Ровно 90 лет назад появилась компания, имя которой и товарный знак, десятилетиями являлись главными символами нашей страны во всем мире; компания, которая по праву может гордо именоваться национальным перевозчиком, компания, которая является абсолютным рекордсменом в мировой гражданской авиации. И вот лишь некоторые рекорды:
по количеству ежедневно перевозимых пассажиров - 450 тысяч;
по количеству ежегодно перевозимых пассажиров - 137 миллионов;
по протяженности пассажирских и грузовых авиалиний - более 1 миллиона км;
по количеству пунктов назначения - 3600 в СССР и 146 городов в 105 странах на пяти континентах;
по количеству воздушных судов в парке - более 2 тысяч: от биплана Ан-2 до сверхзвукового Ту-144;
самая протяженная трансатлантическая пассажирская авиалиния - Москва - Гавана = 10 100 км;
самая протяженная трансконтинентальная пассажирская авиалиния - Москва - Токио = 8 000 км;
самая протяженная в мире пассажирская авиалиния - Москва - Рабат - Гавана - Лима - Сантьяго = 18 000 км;
самая протяженная внутренняя пассажирская авиалиния - Ленинград - Омск - Красноярск - Якутск - Магадан - Петропавловск-Камчатский = 9 100 км;
самые «старые» авиалинии: Москва - Нижний Новгород (1923 г.) и Москва - Улан-Батор (1926 г.);
самая «временная» авиалиния: Москва - Острава (март - октябрь 1990 г.).
«Аэрофлот» - единственная иностранная авиакомпания, которая:
связала Африку и Южную Америку - рейс № 353 выполнял Ил-96 по маршруту Москва - Тунис - Сан-Паулу;
связала Индийский субконтинент и Африку - рейс № 457 выполнял Ил-62 по маршруту Москва - Бомбей - Хараре;
летала в норвежский город Лонгйир (о. Шпицберген) - рейс № 207 выполнял Ту-154 по маршруту Москва - Мурманск - Лонгйир.
летала в мавританский город Нуадибу - рейс № 415 выполнял Ту-154 по маршруту Москва - Будапешт - Касабланка - Нуадибу - Бисау;
На карте мира не так много стран, куда не летали пассажирские самолеты «Аэрофлота»:
Азия и Ближний Восток - Бруней, Бутан, Восточный Тимор, Катар, Оман и Тайвань (КНР);
Америка - Белиз, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Колумбия, Парагвай, Сальвадор, Суринам, Эквадор; страны Карибского бассейна, остров Гренландия (Дания);
Африка - Ботсвана, Габон, Гамбия, Коморские острова, Кот д’Ивуар, Малави, Намибия, Нигер и Эритрея;- Европа - Босния и Герцеговина, Исландия, острова Португалии: Азоры и Мадейра;
- Океания - Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея и малые островные страны.
«Аэрофлот» начал первым в мире эксплуатировать на регулярных авиалиниях реактивные пассажирские самолеты Ту-104 (1956 г.), самые большие пассажирские турбовинтовые двухпалубные лайнеры Ту-114 (1959 г.) и первые в мире сверхзвуковые пассажирские самолеты Ту-144 (1977 г.).
Предлагаю вам совершить увлекательное путешествие во времени - экскурс в историю легендарной авиакомпании…
1923 г.
9 февраля 1923 г. - официальная дата рождения гражданской авиации Советского Союза - принято постановление
Совета Труда и Обороны СССР «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Именно эту дату - 9 февраля 1923 года - принято считать и официальным Днем рождения «Аэрофлота».
17 марта 1923 г. - учреждено акционерное общество «Добролёт - Российское общество добровольного воздушного флота»; коммерческая компания выполняла задачи по созданию отечественной гражданской авиации для нужд народного хозяйства - внутренних и международных перевозок пассажиров, почты, грузов и других работ. На средства, вырученные от продажи акций «Добролёта», сначала приобрели иностранные самолеты - для эксплуатации на первых авиалиниях, а позднее начали производить и первые советские пассажирские самолёты.
