После знакомства с материалами сайта obd-memorial.ru (об этом - в предыдущем посте «Т
анкист Николай Кретов. Факты и домыслы» ), посвященных Николаю Кретову, наверное, перед внимательным современником неизбежно встанет вопрос: если Николай Федорович Кретов умер 7 сентября 1942 года, то почему же он был кремирован родственниками на следующий день? К чему такая спешка? Не стоял ли за этим какой-то умысел - может быть, поспешным кремированием старались скрыть следы какой-то врачебной ошибки?
В художественном романе Александра Терехова «Каменный мост» я наткнулась на любопытное свидетельство. По ходу действия главный герой этого романа, наш современник, расследующий убийство дочери советского дипломата Константина Уманского в 1943 году, тоже столкнулся с тем, что тело девочки было кремировано на следующий день после смерти. И тело ее убийцы-одноклассника, который, по официальной версии, после выстрела в нее выстрелил в себя, смертельно ранил и ровно на сутки пережил свою возлюбленную, было предано огню на следующий день. У героя возникли те же самые подозрения - что кремированием пытались скрыть какие-то улики…
«Ничего удивительного нет, что ее сожгли. Время меняет способы захоронений. Сейчас на Новодевичьем три разряда: гробом в землю, подзахоронение урной в существующую могилу к близким и низший - урной в колумбарий. До революции разрядов насчитывалось семь. По первому, высшему, - покойник сам правил лошадьми катафалка. Шутка. Вам не бросилось в глаза, что в стене, самой первой, там, где Дмитрий Ульянов, урнами покоятся люди, запросто заслужившие землю? Лепешинский, Ленгник, Шелгунов, Розмирович, Драбкина - старые большевики ленинского призыва. … Они что? Не могли получить землю? Легко! Но в тридцатые годы развернулась борьба за широкое распространение колумбариев. Покроем Советский Союз сетью колумбариев! Возникло даже ОРРИК - общество распространения крематориев для содействия крематороидному строительству. Первые членские книжки общества послали Сталину, Молотову и Калинину. И когда умирали ленинцы, они даже своей смертью хотели утверждать новые принципы жизни - без поминок и панихид, не занимая плодородной земли. Жгли тогда всех. И детей» (А. Терехов «Каменный мост». - М., АСТ/Астрель, 2009. С. 118-119).
Действительно, историю способов захоронений в советский период можно прочесть газете «Столетие» (информационно-аналитическое изданий Фонда исторической перспективы) от 16.08.2007 в статье Н. Митрофанова «
Хоронить - так по чину и с музыкой»:
«Большевицкие хозяева жизни, например, стали развивать вполне, с их точки зрения, атеистический тезис, - гражданин СССР должен быть кремирован, чтобы с арены бытия уйти торжественно, оригинально и гигиенично. В 1919 году, по горло занятые Гражданской войной, они даже объявили конкурс на кремационный проект, его победителем стал тогда архитектор-конструктивист Дмитрий Петрович Осипов.
В Москве всячески стимулировался интерес к "трупосожжению". Прослышав, что за границей крематории и колумбарии растут как грибы, сверх меры стали активными чиновники, не желавшие по старинке упокаиваться в гробах.
Уж такая это была любопытная штука - "огненное" новшество советских коммунальщиков, что около нее многие захотели отметиться. Оригинальное словцо "колумбарий" замелькало в юморесках, в репликах театральных персонажей. Готовясь к открытию первого в стране крематория, деятели МКХ решили создать специальное общество развития и распространения идей кремации. Цель его для них была ясна: "пропаганда и популяризация идей кремации среди широких масс населения и содействие крематорному строительству нашего Союза". Членские книжки под первыми номерами послали Сталину, Калинину, Молотову.
Ну а льготы будут? - спрашивали со всех сторон создателей ОРРИК’а? Подумав, те пообещали будущим членам бесплатное посещение крематория при жизни и дармовое сожжение после смерти. На предприятиях и в организациях появились "уголки кремации". Самым первым обзавелись чекисты, разрешившие его деятельность при профсоюзной организации ОГПУ. Выпустили серию из 12 открыток на сюжеты кремации».
Приходится признать, что в скоропалительном кремировании тела героя-танкиста ничего загадочного не было.