Из комментариев под
http://a-str.livejournal.com/508800.html a-str я могу говорить только о своем опыте. невозможно освоить, включить в себя то, что не прожито. вычеркнуть кусок себя - во-первых, это не действие раз и навсегда, его нужно постоянно поддерживать, а это берет силы, а во-вторых - это же все равно, что руку к телу привязать, сказать, что ее нет, отлично научиться управляться с одной - и постоянно, постоянно чувствовать, что что-то не так.
я много работал со своей диссоциацией, много смотрел на чужую. я знаю о методиках работы с травмой, и больше всего в данном случае меня интересовали две вещи: почему выстроенной на травме и под травмой личности так тяжело с самопринятием, хотя вроде бы живет человек, и вполне успешно, и не понимает, куда это самопринятие приложить-то, все же в порядке,
и что именно происходит во время диссоциации. где находятся все части, на которые раскалывается личность. и почему они остаются там.
потому что если труды психотерапевтов почитать, то все части личности всегда при ней. а я смотрю и вижу, что это не так. что да, вычленяются какие-то личности, которые могут справиться с разными ситуациями. но это только вершина айсберга, иначе между ними не было бы таких больших щелей.
hedgy Спасибо.
Это очень точно объясняет, почему N лет назад я так упорно пыталась рассказать в ЖЖ самые страшные истории из своего детства и отрочества. И вот это ощущение: "ну, вот, это действительно было, но мы живы" -- я действительно помню, оно невероятно важное.
chanqe-focus Как думаете, если не помнятся сами ситуации, то возможно определить своих «потерявшихся», наблюдая за собой в разных жизненных ситуациях (где ярче злоба, страх, ступор, избегание например)? И потом копать вглубь причин оттуда..
a-str одного из своих я внезапно вытащил, когда испытывал одновременно и очень сильно обиду и гнев.
то есть мне помогло "вылавливание" одновременных сильных и противоречивых эмоций.
если удается выделить наблюдателя, то оно, конечно, очень сильно помогает.
maaryba Тут ещё затык в том, что принцу параллельной вселенной может быть совсем не очевидно, зачем куда-то возвращаться и что-то забирать.. если в его старательно нарисованном мире так безопасно.. и с колдунами и динозаврами кажется увлекательнее, чем с людьми)
a-str рано или поздно даже принцу параллельной вселенной покажется странным, что у него, по сути совершенного существа, так мало сил, так легко уходит в сторону внимание и так тяжело что-то начать и довести до конца.
и я ни секунды не иронизирую, я с большим уважением отношусь к принцам параллельной вселенной.
просто 30 лет это сделать легче, чем в 35. а после сорока, если все еще не очевидно, начинаешь умирать. не в смысле ложишься и умираешь, хотя бывает и так, а включается такой, обратный процесс. к смерти от жизни.
a-str я несколько дней спустя дошел до идеи перепросмотра у кастанеды - очень похожие процессы, да и цели похожие, собрать в итоге себя целиком. конечная цель другая - но это уже частности.
так вот, у него там описаны довольно драконовские методы, для перепросмотра делался ящик-гроб, где человеку больше нечем было заняться, не отвлекало ничего.
и наличествует там одна очень характерная фраза "донья солидад провела в ящике для перепросмотра пять лет".
и, насколько я себе представляю положение дел изнутри травмы - это очень, очень небольшой срок.
но вопрос, как всегда, в ставках. и в запросах.
otte-pelle Очень-очень точная метафора - но путь, который предлагается, представляется небезопасным. Он, если можно сказать, напроломный и требует столько сил, что можно сказать что человек с таким ресурсом уже не травмирован. На деле он туда один или не решится идти, или ретравмируется, если ломанется. Потому работе с травмой приходится так кропотливо учиться. То, что вы называете " бешено любить целого себя" - это здорово и верно, но вопрос, что позволяет это делать? Нужен ресурс, опора.И вот тут начинаются варианты. Это или мощные духовные прозрения, или терапия, или телесные практики. Впрочем, в терапии травмы будет место и телесным практикам и прозрениям - но в общем это серьезное искусство и ремесло, с травмой работать, помню к в первые годы нарывалась, оттого пошла учиться и учиться.
a-str ну, я, в общем, постоянно говорю, что нужен терапевт :)
я совершенно согласен с тем, что это искусство и ремесло, и очень-очень много упражнений.
я не знаю, были ли у меня мощные духовные прозрения - с определенной точки зрения, видимо, были, хотя я их именно так никогда бы не назвал. но, видимо, ресурс есть именно оттуда.
но телесная практика точно была - я из депрессии выходил бегом. плюс очень много письменной практики.
а с терапевтом у меня, увы, не получилось.
