Князь-буддист из свиты русского царя

Dec 06, 2016 23:19

Оригинал взят у nandzed в Князь-буддист из свиты русского царя


Князь Эспер Ухтомский в путешествии
на Восток с цесаревичем Николаем (1891).

Род князей Ухтомских - отрасль князей Белозерских - ветвь дома Рюриковичей, включающая в число предков по женской линии Юрия Долгорукого и хана Батыя. Отец будущего дипломата, Эспер Алексеевич (1834 или 1832-1885) - морской офицер, участник обороны Севастополя, кругосветного плавания на корвете «Витязь» и похода И. С. Унковского на фрегате «Аскольд» в Нагасаки, капитан 1 ранга (1870), с 1881 помощник морского агента в Австрии и Италии, один из основателей Товарищества Русского Восточного пароходства, осуществлявшего рейсы в Индию и Китай. Мать Дженни Алексеевна (урождённая Грейг, 1835-1870) была внучкой адмирала эпохи Екатерины II, героя Чесменского сражения С. К. Грейга, этнического шотландца.

«Восточник» и защитник интересов Азии, князь Эспер Эсперович Ухтомский (1861-1921) во время «боксерского восстания» в Китае (1900) говорил о том, что «именно в союзе России и Востока состоит будущее решение восточного вопроса». Он также считал, что «те связи, которые объединяют нашу часть Европы с Ираном и Тураном, а через них с Индией и Поднебесной, имеют столь древнюю историю, что мы как нация и государство не в состоянии пока понять все их значение и все те обязательства, которые они на нас накладывают в отношении как внутренней, так и внешней политики». Ухтомский с пятнадцати лет практиковал буддизм. Его связи с бурятами и тибетцами были, однако, окружены тайной. Хотя он ни в коем случае не поддерживал царя Николая II, которому он в 1898 году представил Агвана Доржиева, он считал его потенциальным освободителем азиатских народов, особенно ввиду того, как немилосердно обращались с Россией западные власти. «Когда весь Восток рано или поздно проснется, разбуженный беспокойными элементами попирающей его белой расы, - когда он, подобно Илье Муромцу, почувствует в себе силу великую и захочет сказать «свое слово». Тут одними угрозами, грубым насилием и случайным поверхностным разгромом внутреннего разлада не утишить. […] Тогда-то дрогнет Европа. Вечный спор между Европой и Азией решит Россия, и разрешен он будет в пользу Азии. Иное решение немыслимо, где сам судья в братстве с обиженными».

Маркус Остерридер, «Нью-эйдж в России: оккультные и эзотерические измерения», под ред. Биргит Менцель, Михаэла Хагемайстера, Бернис Глатцер Розенталь, изд-во Verlag Otto Sagner, Мюнхен-Берлин, 2012, 17-й том серии «Исследования по языку и культуре в Центральной и Восточной Европе»

«Между Западной Европой и азиатскими народами лежит огромная пропасть, а между русскими и азиатами такой пропасти не существует».

«для Всероссийской державы нет другого исхода: или стать тем, чем она от века призвана быть (мировой силой, сочетающей Запад с Востоком), или бесславно пойти на пути падения, потому что Европа сама по себе нас, в конце концов, подавит внешним превосходством своим, а не нами пробуждённые азиатские народы будут ещё опаснее, чем западные иноплеменники».

Ряд его рукописей остался неопубликованным. Коллекция буддийских древностей, собранная Э. Э. Ухтомским, считалась до революции 1917 г. наиболее полным собранием предметов буддизма Восточной Сибири. В 1900 году эта коллекция выставлялась на Всемирной выставке в Париже, где получила золотую медаль, и послужила основным материалом для классического исследования Альберта Грюнведеля по буддийской мифологии. После реквизирования советским правительством она составила важную часть восточной коллекции Эрмитажа и других музеев Санкт-Петербурга.

"Обзор собрания предметов ламайского культа князя Э.Ухтомского":
http://kunpendelek.ru/library/buddhism/iconography/grunvedel/

буддизм, люди-исторические, русс-полит-наука, люди-рус

Previous post Next post
Up