Еще про "Шереметьево-Карго"

Jul 15, 2009 11:22

Скованные одной цепью...

Группа независимых отраслевых журналистов продолжает следить за развитием острейшего конфликта, сложившегося вокруг активов одного из крупнейших в России грузовых операторов ОАО «Шереметьево Карго». Но пока, к сожалению, хороших вестей с этого фронта нет. 21.04.09 Девятый арбитражный апелляционный суд г. Москвы на заседании по иску ФАУФИ (Росимущества) вынес решение о признании незаконными и подлежащими сносу зданий и сооружений ОАО «Шереметьево Карго» общей площадью 50 000 м2. Противоречивость и абсурдность данного решения, как, впрочем, и двух предыдущих (см.№04/239) демонстрируют высокую степень коррумпированности судебных инстанций и свидетельствуют о том, что спор хозяйствующих субъектов, с которого начиналась вся эта история, перерос уже в открытое политическое противостояние. Прикрываясь защитой государственных интересов, одно за другим выносятся безосновательные решения о разрушении ведущего российского и стратегического для Московского авиаузла предприятия по переработке грузов. Возникает вопрос: кто же реально стоит за всем этим беззаконием, и насколько эти действия сочетаются с заявленными президентскими планами по борьбе с коррупцией?

НЕ МЫТЬЕМ, ТАК КАТАНЬЕМ…

В двух словах напомним, что история конфликта насчитывает уже около 14 лет. Именно тогда, в 1994 году, неурегулированность земельных вопросов между Москвой и Областью стала благодатной почвой для формирования претензий ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) и администрации Химкинского района к ОАО «Шереметьево - Карго». Тем более к тому времени компания уже построила весьма успешный бизнес - суммы инвестиций в строительство, техническое оснащение терминала и информационные технологии, по оценкам экспертов, достигают 36 миллиардов рублей. Согласитесь, вполне традиционный сценарий рейдерского захвата.

За эти годы прошла целая череда судебных разбирательств разного уровня, однако, следуя более или менее в тот момент букве закона, суды в целом оставались на стороне ответчика - ОАО «Шереметьево-Карго». Перелом наступил лишь в 2006 году, когда истцы, осознав бесперспективность правового пути достижения намеченных целей, задействовали свои коррупционные каналы в правительстве МО. Результат - несмотря на нерешенность земельного спора Москвы и Области Высший Арбитражный суд РФ признает договор аренды земли «Шереметьево-Карго» ничтожным. С этого момента ситуация стала развиваться по совершенно иному сценарию, главным смыслом которого стало не просто административное давление и препятствие развитию предприятия, а захват и фактическое разрушение всей инфраструктуры крупнейшего грузового терминала. Не случайно весной 2008 уже от имени Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ РФ), которое изначально призвано защищать интересы государства, в адрес «Шереметьево-Карго» поступает сразу три исковых заявления с требованием о признании незаконными и сносе 29 зданий и сооружений общей площадью около 50 000 м2.

Надо отдать должное арбитражным судам первой инстанции, которые не сочли возможным пренебречь 18-летним успешным опытом работы Шереметьево-Карго и полным набором необходимых документов, лицензий и согласований, подтверждающих законность всех существующих объектов. Апелляционные же суды, состоявшиеся 17.03.09 и 21.04.09, очевидно, не выдержав натиска административного ресурса истцов, прогнулись и приняли решение о сносе указанных объектов предприятия, признав, правда, при этом их законность. Парадокс налицо. Но в том-то и суть, что оппонентам «Шереметьево-Карго», похоже, не столь важно законно все это или нет - главная задача снести, стереть с лица земли успешную, социально ответственную, стратегически важную для московского региона компанию, расчистив место для собственного бизнеса. Недаром же идет столько разговоров о проекте строительства мультимодального грузового комплекса стоимостью более 1 млрд. руб., который планируется реализовать силами компании «ТрансГруп АС», подконтрольной почетным эстонским олигархам Максиму Ликсутову и Рустаму Аксененко (сын экс-главы МПС Николая Аксененко). Только вот непонятно, зачем рушить успешно работающее, полностью соответствующее всем современным международным требования предприятие ради нового многомиллионного проекта, причем абсолютно не факт, что успешного. Неужели в этом и состоит сегодня защита интересов государства?