Из комментариев под постом в tuda_i_obratno :
anastasiya_um Хочу только одно добавить: ходить "забирать себя оттуда" надо в писутствии кого-то. Потому что никогда не известно, сколько там спрессованных чувств и какие они.
tuda_i_obratno К спутнику/проводнику есть определенные требования. Сопровождающий всё-таки не может быть любым, первым встречным, просто согласным отправлятся туда и т.д. Иначе вероятна ретравматизация.
Например, если спутник сбегает, потому что для него это "слишком страшно" и оставляет травмированного с чувством, что это "слишком ужасно", "не надо это трогать".
a-str это правда, что лучше с проводником. но я ходил сам, правда, очень долго, несколько лет. я не хочу сказать, что такое может каждый, я говорю, что это в принципе возможно.
Оригинал взят у
tuda_i_obratno в
в одной из многочисленных своих тетрадейОтличный текст про травму от Александра Шуйского
Взято здесь:
http://a-str.livejournal.com/508800.html ...нашел запись: А прощать в нашем случае означает отменять свое некогда очень твердое "я не буду принимать в этом участия". Прощать - это идти в прошлое и позволять всему тому, с чем тогда никак не мог согласиться, придти и владеть тобой, безраздельно и радостно.
Что случается с человеком, когда с ним случается травма? Любая, большая или маленькая.
(Наверное, нужно дать определение слову "травма". Это то, что отнимает ресурс, не восполняя его.
Скажем, сесть нарисовать картинку - в процессе берет ресурс. Но и в процессе, и потом особенно в результате, если картинка получилась, радость от того, что она получилась, восполняет ресурс и даже дает какой-то "вершок", которого достаточно, чтобы начать другую картинку. Но если после того, как картинка получилась, кто-то значимый пришел и сказал "нет" - опять маешься дурью, художники не живут, а спиваются, дрянь твоя картинка, любое из возможных "нет" - полученный от картинки ресурс полностью изымается, плюс к тому заранее изымается весь ресурс вперед на рисование ближайших картинок - десятка, ста, всех возможных, нужное подчеркнуть в зависимости от тяжести нанесенного урона. Плюс тратится ресурс на то, чтобы залатать дыру, проделанную негативной оценкой. Если эта оценка постоянна, ресурс тратится постоянно. То есть помимо траты ресурса на само действие, приходится затрачивать ресурс на:
отстаивание права и необходимости для себя делать это действие,
и защиту от возможных новых негативных оценок.
Это в наилучшем случае. Можно еще подключить сюда поиск времени и места, недоступных критикам, я, к примеру, долгое время рисовал и писал только по ночам, когда все заснут.
По сути, полученная травма заставляет на действие, на которое тратится N ресурса, изыскивать и тратить Nх10 ресурса. Или на сто. А приход ресурса с этого действия - чуть больше N в самом лучшем случае. Поэтому очень часто следует выбор вообще не делать этого действия.
Восполнение потраченного ресурса и получение немного сверху - дает опыт инициации. То есть не просто опыт, а опыт освоенный, качественно меняющий дальнейшие действия: задача усложняется, человек ставит себе новые цели и так далее. Просто опыт, то есть восполнение ресурса, дает возможность снова и снова решать одну и ту же задачу, причем без потерь. Негативный опыт - изъятие ресурса - приводит к вырабатыванию тактики избегания травматичной ситуации либо, если это невозможно, получения ресурса в обход, чтобы хватило и на действие, и на все сопутствующие траты.
Ресурсом я здесь называю, видимо, эмоциональную составляющую душевных сил. У них много составляющих, в том числе, к примеру, долг и воля, но от травмы, кажется, больше всего страдает именно эта.)
Так вот, травма случилась, ресурс не просто изъят, а вычерпан, дыра болит. Что можно сделать с больным местом? Либо лечить, либо изолировать. На лечить нужен ресурс, а его-то как раз изъяли.
И вот тут начинаются мои домыслы, конечно.
Я просто вижу, как часть человека идет дальше, ищет обходные маневры и способы добычи ресурса, а часть - мгновенный остановленный слепок, очень малая часть, всего лишь отпечаток боли и обиды - остается перед той чертой, переступить которую можно было только получив освоенный опыт. Так устроено обучение - в любой дисциплине необходимо двигаться линейно, пока не освоишь одно, не перейдешь к другому. Можно уйти в другую дисциплину. Получить останов там. И еще в другую. И там получить.
Пока не уйдешь наконец туда, куда нет доступа всем тем, кто тебя останавливает. Так возникают "воображаемые друзья" и неведомые страны за шубами в платяном шкафу. И очень, очень крепкие стены вокруг этой территории. На поддержку которых, кстати, уходит прорва душевных сил.
И вот - один слепок сидит перед поруганной картинкой. Другой - перед отражением в зеркале, видя в нем исключительно "толстую корову". Третий - перед входом в соседний двор, где дали по уху и никто не заступился, а когда пришел домой, там сказали, что сам виноват. Четвертый, кстати, будет сидеть на пороге дома и повторять "сам виноват, сам виноват".