10 июня 1923 г. - собрано более 500 000 рублей золотом на закупку самолетов для «Добролёта» - в Московском представительстве компании «Юнкерс» заказано 14 самолетов «
Юнкерс Ф-13». Своих авиаспециалистов в «Добролёте» тогда не было, поэтому летчиков, механиков и штурманов выделял
Рабоче-Крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ - так в 1923 году назывались Военно-воздушные силы РСФСР). 15 июля в «Добролёт» поступила первая партия из четырех самолетов, названных «ВСНХ» (Всесоюзный Совет Народного Хозяйства), «ОДВФ» (Общество Друзей Воздушного Флота), «Промбанк» и «Червонец».
15 июля 1923 г. - открылась
первая регулярная авиалиния Москва - Нижний Новгород. Вылет из Москвы состоялся в 11.00 с Ходынского поля и примерно через четыре часа первый рейсовый самолет «Промбанк» совершил посадку в Нижнем Новгороде. Перелет выполнил пилот «Добролёта» Яков Моисеев; пассажирами первого рейса стали директор-распорядитель «Добролёта»
Александр Краснощеков (персона весьма одиозная в то время), член правления «Добролёта»
Игнатий Дзевалтовский и начальник авиалинии Аникин.
«Юнкерсы» летали со скоростью 140 км/час и преодолевали 500-километровую трассу примерно за 4 часа летного времени, но общее время авиапутешествия было больше: двигатели самолета были ненадежными, поэтому для их проверки выполнялись посадки через каждые полчаса-час полета. Чтобы устранять неисправности, в состав экипажа входил механик. Чтобы не заблудиться, летели только днем и только вдоль железной дороги, телефон и телеграф которой использовали для связи на линии.
16 июля 1923 г. - на рейс Москва - Нижний Новгород распроданы все билеты на две недели вперед (несмотря на то, что стоимость перелета была дороже, чем проезда по железной дороге). Регулярное сообщение осуществлялось с 1 августа по 22 сентября, когда закрылась Нижегородская ярмарка. После чего полеты выполнялись только по особым заданиям. За это время выполнено 94 рейса, перевезено 240 человек и 2000 кг почты и грузов. Летных происшествий не было.
19 октября 1923 г. - Совет Труда и Обороны СССР утвердил
примерный план развития авиалиний - предусматривалось проложить и освоить трассы Москва - Петроград, Нижний Новгород - Казань, Баку - Тифлис, Ташкент - Алма-Ата, Бухара - Термез - Душанбе и другие. Летчикам и изыскателям будущих воздушных путей приходилось верхом на лошадях преодолевать несчитанные километры дорог, гор и пустынь.
1926 г.
3 августа 1926 г. - открыта первая международная авиалиния Верхнеудинск (Улан-Удэ) - Улан-Батор. 10 августа 1928 года эту авиалинию продлили до Москвы, и с тех пор она является старейшей действующей международной авиалинией «Аэрофлота» - беспрерывно эксплуатируется уже 85 лет!
1928 г.
30 апреля 1928 г. - открыта международная авиалиния Москва - Баку - Тегеран. В мирное время - это был один из международных маршрутов советской авиакомпании, а во время Великой Отечественной войны, авиатрасса стала своеобразной «дорогой жизни», которую пользовали дипломаты и военные специалисты (до 1946 года включительно).
1 августа 1928 г. - открыта новая авиалиния Москва - Казань - Свердловск - Курган - Омск - Новосибирск, которую уже 18 сентября продляют через Красноярск и Нижнеудинск до Иркутска.
1929 г.
1929 г. - «Добролёт» эксплуатировал
девять линий, общей протяженностью 12 146 км. Велись изыскания по линии Москва - Владивосток, готовились к открытию трассы Архангельск - Котлас - Сыктывкар и Хабаровск - Николаевск - Сахалин.
4-12 октября 1929 г. - принята
Варшавская конвенция - международное правовое соглашение,
регулирующее воздушные перевозки и ответственность авиаперевозчиков разных стран мира. Документ вступил в силу в 1933 году, «Аэрофлот» стал участником конвенции в 1934 году. Конвенцию неоднократно дополняли разными международными договорами, последним из которых является
Монреальская конвенция, которая определила принципиально иной правовой режим международных воздушных перевозок, повышающий гарантии пассажиров и качество оказываемых авиаперевозчиком услуг. Россия, как правопреемница СССР, участвует только в Варшавской конвенции, которая, в отличие от Монреальской, не отвечает реалиям времени и
не полностью защищает права пассажиров.
