Проекту "Энциклопедия Долгопрудного" - 10 лет!

Nov 12, 2010 01:22

Скоро-скоро этот текст появится в долгопрудненской газете "Жилцентр"...

Наверное, многим из нас знакомо чувство любопытства: а  как выглядело то или иное место раньше? Когда, в каком году был построен вот этот дом? Как жили здесь люди? А вот интересно было бы узнать! Но не для каждого горожанина краеведение становится частью жизни, поглощает буквально весь досуг. Хорошо, когда есть возможность найти ответы на свои вопросы в доступном источнике. Открыл книгу, и прочел, в честь кого названа улица. Или вставил диск в дисковод, и получил возможность по старым и современным фотографиям сравнить, «как было» и «как стало».

У автора проекта «Энциклопедия Долгопрудного» Сергея Мартынова осознанный интерес к истории родного края возник более десяти лет назад. Когда ему в руки случайно попали фотографии с видами Долгопрудного 1940-х годов, сделанные киномехаником ДК «Вперед» Василием Андреевичем Трубиным. Эти снимки положили основу домашней коллекции. Постепенно архив Сергея стал пополняться - старые фотографии города приносили родственники, друзья, коллеги по работе. Росла коллекция - рос и интерес к краеведению. Когда в собрание материалов вошли оцифрованные фотографии из Долгопрудненского историко-художественного музея и архива ДКБА, было принято решение выпустить компакт-диск. Вот так в 2000 году появился первый выпуск «Энциклопедии Долгопрудного». Но это была версия «для внутреннего пользования». А когда в 2002 году помощь  в издании оказала общественная организация «Городское собрание», «Энциклопедия» ушла в народ.
С тех пор «Энциклопедия» завоевала и продолжает завоевывать сердца не только долгопрудненцев, но и жителей других населенных пунктов в разных точках нашей необъятной Родины. В чем причина успеха такого «чисто местечкового» проекта? Наверное, в том, что через призму истории отдельно взятого города каждый из нас может увидеть историю страны, поностальгировать о своем детстве, эмоционально погрузиться во времена молодости родителей, бабушек и дедушек.

Работа над проектом продолжается. «Энциклопедия» постоянно пополняется и переиздется. Если первый выпуск включал в себя  около800 фотографий на одном CD, то теперь его архив - это более 4500 фотографий разных лет, 22 видеофильма, а также обширная библиотека статей: справочные сведения о городе, воспоминания старожилов, газетные публикации, посвященные важным городским событиям, исторические очерки (более 300 документов) - теперь уже на DVD-носителе.

Прошло десять лет. Срок достаточный, чтобы сделать выводы, подвести итоги и наметить планы дальнейшей работы над проектом. Об этом мы побеседовали с автором проекта Сергеем Мартыновым.

Многие отмечают, что в последние растет интерес к краеведческой тематике не только среди профессиональных исследователей и преподавателей исторических дисциплин, но и непрофессионалов. Согласны ли Вы с этим наблюдением?

- Наверное, да. А вот чем это объяснить? Думаю, что, во-первых, краеведческая, историческая информация стала более доступной. Раньше было гораздо труднее получить ответы на свои вопросы, а сейчас появилось больше информации в свободном доступе. Вторая причина такого интереса, возможно, в том, что у людей появилось больше свободного времени. В 1990-е годы, когда за колбасой надо было несколько часов стоять в очереди, такого понятия как «досуг» для многих просто не существовало. Ну, и третья причина, на мой взгляд, состоит в том, что развернулось жилищное строительство и все вокруг стало стремительно меняться. Если бы в Долгопрудном по сей день стояли те же бараки, что и в 1940-е годы, то интереса к ним было бы меньше. А так как жилищный фонд обновляется, людям любопытно следить за этими изменениями. Если строится дом, то даже тот, кто особо краеведением не интересуется, нет-нет, да и сфотографирует этапы строительства: вот, смотрите, как строится дом! Например, я сам еще до создания «Энциклопедии» снимал из окна своей квартиры, как строят дом напротив. Потом уже эти фотографии попали в «Энциклопедию».

А из чего поначалу складывалось Ваше увлечение краеведением?

- Интерес к истории Долгопрудного у меня поначалу пересекался с интересом к генеалогии. Я хотел найти и систематизировать сведения о своих предках. Потом я к этому несколько остыл. Я нашел для себя ответы на вопросы об истории нашей семьи, но понял, что не в состоянии уследить за более поздними разветвлениями родового дерева. Поэтому на определенном этапе я решил остановиться. Я разослал результаты своих изысканий родственникам, теперь они сами могут продолжать исследования, «гнуть генеалогическую веточку» в свою сторону.

