Новогодние открытки (из архива)

Feb 23, 2008 08:10

Случайно нашла текст собственного сочинения, датированный 2002 годом.

Веселенькие открытки

Меня очень легко вывести из равновесия. Я не против диссонансов мировой гармонии, скорее, наоборот - именно диссонансы содержат в себе потенциал развития. Из колеи меня чаще всего выбивают совершенно банальные, обыденные вещи, которые далеко не каждый способен вообще заметить.

Например, я могу испытать сильные негативные переживания у стенда с новогодними открытками. Знаете, в последнее время появилось много всевозможных «прикольных» открыток с глупыми текстами и еще более глупыми картинками?

С одной стороны, я бы дорого дала за то, чтобы посмотреть в лицо тем людям, которые рисуют картинки  и придумывают к ним  идиотские тексты. С другой стороны,  ниоткуда ведь не следует, что производители прутся от собственных «шедевров». Ведь их цель - прибыль, следовательно, надо угодить потребителю, а не потрафить собственному вкусу.

А кто они, покупатели таких открыток? Долгое время я была уверена, что предметы китчевой культуры приобретает только интеллектуальная молодежь исключительно для глумления. Например, чтобы преподнести шокирующий сюрприз друзьям. Или для коллекции. Я была не права…

Недавно я битый час провела в большом книжном магазине перед стендом с открытками, отчаянно  перебирая праздничную шелуху из кошечек, собачек, белочек, свинок и цыплят. Неприятным откровением стало для меня то, что если в изображении художник проявлял хоть какой-то вкус, то на внутренней стороне все равно был напечатан какой-нибудь  примитивный и слащавый текст.

Открытки для поздравления коллег, партнеров и заказчиков мне поручила мне поручила купить контора, в которой я работаю. У большинства наших адресатов пафос возведен в ранг корпоративной политики. Некоторых руководителей я знаю лично, об иных была наслышана от коллег. Забавно было представить себе лицо директора какого-нибудь крупного холдинга, внимательно разглядывающего открытку со свиньей и мышкой и умиляющегося на слащавое поздравление.

Наконец мне удалось найти несколько открыток без текста и я смогла определиться, отбросив наиболее одиозные картинки. На одной из открыток на синем фоне блестели несколько снежинок. Строго и со вкусом - для самых пафосных контор. На другой зимний пейзаж украшал средней слащавости домик, на полянке перед которым гадили два зайца. Эти открытки я про себя сочла «более человечными» и запланировала отправить их тем адресатам, с которыми имела личный контакт. Слащавость картинки с домиком была завуалирована стилистикой изображения - некоторым подобием реализма. Во всяком случае, зайцы были нарисованы правдоподобнее, нежели мультяшные зверушки большинства других открыток.

И вот стоя уже у кассы я вдруг услышала голос девочки-подростка:
-  Смотри, какие красивые!
Девочка показывала маме - неопределенных лет женщине с усталым лицом, - на МОИ открытки с домиком и зайцами.
-  Да… - задумчиво сказала мама, - а мы таких что-то не заметили.

Женщина разложила перед продавщицей несколько карточек. На одной - розовощекие ежи пели похабную песню под наряженной елкой. На другой два лупоглазых зайца лапали хихикующую белочку, руки у которой были заняты кульком орехов. На третьей - господи, я не помню уже, что там было на третьей, четвертой, пятой. У меня все поплыло перед глазами: открытки были наподбор тошнотворны.

Девочка метнулась было назад, к стенду, чтобы заменить свои открытки, но мама ее остановила:
- Давай оставим эти, которые выбрали. Они тоже красивые. Веселенькие…

Я сгребла с кассы пробитые и оплаченные покупки, распихала по карманам сдачу. Уже выйдя на морозный воздух, почувствовала, как мой лоб покрылся испариной. Перед глазами стояло лицо женщины -  лицо покорного судьбе, измученного человека, который уже не способен не только создавать радость для себя и других, но даже находить радость в чужих произведениях. Подумалось: они довольствуются суррогатом не потому, что не могут позволить себе купить порцию настоящего удовольствия, а потому, что разучилась выбирать из миллиона возможностей самую радостную возможность лично для себя. Руководствуясь собственными ощущениями. Хотя почему - разучилась? Может быть, они никогда и не умели. Дочка была более непосредственна, но и она была отмечена печатью вселенской усталости матери.

«Они ТОЖЕ красивые. Веселенькие». Господи!

9 января 2002 года

архив

Previous post Next post
Up