1930 г.
1930 г. - в Гражданском воздушном флоте начинается эксплуатация первых советских пассажирских самолетов
АНТ-9 и
К-5, последний из которых являлся основным самолетом «Аэрофлота» до 1940-го года.
1 мая 1930 г. - открыта новая авиалиния Москва - Пенза - Самара - Оренбург - Актюбинск - Челкар - Казалинск - Кызыл-Орда - Ташкент - Фрунзе - Алма-Ата.
1931 г.
6 ноября 1931 г. - на территории первого столичного
Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе (более известного как «Ходынка») открыт первый в СССР пассажирский аэровокзал - один из самых больших в мире. В здании площадью 4 тысячи кв. м. разместились билетные кассы, таможня, зал ожидания, почтовое отделение и служебная зона. Самолеты подавались под посадку непосредственно к аэровокзалу. В 1936-1937 годах аэродром реконструировали, построили бетонную взлетно-посадочную полосу, а в 38-м к аэропорту подвели линию метро с одноименной станцией «Аэропорт». С 1960 по 1971 годы на аэродроме функционировала Центральная вертолетная станция: отсюда выполнялись пассажирские рейсы вертолетов Ми-4П и Ми-8 в аэропорты «Внуково», «Быково», «Домодедово» и «Шереметьево».
Этот аэродром, располагавшийся уже тогда в черте города, являлся базовым для самолетов Гражданского воздушного флота до середины 40-х годов, когда все рейсы перевели в аэропорты «Быково» и «Внуково». С тех пор и вплоть до закрытия в 2003 году «Ходынку» использовали в качестве испытательного аэродрома для новых самолетов.
1932 г.
5 января 1932 г. - организован
контрольно-пропускной пункт «Москва-Аэропорт», главной задачей которого было обеспечение государственной безопасности на международных путях воздушного сообщения - пограничный или паспортный контроль. Сегодня Отдельный отряд пограничного контроля «Москва» обеспечивает погранконтроль во всех аэропортах Москвы и Московской области, а также в некоторых аэропортах Ивановской, Тверской и Ярославской областей.
25 февраля 1932 г. - образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), а 25 марта учреждено официальное наименование советской гражданской авиации - «Аэрофлот». Для его работников вводятся форменная одежда и знаки различия, появились 12 категорий личного состава - гражданские аналоги воинских званий. Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией мира и оставался таковой до 1991 года.
1935 г.
1935 г. - появились унифицированные бланки авиабилетов, одинаковые для внутренних и международных перевозок; в таком виде они существовали до середины 40-х годов.
1936 г.
9 июня 1936 г. - издан указ начальника ГУ ГВФ о повышении качества обслуживания на борту самолетов «Аэрофлота»: отныне в пассажирских салонах запрещалось перевозить грузы, там постелили ковровые дорожки, сиденья укрыли чехлами, оборудовали буфеты.
13 сентября 1936 г. - первый в современном Московском авиаузле аэропорт «
Быково» начинает отправление и прием регулярных пассажирских и грузовых рейсов «Аэрофлота». Тогда там не было искусственных покрытий и аэродром был ограниченно годен для эксплуатации самолетов во время дождей и весенней распутицы. Короткая асфальтобетонная полоса появилась «Быково» лишь в 1960 году. Отсюда самолеты летали в Архангельск, Астрахань, Вологду, Воронеж, Горький (ныне Нижний Новгород), Днепропетровск, Запорожье, Ижевск, Казань, Курск, Махачкалу, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Саратов, Симферополь, Харьков, Сталинград (ныне Волгоград), Сыктывкар, Ухту, Уфу и Челябинск. А также в города Прибалтики. В разное время в «Быково» базировались: Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ан-24, Л-410, Як-40 и Як-42. Последние две машины выполнили первые пассажирские рейсы именно из этого аэропорта.