Ну, а историей Долгопрудного я заинтересовался после знакомства с фотографиями Трубина. Получилось так, что мне в руки попала малая доля сделанных им снимков. Большая часть его архива была выброшена на помойку после его смерти. Как жаль, что бесценные кадры не удалось спасти!

Аналогичным образом в 2003 году мне в руки попали фотографии из архива ДКБА. Их нашел Сергей Николаевич Михальцов, который в то время работал на этом предприятии. Он увидел, что на территории выбрасывают какую-то мебель, старые столы. Случайно открыв один из них, он обнаружил в ящиках архивные фотографии, фотопластинки. Хорошо, что эти материалы были спасены для истории, но сколько интересных исторических документов пропадает бесследно? Например, когда наследники дома или квартиры попросту выбрасывают на помойку старые книги, газеты, фотографии… У каждого свои ценности! Мешает? Надо выкинуть. А вот если бы сообразили, что старые фотографии можно продать, например, на Интернет-аукционе!..

Несмотря на то, что историческая, краеведческая информация стала в целом более доступной, исследователь-энтузиаст все же до сих пор встречает ряд препятствий на своем пути. Например, в Российской государственной библиотеке постоянный читательский билет выдается только учащимся вузов и лицам с высшим образованием. Есть определенные ограничения в доступе к ряду других официальных архивов: библиотек, музейных фондов… Как Вы относитесь к таким ограничениям?

- Хочу отметить, что ограничения в доступе к информации не всегда вытекают из правил пользования фондами. Свободному доступу препятствует и географическая удаленность, и транспортные неудобства, и негибкий график работы. Человеку, живущему, например, в Долгопрудном и работающему полный рабочий в Москве, довольно трудно выделить время для посещения читального зала Российской государственной библиотеки (бывшей Ленинки)  на Левом берегу, который работает до шести часов вечера. В Государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске еще более неудобный для работающего человека график. К тому же там еще более строгие условия доступа к фондам. Высокие расценки на копирование документов также являются ограничением для распространения информации. К счастью, доступность исторических, справочных, картографических материалов постепенно увеличивается по мере оцифровки музейных архивов и свободного обмена информацией в сети Интернет.

При этом, я знаю, что некоторые официальные ограничения в доступе к архивам Вам все же удалось успешно преодолеть?

- Да, на самом начальном этапе сбора информации для «Энциклопедии» у нас сложилось плодотворное сотрудничество с Долгопрудненским историко-художественным музеем. Хотя поначалу тоже были сложности… Когда в 2000 году я впервые пришел в музей и попросил допустить меня к фондам, мне предложили составить официальный запрос и в течение полугода обещали подобрать материалы. Но если бы я мог заранее знать, что мне нужно! Мне было интересно буквально все… Почему-то у меня была уверенность, что достаточно взглянуть на архивы, и я за 10 минут определюсь, какие именно материалы мне нужны. А оказалось, что там надо копаться, разбираться. Не так все просто оказалось. Я там год просидел! По счастливой случайности, вскоре после моей первой неудачной попытки проникнуть в музейные фонды,   в управлении культуры города затеяли ремонт. Я принимал в этом участие как сотрудник городской АТС, налаживал там оборудование. Мы разговорились с Юрием Александровичем Стулиным, начальником управления. Я рассказал ему о своем интересе к истории города и пожаловался на то, что не могу попасть в музейный архив. Он помог мне проникнуть в музей. Много интересного я там нашел!

А потом? Вы перестали работать с фондами городского музея?

- Поначалу я находил там очень много уникальной информации. А потом начались повторы. То есть на поиск чего-то нового стало уходить больше времени и сил. А ведь нужно не только искать и копировать материалы, нужно еще их обрабатывать и систематизировать. И я постепенно переключился на обработку сделанных в музее электронных копий. Сейчас уже сменилось музейное руководство, и попасть в архив я не могу, потому что в музее не разработан регламент допуска к фондам. Будем надеяться, что со временем ситуация изменится к лучшему…

Сколько дисков «Энциклопедии» «ушло в народ» за 10 лет ее существования?