Вполне очевидно, что если бы все стороны стремились к правовому решению конфликта в интересах государства, то взаимоприемлемые пути урегулирования наверняка нашлись бы. Однако сгруппировавшиеся вокруг этого спора коррумпированные чиновники, открыто препятствуют правовому решению данного дела, становясь буквально на путь рейдерского захвата ОАО «Шереметьево-Карго».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Попытаемся объективно оценить ситуацию и проанализировать реальную расстановку сил, оперируя общедоступными фактами.
Итак, с одной стороны, ответчик - акционерное предприятие, в котором с самого начала акции были открыто распределены поровну между сотрудниками. Где руководство, поставив во главу угла дисциплину, безопасность, эффективность и качество, сумело за 18 лет наряженной работы создать один из крупнейших авиационных грузовых терминалов России, обслуживающий более 50 тыс. рейсов в год, перечислило в бюджет страны более 3,84 млрд рублей налоговых выплат и активно инвестирует дальнейшее развитие и техническое переоснащение предприятия. Вместо того чтобы вывозить деньги за рубеж, например… в Эстонию. Сейчас это очень модно.

Теперь истцы. Здесь фигурируют такие организации как ФАУФИ (Росимущество) и ОАО «МАШ», представители которых занимают весьма «говорящие» позиции. А именно: председателем Совета директоров ОАО «МАШ» является Министр транспорта И.Левитин, а среди членов СД числятся такие лица как начальник управления Росимущества А.К. Уваров, директор департамента МЭРТ РФ И.Н. Гречухин, а главное, весьма одиозная фигура Министра транспорта МО П.Д.Кацыва. Что характерно, юридическое сопровождение всех процессов осуществляет подконтрольное П.Д.Кацыву ЗАО «Камертон Консалтинг», где генеральным директором является Н.Весельницкая - жена первого заместителя Министра транспорта МО А.Митусова ( в прошлом 1-ый зам прокурора МО), а вторым лицом «Камертона» - его дочь Н.Митусова.
Так что комментарии, как говорится, излишни!

ДЕЛА «СЕМЕЙНЫЕ»

К сожалению, сфера интересов этого «славного семейства» не ограничивается только активами «Шереметьево-Карго». Так, по данным МОО «Справедливость», их рейдерским атакам подвергся целый ряд предприятий и организаций на территории Московской области. Это и вопиющая ситуация с захватом ОАО «Опытный завод Стройдормаш», который на свою беду оказался на смежной территории с подконтрольным П.Д.Кацыву ОАО «МПТИ Стройдормаш». Здесь было все: и традиционные маски-шоу и остановка производства, снос производственных помещений, хищение технической, финансовой и хозяйственной документации и, конечно, «междусобойные» судебные процессы. Сюда можно отнести и махинации с земельными паями колхоза им. Ленина. Ну и, наконец, бизнес, связанный с использованием бюджетных средств Московской области, выделяемых на развитие транспортной сферы, а именно деятельность крупного областного пассажирского автоперевозчика ГУП «Мострансавто». И это, поверьте, только вершина существующего айсберга! Как ни странно, правоохранительные органы как-то вяло реагируют на весь этот коррупционный беспредел, который с каждым днем усугубляет и без того зыбкое финансовое положение МО, а также наносит непоправимый ущерб репутации, как региональных, так и федеральных органов власти.
Но видно прав был известный журналист и писатель Виктор Шендерович, сказав, что «это они в Дании были бы коррупционеры! А в наших палестинах - часть пейзажа!».

«МАСКИ-ШОУ» MUST GO ON

Как уже говорилось, в традиционный набор захвата предприятия входят: суды, остановка производства, снос помещений, хищение документации и, наконец, силовой захват предприятия. Что ж, вместо того, чтобы спокойно работать и приносить прибыль, «Шереметьево-Карго» вынуждено участвовать в судебных процессах, подчиняться парадоксальным и лишенным всякой логики, но тем не менее, имеющим силу закона решениям судей, а также выдерживать различные проверки, в том числе со стороны прокуратуры.