Лучшие годы аэропорта - 89-90-й, когда пассажиропоток достигал 2 миллиона 800 тысяч пассажиров. Тогда «Быково» занимал одно из первых мест в Европе по интенсивности вылетов - 550 рейсов в сутки! Но в начале 90-х годов объемы перевозок резко упали, старейший московский аэропорт пришел в упадок и 18 октября 2010 года эксплуатация «Быково» была прекращена.
1937 г.
19 июня 1937 г. - образовано Управление международных воздушных линий ГВФ, одна из главных задач которого - организация международных коммерческих воздушных перевозок между Советским Союзом и иностранными государствами. В 39-41 годах Управление возглавляла легенда советской авиации - прославленная лётчица
Валентина Гризодубова. На этом посту она проявила себя талантливым организатором,
открыв первые регулярные рейсы в Европу.
1 июля 1937 г. - открыта международная авиалиния Москва - Великие Луки - Рига - Стокгольм; соглашение о её совместной эксплуатации подписали «Аэрофлот» и шведская авиакомпания «
Аэротранспорт». Договор предусматривал стыковки рейсов «Аэрофлота» из Москвы с рейсами «Аэротранспорта» из Стокгольма в Амстердам, Гамбург, Копенгаген, Лондон и Париж, а рейсы шведской авиакомпании из Стокгольма стыковались в Москве с рейсами «Аэрофлота» в Баку и Тегеран.
Маршрут Москва - Великие Луки - Рига - Стокгольм обслуживали шведские самолеты «
Юнкерс Ю-52» и советские «
Дуглас ДС-3» и «
ПС-35». Рейсы выполнялись по следующему расписанию: вылет из Москвы в 7.00, прилет в Стокгольм в 12.00. Шведская авиакомпания рекламировала этот маршрут под названием «Кремлёвский Воздушный Экспресс».
1939 г.
5 мая 1939 г. - в «Аэрофлоте» появилась первая стюардесса - 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. В то время стюардессы были миниатюрными - не тяжелее 52 кг., не выше 162 см. В штатном расписании не было должности бортпроводника, поэтому девушку оформили кладовщицей, но называли буфетчицей - слова «
стюардесса» тогда еще не было. Перед вылетом она должна была закупить продукты в ресторане аэропорта, упаковать их вместе с посудой в чемодан и погрузить на борт самолета. Кроме того, до вылета стюардесса проводила уборку на самолете - меняла шторки на иллюминаторах и подголовники на креслах, протирала пыль и т.д. А в полете готовила бутерброды и заваривала чай - кипяток в термосах она тоже получала в аэропорту. Первый рейс, который обслуживала Эльза Эдуардовна, выполнялся по маршруту Москва - Ашхабад. Время в пути, с двумя посадками, составляло 13 часов. На этой линии тогда только начал летать новейший
самолет Ли-2.
1940 г.
1 января 1940 г. - самолет Ли-2 выходит на маршрут Москва - Казань - Омск - Свердловск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск, и становится основным самолетом «Аэрофлота» до 1947 года.
8 января 1940 г. - открыта международная авиалиния Москва - Минск - Белосток - Кёнигсберг (Калининград) - Данциг (Гданьск) - Берлин. Обслуживали маршрут две авиакомпании - «Аэрофлот» и немецкая «Дёйче Люфтганза». Рейс был стыковочным: советские самолеты летали до Кёнигсберга, где пассажиры ночевали, а немецкие - до Берлина. На линии курсировали «Дугласы ДС-3» с ежедневной частотой, время в пути составляло 24 часа с учетом стыковок и ночевки. Авиасообщение на этом маршруте было прервано 22 июня 1941 года.
1941 г.
22 июня 1941 г. - началась Великая Отечественная война - фашистская Германия напала на Советский Союз; в августе 41-го из пилотов «Аэрофлота» сформирована 81-я Дивизия дальнебомбардировочной авиации. В войну летчики перегоняли через Аляску и Сибирь самолеты, обеспечивали оружием партизанские отряды.
23 июня 1941 г. - для выполнения специальных заданий командования Красной Армии на базе ГВФ сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), позднее известная как 10-я Гвардейская авиатранспортная дивизия.
2 июля 1941 г. - принята в эксплуатацию первая очередь аэродромных сооружений Московского центрального аэропорта
«Внуково» - эта дата считается Днем рождения этого аэропорта.
