Берег Пикассо
Отношения Пикассо и Лазурного берега подобны любовной истории, полной шётов и палений. "Роман" начался летом 1920 г., когда 39-летний художник был пленен чарами Жуан-ле-Пена, продолжался в виде побывок на мысе Антиб и в Каннах и достиг кульминации в 1949 г., когда маэстро обосновался сначала в Менербе, а затем в Валлори. Не секрет что один раз Пикассо "изменил" Ривьере, "сбежав " к прекрасному Шато Вовернаг близ Экс-ан-Прованса, но, спустя три года, он окончательно вернулся в Ма-Нотр-Дам-де-Ви, на холмы Мужем. Плодом этих отношений стало несчётное число произведений искусствав самых разнообршных формах - в графике, живописи, скульптуре, рисунках и экспериментах кубизма. Тысячи эскизов, рисунков, подготовительных набросков и других работ остались от Пикассо в его излюбленных местах - можно без преувеличения сказать, что нет здесь уголка, где ни сохранились бы вещи маэстро, - от картин, изображающих рыбаков, до глазурированной керамики в Валлори и обстановки его мастерской в антибском Пале Гримальди. Самые ранние произведения Пикассо, связанные с Ривьерой, - это серия монументальных неоклассических "ню", без сомнения, навеянных небом и берегами Жуан-ле-Пена.
Это было в начале 20-х годов: художник уже оставил родную Испанию, поселился в Париже и приобрёл общеевропейскую славу. Шёл период жарких средиземноморских ночей, "Арлекинов" мыса Антиб, натюрмортов Жуан-ле-Пена, офортов Канн. Затем были каудильо Франко, гражданская война на родине, Вторая мировая война, вынужденная "ссылка" в оккупированный немцами Париж. Возвращение на Лазурный берег представлялось для Пикассо как истинное освобождение, как целительный озон и возрождение. Вместе с Франсуаз Жило, с которой он познакомился двумя годами раньше, художник провёл лето 1945 г. на вилле Пур Туа, у порта в Гольф-Жуан. Годом позже им было приобретено первое собственное жильё в поселке Менербе. Лето 1946 г. стало решающим этапом: Пикассо получил ключи от Пале Гримальди, оборудовав мастерскую в Антибе, устроив одновременно в Валлори свою скромную резиденцию "Galloise ". Изучение керамики и глазури, сотрудничество с керамистами Мадура привели к потрясающему результату уже в первый год: бапее двух тысяч тарелок, ваз, чаш и прочего. Художник дал мощный импульс местным ремёслам, пребывавшим долгие годы в несправедливом забоении. Заслуги Пикассо перед городом были официально признаны в 1930 г., когда мэтр получил титул почётного гражданина Валлори (в ответ он подарил скульптуру "Человек с ягнёнком", стоящую ныне на площади Поля Инара).
В 1954 г. Пикассо оставил Франсуаз Жило и сошёлся с Сильвиеттой Давид (он посвятил ей около тридцати работ, прославив причёску "конский хвост", которую годом ранее ввела в моду легендарная Бриджит Бордо). Со своей следующей подругой, Жаклин Рок, он переехал под Канны, в большую виллу конца прошлого века, под названием "Калифорния". Вилла была быстро заполнена "интерьерными пейзажами", для прикрытия, как утверждал сам Пикассо, её огромных пустых залов. В 1958 г. художник сыграл свадьбу и уехал в Шапю Вовернаг в Экс-ан-Прованс. Но почти сразу он всё-таки вернулся к своему любимому Лазурному берегу, к холмам Мужен, поросшим кипарисами и оливами. Здесь же 8 апреля 1973 г. в Ма-Иотр-Дам-де-Ви величайший художник XX века скончался, в возрасте 92 лет.