Билибинские рамочки

Oct 07, 2009 04:13


Заметила, что в последнее время в разных дискуссиях несколько раз приводила в пример работы Ивана Билибина - как идеальные иллюстрации к русским сказкам, как эталон стиля, гармоничного соотношения формы и содержания. Не знаю, у всех ли моих сверстников в детстве в домашней библиотеке были книги с иллюстрациями Билибина, изданые "Гознаком". Волшебные, драгоценные книги, они и стоили по тем временам довольно дорого. У меня такие книги, к счастью, были, и я любила подолгу рассматривать иллюстрации.

По билибинским работам меня учили рисовать природу. Однажды я пыталась изобразить вечер в лесу. Отец мне сказал: "Ты рисуешь елки зелеными, а они ведь не зеленые. Верхушка - темно-голубая, ниже они грязно-фиолетовые. Посмотри внимательно! И зачем ты так тщательно вырисовываешь каждую ветку? Ведь в сумерках ветки сливаются. Посмотри на картины Билибина: у него очерчены контуры деревьев, четко выделены крупные отдельные цветовые области, но ветки с иголками или листьями он ведь не вырисовывает!" Посмотрела - и правда... Плавные цветовые переходы встречаются изредка только у фона - закатного неба.




В билибинских иллюстрациях есть одна замечательная особенность, которая завораживает не меньше, чем основная картина - это билибинские рамочки. Сейчас, когда готовила этот пост, искала в интернете репродукции Билибина, и была разочарована тем, что многие иллюстрации даны без рамочек, то есть обрезаны по краям, оставлен только основной сюжет. И волшебство уходит из картины... Мне кажется, что "магическое" воздействие билибинской рамки имеет те же корни, что и феномен оконных инсталляций, и украшения наличников (об этом я рассказывала в постах " Между рам и на подоконнике" и " Оконные инсталляции").

Рисовать я, кстати, так и не научилась, зато научилась смотреть на мир по-билибински, объединяя в пейзаже близкие тона в более крупные монохромные цветовые пятна, научилась представлять четкую границу между цветами. И еще - выделять из пейзажа мелкие значимые детали, которые могли бы пойти на "обрамление" картины. Например, какой-то камчатский осенний сюжет, допустим, иллюстрация к легенде о Кутхе или сказании об атамане Атласове, прекрасно смотрелся бы в обрамлении, где поверху идет гряда сопок, по краям - гроздья рябины и связки мухоморов, понизу - океанская волна.

В общем, предлагаю просто в очередной раз насладиться творчеством Ивана Яковлевича Билибина. И обязательно обратите внимание на рамочки!





  

  

  

  

  



P.S. Ну, и уж до кучи, нашла сайт Российского Этнографического музея - тоже в тему и занимательно...

искусство

Previous post Next post
Up