1943 г.
30 января 1943 г. - открыта
специальная авиалиния Красноярск - Уэлькаль - Фербенкс, которая во время Великой отечественной войны стала воздушным мостом между СССР и США. По этой трассе в нашу страну перегоняли военные и транспортные самолеты для фронта (8094 самолета за 1942-1945 годы). В годы войны на этой трассе было реконструировано и построено 16 аэродромов, 274 здания и сооружения; капитальные вложения составили около 80 миллионов рублей.
Трасса Красноярск - Уэлькаль - Фербенкс, благодаря самоотверженной работе летчиков, инженеров и техников, а также местного населения, приобрела репутацию одной из самых надежных в мире и стала международной. Впоследствии ею пользовались государственные деятели обеих стран: нарком внешней торговли А. И. Микоян, нарком иностранных дел В. М. Молотов, послы СССР в США А. А. Громыко, К. А. Уманский, М. М. Литвинов, вице-президент США Г. Уоллес и другие.
1945 г.
9 мая 1945 г. - в аэропорту «Внуково» приземлился самолет Ли-2, пилотируемый командиром 2-го Севастопольского авиаполка А. И. Семенковым, доставивший из Берлина «Акт о безоговорочной капитуляции войск гитлеровской Германии» - так закончилась Великая Отечественная война. Личный состав гражданской авиации внес достойный вклад в победу над врагом: летчики «Аэрофлота» защищали Родину, проявляя профессионализм и мужество. Они выполняли особо важные полеты к линии фронта, в тыл врага, за границу и на территории страны. В эти тяжелые годы не прекращались регулярные полеты на международных воздушных линиях; свыше двенадцати тысяч авиаторов гражданской авиации были награждены орденами и медалями.
13 сентября 1945 г. - приказом начальника ГУ ГВФ вылеты пассажирских рейсов с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе («Ходынка») переносятся в новый аэропорт «
Внуково», который на 20 следующих лет стал главным аэропортом Советского Союза и базовым портом «Аэрофлота». Отсюда выполнялись первые международные рейсы, сюда прилетали первые иностранные авиакомпании.
Именно «Внуково» принимал и осваивал новейшие лайнеры «Аэрофлота»: Ил-12, Ил-14, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ил-18, Ил-86 - все эти машины впервые выполнили рейсы с пассажирами из аэропорта «Внуково». Здесь же базировались крупнейшие эскадрильи самолетов Ту-104 и Ил-86. Отсюда выполнялись литерные правительственные авиарейсы и здесь же принимали самолеты глав иностранных государств и правительств.
1946 г.
1946 г. - начинается активное восстановление разрушенных войной авиатрасс - ГВФ утвердил схему пассажирских рейсов из аэропорта «Внуково» - в частности, более двадцати внутренних рейсов в: Алма-Ату, Архангельск, Ашхабад, Баку, Вильнюс, Ереван, Киев, Красноярск, Ленинград, Минск, Ригу, Ташкент, Тбилиси, Фрунзе (ныне Бишкек), Хабаровск и др.; и более десяти международных. К концу года на регулярной основе действовали
следующие международные авиалинии: Алма-Ата - Хами, Иркутск - Улан-Батор, Москва - Варшава - Берлин, Москва - Варшава - Прага, Москва - Будапешт - Белград, Москва - Будапешт - Вена, Москва - Будапешт - Белград - Тирана, Москва - Бухарест - София, Ташкент - Кабул.
Самой протяженной - 7000 км. - внутренней авиалинией «Аэрофлота» была трасса Москва - Свердловск - Новосибирск - Иркутск - Чита - Хабаровск.
Самолет С-47 выполнял почтово-пассажирский рейс № 6985 с частотой раз в три дня: вылет из Москвы в 3.55 (понедельник), прилет в Хабаровск в 9.35 (среда), время в пути - более двух суток!
Самой протяженной - 3900 км. - международной авиалинией «Аэрофлота» была трасса Москва - Куйбышев - Актюбинск - Джусалы - Ташкент - Термез - Кабул. Самолет С-47 выполнял почтово-пассажирский рейс № 119 с частотой два раза в месяц: вылет из Москвы в 5.10 (понедельник), прилет в Кабул в 9.45 (вторник), время в пути - более суток!
