Выдержки из воспоминаний князя Я.П.Шаховского (1705-1777)

Nov 08, 2010 23:17

Выдержки из воспоминаний князя Я.П.Шаховского (1705 - 1777), с комментариями Дмитрия Золина (курсивом)

…получа время подобно тому ж, как и за отставку благодарить его величеству, также и ее величеству государыне императрице последнее поклонение учинить усчастливился, а не замедля убравшись со всем домом и простясь с моими приятелями, с лучшими в мыслях о спокойной моей жизни воображениями поехал в Москву (Сразу после смерти императрицы Елизаветы (25.12.1761 по ст.стилю)). И как я отставным от дел в Петербурге живши, насмотрелся многих разумом и разными случаями одаренных господ, являющих мне на лице своем по тогдашнему их и моему состоянию разные маски, то от жителей московских, которые по большей части по петербургским ведомостям поступки свои употребляют, ожидал себе презорств; напротив чаяния моего, с первого дня бытности моей в Москве увидел иные со мною благородных сограждан моих поведения: многие как из первочиновных, так и прочие почтенные достоинства имеющие, при всех случаях очень много меня обласкивали и приездами своими в мой дом оказывали мне доброжелательства.



«Межевание 1759» на Яндекс.Фотках



«Межевание 1759» на Яндекс.Фотках

Я уже издавна всегда Москву и мою в близости оной состоящую деревню любил (межеванием 1759 года за Я.Шаховским  числится именно Заболотье (Фуниково будет позже, упоминается при межевании в 1768 как совместная собственность Я.Шаховского с  его малолетним сыном)), в которой я, как выше описал, моими руками сады и огороды регулировал, и те насаждения тогда уже в возрасте своем изрядный вид показывали (Т.е.сады и огороды в Заболотье существовали задолго до 1759-го года); хоромы ж новые совсем были снаружи и внутри готовы (Т.е. дом, а не дворец (хоромами в то время называли большие и добротные  сельские дома с дворовыми пристройками). И видим, что его только что отстроили (весна 1762 г.)
Известная непритязательность этой семьи дает дополнительное основание полагать, что дворца - по крайней мере в  это время - в Заболотье не было), и как бы нарочно судьба к такому моему состоянию приготовила мне все там для моего душевного успокоения, а время тогда вскоре настало весеннее. Итако я из московского моего дома со всею фамилиею в оную деревню на все до осени время переселился. Там воздух нашел чистый и без таких заразительных частиц, каковые в городах, а паче в царских и великомочных господ домах от многостесняющихся людей и разными смятениями обременных сердец дыханиями воздух заражают и по большей части светлейший луч солнца затмевают.



