали я не придумал.

либерализм

Previous post Next post
Up