15 мая 1946 г. - открыта международная авиалиния Москва - Киев - Львов - Будапешт - Белград - Тирана. Самолет С-47 выполнял рейс № 125 с частотою три раза в неделю; время в пути составляло 12 часов с учетом промежуточных посадок. 40-50-е годы - единственный период, когда «Аэрофлот» летал в столицу Албании - Тирану. Авиасообщение с этой страной, как и все другие контакты, было прервано в 1960 году из-за кризиса в двусторонних отношениях. Впоследствии, полеты в Тирану так никогда и не возобновлялись.
30 ноября 1946 г. - создана Первая авиагруппа ГВФ для внутрисоюзных авиаперевозок и Международная авиагруппа ГВФ (на базе Десятой гвардейская авиатранспортной дивизии). В то время основу авиапарка «Аэрофлота» составляли всего два типа самолетов: Ли-2 и С-47, оба лицензионного производства; отечественных пассажирских самолетов в «Аэрофлоте» тогда не было.
1947 г.
1 июня 1947 г. - начало эксплуатации поршневого
самолета Ил-12 - это был первый отечественный пассажирский самолет. В 1948 году эти машины пришли в Ленинград, Харьков и Ташкент. В то время Ил-12 выполнял более половины всех почтово-пассажирских перевозок «Аэрофлота» и летал практически во все города Советского Союза. Вскоре после ввода в эксплуатацию Ил-12 вышел и на международные линии, первая из которых связала Москву и Софию. А в мае 1948 года Ил-12 выполнял международные почтово-пассажирские рейсы уже в 12 пунктов назначения: Белград, Берлин, Будапешт, Бухарест, Варшаву, Вену, Кабул, Прагу, Стокгольм, Тирану, Хельсинки и Улан-Батор. С регулярных рейсов Ил-12 был снят в 1966 году.
1948 г.
1 марта 1948 г. - начало эксплуатации
биплана Ан-2 - легендарный самолет разработал авиаконструктором О. К. Антоновым, который называл этот неуклюжий старомодный биплан своей самой большой удачей. Фактически, именно с этой машины и началась история антоновского Конструкторского бюро. К началу 60-х годов рейсы на Ан-2 связали более половины райцентров СССР, а к 77-му году эти самолеты обслуживали 3254 населенных пункта - это мировой рекорд! В советские годы на Ан-2 сельские бабушки летали друг к другу в гости, в соседние деревни. Для многих жителей удаленных районов наличие такого самолета, обеспечивающего связь с большой землей, означало изменение всего жизненного уклада. «Аэрофлот» использовал Ан-2 не только в пассажирских перевозках на региональных линиях, но и в сельскохозяйственной авиации, на малоосвоенных территориях Крайнего Севера и Арктики, и в других целях.
«Аннушка», «кукурузник», «дедушка авиации» - как только не называют этот старомодный биплан - но именно Ан-2 является абсолютным рекордсменом среди всех пассажирских самолетов: он производится и эксплуатируется уже 65 лет! Кроме того, Правительство России приняло решение о
модернизации Ан-2 - как показало время, этот самолет оказался незаменимым в отдельных отраслях народного хозяйства; старт программы обновления намечен на 2015 год.
15 мая 1948 г. - Ил-12 выполнил первый рейс по маршруту Москва - Свердловск - Омск - Красноярск - Чита - Тахтамыгда - Хабаровск - Владивосток. Это был наиболее протяженный - 7600 км - внутрисоюзный маршрут, который обслуживал Ил-12. Перелет занимал 30 часов летного времени или более двух суток пути: вылет Москвы в 6.00 (понедельник), прилет во Владивосток в 11.35 (среда).
1952 г.
26 августа 1952 г. - создано Московское управление транспортной авиации ГВФ, в состав которого вошли, кроме прочего, и три авиатранспортных отряда; один из них - 63-й Летный отряд - обслуживал международные линии «Аэрофлота».
© Д. А. Скоробутов, 2010 - 2014 г.
Отсюда:
https://skorobutov.wordpress.com/2013/03/26/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-i-1923-1953-2/