В итоге рано или поздно в реальном мире остается очень небольшая часть человека. Особенно, если такое положение дел длится и длится. Каждый раз человек не в силах принять то, что эта гадость произошла именно с ним, потому что если так, то он - слабак, тупица, толстая корова, а кто же хочет этим быть. И человек бросает того, с кем это произошло, а сам уходит на какие-нибудь еще не занятые травмой позиции. И каждый раз его уходит все меньше и меньше.
И каждое новое дело человек начинает не весь, а только оставшейся частью. И сил у него - не все, а только часть. И вот тогда начинается - это возраст, это депрессия, это все признаки нашего времени. И человек начинает метаться - как это, он в самом расцвете сил, а сил этих - с дождевую каплю. Где тот фонтан, который бил в детстве? Как его вернуть?
А ему говорят - все просто. Ты должен полюбить и принять себя. И простить тех, кто отнимал у тебя ресурс.
Не вопрос, говорит человек, я принимаю себя и люблю. Насчет прощения - это я еще подумаю, но себя я принимаю и люблю, это уж точно.
Но. Принимает и любит он - то, что от него осталось. То, что ускользнуло, выжило. То есть очень малую часть себя. И простить обидчиков он не может по той же причине - к нему-ускользнувшему они не имеют отношения. Он, как таковой, вообще принц параллельной вселенной, на самом-то деле. И настоящая его жизнь - там. А тут - ну, так получилось. Козни черного мага, он ненавидел принца с колыбели. И счеты с колдуном куда больше волнуют оставшуюся часть, даже не потому, что они "выдуманы", а потому, что имеют отношение к той личности, которую этот остаток сформировал себе как действующую в мире. А побои в детстве - не имеют. Они вообще не с ним случились. Диссоциация - спутник любой травмы.
Поэтому призыв любить и прощать - призыв абстрактный, никак не объясняющий, что же, собственно можно сделать. А сделать можно вот что, для начала: забрать того, на кого наорала мать. Забрать его оттуда, где мать все еще стоит и орет. Идти в прошлое не раздавать оценки, а изымать себя из травмирующих ситуаций. Не идти прощать мать, а идти забирать себя. (Мать ведь тоже с тех пор там стоит слепком и кричит, это дело обоюдное, и никто, кроме нее, ее забрать оттуда не может.) Прощать надо не ее, а себя, и не за то, что стоишь там и плачешь, а за то, что не приходил так долго.
И любить нужно - люто, бешено просто любить - не того, кто сейчас, это не комплект, и не того, кто там стоит и плачет, а того целого себя, который будет, когда всех соберешь.
Можно проговаривать травму - столько раз, сколько потребуется, себе или тому, кто на это готов. Проговаривать все. Сколько посуды было в раковине. Как стоял. Во что был одет. Что именно кричала мать. И имеет ли это сейчас хоть какое-то значение. Особенно для принца параллельной вселенной, если уж на то пошло. Можно записывать. Можно даже жечь и есть пепел. До тех пор, пока вся сцена не будет вызвать слез и желания немедленно оттуда сбежать.
Не сбегать. Позволить всему травмирующему действительно произойти, шаг за шагом. А потом посмотреть на себя-зареванного и спросить - ну, вот, это действительно было, но мы живы. Теперь встаем и уходим оттуда. Ушли. Что мы теперь делаем дальше?
Вот это все - можно сделать. Абстрактно кого-то простить, да еще и усилием воли, - задача очень сложная. А изъяв себя из ситуации, требующей прощения, по крайней мере снимаешь саму ситуацию. И дальше уже только следишь за тем, чтобы она не повторялась больше никогда. Прожитая, действительно прожитая ситуация снимает вопрос прощения. Невозможно взять и простить того, кто лупил тебя по больному месту раз за разом. Можно только исчерпать ситуацию, в которой это было возможно. А потом уже пересматривать свои чувства к тому, кто в этом участвовал - если потребуется их пересматривать.
Всегда имеет смысл начинать не с того, что можно было бы сделать в идеале: отвести маму на терапию, изменить себя, изменить ее, выплакаться друг в друга и зажить любящей семьей, - а с того, что действительно можешь сделать. Даже если это означает, что жизни любящей семьи у вас не будет никогда.
Ее и так может никогда не быть.
Но если удастся себя собрать, то пережить эту мысль и даже придумать приемлемый выход из ситуации - шансов гораздо больше.
Причем на "собрать" в этом случае лучше куда-нибудь уехать. Хотя бы на несколько дней - и изымать кусок. Так, по одному, глядишь, и соберешься.
А там уже можно оглядеться и подумать, чего хочется на самом деле.