«Владения Я. Шаховского» на Яндекс.Фотках

Первая моя была охота к регулярным дерев и цветов насаждениям, почему дом мой со всех сторон изрядными зелеными шпалерами и кронными деревьями, моим попечением возращенными, окружен (Т.е.дом был непосредственно окружен зелеными насаждениями со всех сторон и никакой открытой площадки (характерной для дворцовых планировок) близ него не было), которые как бы чувствовали, что я им всякий час возможные делаю к лучшему растению и подкреплению способы; также разных родов перелетающие в них птицы, приметя, что я их уловлениями не страшу, гнезд их не разоряю, как бы по согласию между собою еще более собираясь, своими пениями себя и меня забавляли, причем я по привычке моей поутру всегда в шестом часу из спальни выходил в другую камеру, которая как близостью к деревьям, также и по высоте своей представлением глазам моим не только моих огородов, но и полей, со всеми внутренностями, можно сказать, лечила мою голову (Т.е.дом был выше, чем в 1 этаж; окна спальни не выходили к лесу), которая пред тем близ 30 лет (причем считаю я только те, в которые, оставя уже резвости, праздности и службу офицерскую, в штатские дела впутался и через кучи бумаг по разным дорогам на высоты проводился) по званиям моих должностей от многих моих сограждан разными о их делах требованиями, жалобами и пенями наполняемая, от необъятности тех часто не токмо болью, но и обмороками отягчаема была; тако ж и глаза мои, кои, сверх натуральной по летам моим слабости, еще от всегдашнего чтения и от писания многих бумаг потребного зрения лишались, тут лучшими становясь, подкрепляли мои члены и заставляли меня спешно одеваться и выходить с орудием в огород для помощи моим садовникам в разных работах, кои я часто с великим удовольствием, не чувствуя жару и усталости, до самого обеда под тенью дерев, с одного места на другое переходя (Т.е. значительных открытых мест при явно обширном огороде, как и при доме, не было), охотно производил; так же как и теперь, по благостям ко мне Бога и Его помазанницы, в таких же обстоятельствах жизнь мою провождаю и чувствую, что как бы нарочно Провидение тогда мне такое время и способы подавало расширять и украшать мои сады (Речь о садах (а ранее - об огороде и регулярном древонасаждении).  Впрочем, в  языке XVIII в. словом «сад» могло обозначаться и все искусственно посаженное, т.е. и парк, о котором не упомянуто ни слова), дабы я теперь, что и в самом деле нахожу, лучшими тех видами пользовался.

Таким образом день ото дня в разных невинных и экономических упражнениях, нередко ж будучи приезжими из Москвы моими друзьями и приятелями посещаем, приятное в жизни моей находил я удовольствие.

………………….

Как помнится мне, 1-го числа июля (Т.е. с весны по начало июля 1762 г.семья Я.П.Шаховского жила в Заболотье ( далее в тексте воспоминаний - речь о восшествии на престол Екатерины II 28.06.1762 по ст.стилю)) я с женою и с детьми моими из деревни на вечер (Т.е. до Заболотья был хороший путь, позволявший быстро преодолевать 15…20 км до московского городского дома Шаховских) поехал в московский мой дом, где вознамерились пробыть до другого вечера для некоторых наших собственных надобностей...

…………………..

Я не могу отречься, чтоб сей мой из Москвы отъезд по всем тогдашним видам и обстоятельствам был духу моему в неудовольствие, паче же слыша много, коим образом не только все мои друзья и приятели, но и прочие благородный дух и честные поведения имеющие мои сограждане изъявляли свое удовольствие, что я при столь разумной и правдолюбивой монархине паки к государственным делам определен быть имел. Однако же долголетнее, как уже вы, благосклонный читатель, выше прочитали, по разным дорогам, а часто и по бедственным стремнинам мое странствование и по освобождении от тех спокойная и уединенная в моем доме в Москве, а паче в деревне, как я уже выше описал, мне весьма понравившаяся жизнь (Т.е.вне службы летом Шаховской стремился в Заболотье. Значит, с 1766-го года (выход в отставку) до своей кончины  в 1777 году, он 11 летних сезонов провел в Заболотье (в почти соседней вотчине  Фуниково, по некоторым источникам, не было сада, что - с учетом пристрастий Я.Шаховского - лишало его интереса к  этой вотчине)) влагали мне в мысли разные о себе рассуждения и гадания.

Ранее по теме:
  1. Маленькая трагедия Заболотья
  2. Тайна усадьбы Заболотье начинает приоткрываться
  3. Спят курганы темные... Часть 1. О грязных руках
  4. Спят курганы темные... Часть 2. О чистых помыслах
  5. Культура восточных славян
  6. Дмитрий Золин - о водоразделе от Клязьмы к Москве-реке
  7. Тайна тереховского круга (от Дмитрия Золина)
  8. Усадебные парки. Комментарий к книге Щукиной
  9. Анализ данных. Комментарий к книге Щукиной
  10. Выдержки из воспоминаний князя Я.П.Шаховского (1705-1777)
  11. Заболотье: что я видел

Заболотье, краеведение

Previous post Next post
Up