- Около трех тысяч дисков было роздано и продано. И не только землякам-долгопрудненцам. Мне пишут жители других городов. Архивы «Энциклопедии» используют для подготовки телепередач, газетных и журнальных статей. Например, недавно позвонили из Питера журналисты программы «Адамово яблоко». Они просили предоставить информацию, связанную с освоением Севера, дирижаблями и трагическим полетом СССР-В6.
А вот для выпускников МФТИ, переехавших за рубеж, «Энциклопедия» становится как бы частью семейных альбомов - приятно время от времени посмотреть фотографии города, в котором ты учился, провел юношеские годы…

Раздел «Дирижабли и дирижаблестроение» привлекает тех, кто интересуется историей воздухоплавания. Бывает, что мне пишет человек, который планирует воссоздать какой-нибудь дирижабль. Просит, например, чертежи. В «Энциклопедии» этого нет, но я высылаю ему материалы, которые могут быть полезны.

Что еще люди ищут и что находят в «Энциклопедии»?

- Думаю, люди более старшего возраста смотрят «Энциклопедию» просто так, для души, чтобы вспомнить, каким был город когда-то. Детям в школе задают вопросы по краеведению, они приходят домой и расспрашивают родителей, побуждают искать что-то на диске, и тут на родителей накатывают воспоминания… Знаю, что школьники и студенты используют материалы из «Энциклопедии Долгопрудного» для подготовки сочинений и рефератов. «Энциклопедия» - это не учебник, это скорее систематизированный архив исторических материалов, источник информации для изучения, «сырой» материал, в нем не дается каких-либо экспертных оценок представленным документам. Наверное, в этом и есть основная особенность» проекта.

Сырой материал? С этим утверждением можно поспорить! Ведь то, как этот материал представлен, - я имею в виду программную оболочку, навигацию, - делает «Энциклопедию» удобной для ознакомления. Возможность быстро перейти от старой фотографии к новому фото этого же места в городе, музыка, которая сопровождает просмотр - все это создает определенную атмосферу погружения в эпоху. Мне приходилось видеть аналогичные проекты других городов России и СНГ. Как правило, это просто диски с подборками фотографий и документов. То есть все материалы разложены по папкам типа «Фото», «Статьи из газет», «Городской справочник»… В них нет той системы, которая работает на имидж «Энциклопедии».

- У этой программы есть и свои недостатки. Например, мне не хватает возможности размещения фотографий в разделе «Библиотека». Технически не получается это сделать без потери функциональности программы. Приходится отказаться от этой идеи.

Не планируется ли расширить музыкальный архив «Энциклопедии»? Десять лет назад было трудно найти оцифрованные записи старых песен, а сейчас в открытом доступе их появилось довольно много…

- В начальный период создания «Энциклопедии» со мной работал Казин Михаил Борисович. У него был очень хороший проигрыватель для виниловых пластинок и обширная фонотека. Пластинки были старые, пыльные, и при воспроизведении сильно скрипели, шуршали, шипели… Тогда я придумал вот что. Промыл пластинки с мылом, в мокром виде ставил на воспроизведение и оцифровывал записи. Качество звука после промывки улучшилось, и хотя запись получалась не идеальной, в этом была своя прелесть! Да, сейчас записи старых песен стали более доступными. Я недавно скачал из Интернета и послушал песни, которые есть у меня на «Энциклопедии». Но… если нет вот этих вот хрустов и скрипов, посторонних шумов, если записи слишком «чистые», тогда теряется «изюминка», уже «не тот коленкор». Ну и, кроме того, музыка занимает много дискового пространства, поэтому я не считаю целесообразным дополнять существующий музыкальный ряд.

Приходилось ли Вам слышать критические замечания в адрес «Энциклопедии»?

- Встречались мне люди, которые спрашивали: «А зачем тебе это надо? Тебе что, за это деньги платят? Ты выгодно продаешь эти диски?» Я отвечаю: «Да нет, скорее, я сам больше потратил». Не понимают они, что «Энциклопедия» - это мое хобби, я получаю удовольствие от работы над ней. Они просто не видят в моей деятельности никакого практического смысла. Но ведь кто-то пишет стихи, потом издает книги за свои деньги и бесплатно раздает их знакомым! Наверное, ему приятно, что люди читают эти стихи. А мне приятно делиться информацией по истории города, приятно, что «Энциклопедию» смотрят, что это кому-то интересно. К счастью, я редко сталкиваюсь с непониманием…

Да, люди смотрят «Энциклопедию», откликаются, приносят для «Энциклопедии» что-то свое...

- К сожалению, тех, кто делится информацией, гораздо меньше, чем тех, кто свои фотографии до меня «не доносит». Бывает, встречаешь человека, он радостно сообщает, что у него есть интересные материалы для проекта, но… все как-то не складывается со мной пересечься, чтобы эти фотографии отдать. А всего-то нужно позвонить мне или написать электронное письмо, что есть такие-то фотографии, приходи, посмотри! Но даже этого люди почему-то не делают, а жаль…

При этом список благодарностей в адрес участников проекта довольно обширен. Некоторые сотрудничают с «Энциклопедией» единоразово, но есть и те, кто периодически предлагает Вам новые фотографии и документы…

- Да, в «Энциклопедии» есть раздел, в котором я благодарю всех людей, поделившихся со мной материалами - более 70-ти человек. Жирным шрифтом в списке отмечены те, кто делал это неоднократно. Таких активных соавторов насчитывается на сегодняшний день около 15 человек.

Пятнадцать человек - это немало! Не пора ли организовать кружок долгопрудненских краеведов?

- Я не против. Но для этого же нужно иметь помещение, разработать график собраний… То есть существуют определенные организационные трудности. Сама по себе идея интересная! Лично мне такие периодические собрания  помогли бы расширить «сеть агентов», заинтересовать больше людей поисками информации, попробовать координировать и систематизировать этот поиск. Возможно, кто-то подсказал бы новые темы для исследований, указал какие-то источники информации, которые мы до сих пор обходили стороной.
На самом деле около двух лет назад в городе действовала Комиссия по истории и музейному делу Общественного совета при Управлении культуры, членом которой я состоял. Председателем комиссии был Олег Федорович Громыко, он ставил перед нами конкретные задачи. В частности, благодаря этому мне удалось собрать материалы о «Мосэнерго», об овощной базе «Вегетта», о Нефтебазе и поселке Нефтебазы. Если бы я пришел со своими вопросами на эти предприятия «с улицы», меня вряд ли пустили бы на порог. Но благодаря деятельности Общественного совета, благодаря официальным письмам за подписью главы города я получил доступ к уникальным материалам, пополнившим «Энциклопедию».

Какой раздел «Энциклопедии» у Вас самый любимый?

- Мне больше всего интересны фотографии старого города. Например, район, где расположены старые «ИТР-овские» дома (ул. Первомайская, Институтский пер., ул. Циолковского, Советская). Застройка 1930-х годов - вот где сила-то! Четыре «ИТР-овских» дома - это был «костяк» города, а вокруг - бараки, бараки, бараки… Потом уже, в 1950-е, когда завод  получил заказ на производство ракет, началось массовое строительство жилых домов.

Как Вы считаете, где в Долгопрудном расположен центр города?

- До 1970-х годов Долгопрудный - это районы от железной дороги до улицы Лаврентьева. И центром старого города была, безусловно, площадь Собина. Я бы даже условно разделил Долгопрудный того времени на «старый город» (район, примыкающий к Физтеху), «новый город» (район улиц Дирижабельной, Павлова, Театральной) и отдельно - район Гранитный. Молодежь из «Долгопы» с «Гранитовцами» дрались даже! Это были почти что разные населенные пункты. Пешком с Гранитного в «старый город» люди ходили тропинками по полю, то есть даже дорог не было. Люди из старого города выезжали в Москву на электричке. Может, были еще какие-то автобусы до Москвы, но они ходили, скорее всего, через Летную улицу. То есть люди из «старого города» в Гранитный не попадали. А «гранитовцы», наверное, ездили по Лихачам или через Водники, и в «старый город» тоже не заезжали. Думаю, что у них там был свой центр города, скорее всего - ДК «Гранит». Был еще район «Спортивная» с нехорошей репутацией.

С чем связана дурная слава района улицы Спортивной?

- Вот этот вопрос требует выяснения. Помню, что в 1970-80 годах там жила довольно агрессивная шпана, постоянно происходили стычки молодежи, пришедшей погулять в парк отдыха Так вот, возвращаясь к вопросу о центре города… Сейчас, когда все слилось, я даже затрудняюсь сказать, где у нас центр города. Может быть, центром можно считать городской парк культуры. Раньше все важные городские мероприятия, праздники, демонстрации проводились на площади Собина. Отлично помню салюты над площадью в День города и приезды известных артистов в ДК «Вперед». Теперь городские торжества проводят в парке. Наверное, это и есть новый центр города.

На самом деле, насколько мне известно, не у всех городов центр как место проведения городских мероприятий совпадает с геометрическим центром. В городах линейной планировки понятие центра очень условно… Тем более, что после присоединения к городу микрорайона «Шереметьевский. Павельцево. Хлебниково» геометрия города сильно изменилась.

- Я до сих пор не могу относиться к этим районам как к части города. Для меня это скорее окраина, которая по-своему интересна. Например, Хлебниково - старинная старинная деревня, о ней можно найти много интересных фактов.

Если бы в Шереметьевском были какие-то капитальные строения, памятники, это представляло бы больший интерес для «Энциклопедии». А там частный сектор. Но как описывать частный сектор? Он как был, так и остался, и ничего там не меняется. То есть не меняется его общий облик. Ну, заборы были одни, стали другие. Ну, домик свой старый кто-то сломал и новый построил. Мне вот интересно побольше узнать про шереметьевскую школу, про поликлинику… А частный сектор может быть интересен, если там жил какой-то интересный человек. Но этого интересного человека еще надо найти и уговорить рассказать о себе!

Каких материалов не хватает в «Энциклопедии»? Какая тематика представлена, на Ваш взгляд, недостаточно? Чем бы хотелось дополнить «Энциклопедию»?

- Хочется еще больше интересных, неизведанных мест. Хочется больше старых фотографий уже опубликованных объектов, но снятых с других ракурсов. Интересно было бы собрать побольше материалов про долгопрудненские храмы. По деревне Лихачево мало материала, по Гранитному, по Островку хотелось бы больше информации собрать. Хотелось бы больше старых фотографий города, чем старше, тем лучше. Но найти старые фотографии довольно сложно. Во-первых, в то время мало у кого были фотоаппараты. Во-вторых, действовали различные запреты на съемку городских объектов.

Иногда меня спрашивают, почему в «Энциклопедии» нет раздела «Спорт» или раздела «Культура»? Но это же необъятные темы, и нужно еще придумать, под каким углом их освещать. Нужно придумать концепцию этих разделов. Причем тему культуры осветить достаточно сложно. К чему ее «привязать»? К какому-то зданию, где репетировали или выступали артисты? Или просто дать небольшую заметку про историю, например, танцевального коллектива и проиллюстрировать ее несколькими снимками выступлений? Но кто-то же должен за это взяться, подготовить такой материал…

Тему спорта раскрыть, наверное, проще. Можно вспомнить о том, что Долгопрудный - родина  многих чемпионов воднолыжного и парусного спорта. Гагарин здесь на водных лыжах катался. Это интересно, но эту тему тоже надо специально раскрыть. Можно «привязать» спорт к какому-то месту: к стадиону, к водохранилищу.

Вы - один из людей, знающих историю нашего города лучше, чем кто бы то ни было. А как Вы считаете, какое будущее ждет Долгопрудный?

- Долгопрудному некуда развиваться. К сожалению, город теряет свое лицо и становится просто «спальным районом». Географическая ограниченность основной части города с двух сторон каналом, с одной - железной дорогой и еще с одной стороны - кладбищами и свалкой, не дает городу развиваться вширь. Поэтому он будет застраиваться «под завязку», как какое-нибудь Митино.

Но даже если брать «спальные районы» в черте Москвы, нельзя сказать, что в результате современной застройки они полностью потеряли свое «историческое лицо». В том же Лианозово сохранился парк, в Алтуфьево - старинная церковь…

- Ну, парк, может быть, и у нас сохранится. Но вот того, что раньше было - зелень, чистый воздух, - ничего этого у нас уже нет. Может быть, останется зеленым микрорайон Шереметьевский. Пусть там летают самолеты, но там частный сектор, и поэтому много деревьев, и дышится легче, чем в «старом городе». Там есть где отдохнуть, прогуляться, шашлычок пожарить…

Свое лицо город мог бы сохранить, если бы у него сохранилось «историческое ядро». Если бы в городе был свой кремль или своя базарная площадь, какие-то кварталы исторической застройки. Но Долгопрудный слишком молод для этого. Он не имеет таких исторических корней, как Дмитров или Сергиев Посад. У нас нет ничего такого, что можно было бы сохранить. И собственной «изюминки» у города сейчас нет. Наверное можно было бы сделать, как в Дмитрове, где в пешеходной зоне вдоль кремлевской насыпи установили несколько невысоких бронзовых скульптур, отлично передающих в себе дух и атмосферу старого города: молодая дама, купчиха с купцом, странник. Можно было бы сделать нечто аналогичное в городском парке, что-то связанное с дирижаблестроением и тем временем, когда создавался город.

К сожалению, и бытовая культура в Долгопрудном пока не на высоте. Люди мусорят в местах отдыха, совершают акты вандализма. Мне кажется, в Москве такого нет. Возможно, потому что парки там огорожены и охраняются. Поэтому сейчас, наверное, несвоевременно облагораживать наш парк какими-то малыми формами, их попросту поломают. Может быть, должно лет 10-20 пройти, чтобы люди, наконец, привыкли бережно относиться к своему городу.

Беседу вела Нина Чеботарева

краеведение, Долгопрудный

Previous post Next post
Up