Теперь же, видимо, была произведена первая «разведка боем» со стороны тех, кто пытается захватить предприятие. 25 мая 2009 года на предприятии появились некие люди в масках и с автоматами. Причем на территорию они попали не как все остальные - через проходную, - а утруждали себя показательными прыжками через ворота, уложив на землю охрану. Все в лучших традициях оккупации вражеской территории! Далее они, захватив административный этаж, всячески препятствовали работе, то выгоняя сотрудников в коридор, то возвращая их в кабинеты. При этом, естественно, никаких документов предъявлено не было - ведь и так должно быть понятно, что раз некто в маске и с автоматом пытается парализовать работу предприятия - значит, все в рамках закона. А чтобы уж все было совсем законно, даже понятых привели - сотрудников непонятного ЧОПа. Наверное, чтобы те подтвердили, что абсолютно законно были произведены попытки остановить работу диспетчерской службы, сорваны переговоры с представителем иностранной авиакомпании Korean Air, а также допущена грубость в отношении сотрудников (интересно, в какой статье ГК РФ говорится о необходимости выкручивать руки женщинам?).

В итоге, конечно, выяснилось, что целью этого «маскарада», проведенного силами сотрудников СОБР и оперативно-розыскного бюро № 5 ДЭБ МВД РФ, было всего-навсего получение копий уставных и бухгалтерских документов, которые ранее были запрошены МВД. А поводом разыгранного спектакля стало обращение руководства ОАО «Шереметьево-Карго» к начальнику ОРБ № 5 К.В.Черникову с просьбой разъяснить, на основании каких законов или распоряжений оно обязано предоставить указанные документы. Впрочем, дело здесь, возможно, и не в документах как таковых, а в банальном стремлении захватчиков показать свою силу. Вот только помимо силы они продемонстрировали полное неуважение и хамство по отношению к сотрудникам, клиентам и представителям авиакомпаний, в том числе, иностранных, тем самым уронив репутацию МВД РФ в глазах всех.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Согласно результатам популярного исследования Transparency International «Индекс восприятия коррупции 2008», Россия по степени распространения этого опасного недуга оказалась на 147-м месте из 180 возможных. А это значит, что дела с коррупцией в нашей стране обстоят хуже, чем в Иране, Гондурасе, Уганде или Эфиопии. Да и классические симптомы тоже налицо, ведь, как отмечают исследователи, только в коррумпированных странах успешными становятся предприятия, имеющие высоких покровителей, интенсивно растет теневая экономика, а вместе с ней и цены в магазинах, повышается социальная напряженность в регионах, но при этом, катастрофически падает уровень жизни основной массы населения. По оценке главы МВД РФ Рашида Нургалиева, ущерб, который наносит коррупция экономике России, составляет порядка 40 млрд руб. в год. Цифра, согласитесь, не шуточная.

Конечно, надо отдать должное тому, что в последнее время руководство страны всерьез обеспокоилось сложившейся ситуацией. Ровно год назад Президент Дмитрий Медведев объявил беспощадную войну этому явлению, инициировав разработку Национального плана по борьбе с коррупцией и создание соответствующего Совета. В рамках новой государственной политики в конце 2009 года Госдума приняла пакет антикоррупционных законов.

Кроме того, как нам сообщил консультант аппарата Комитета ГД РФ по собственности Роман Ковнер, в 2009 году депутатам предстоит рассмотреть ряд законопроектов, направленных на борьбу с рейдерством. Так, по словам Ковнера, сейчас готовится ко второму чтению антирейдерский пакет документов, предполагающий внесение изменений в ряд законодательных актов, в частности, Уголовный Кодекс РФ, КоАП, Закон об Акционерных обществах.

Все это, безусловно, хорошо и правильно. И хотелось бы верить, что в скором времени российская Фемида от мелкой рыбешки в лице врачей, преподавателей вузов и рядовых сотрудников органов внутренних дел, столь гневно обличенных в недавнем докладе Генпрокурора Юрия Чайки, перейдет на более крупные фигуры, сковавшие единой преступной цепью целые регионы, подмявшие под себя предприятия самых различных отраслей и попросту разрушающие экономику России.

Сергей Аверин

Журнал
sher_cargo - информационный проект, созданный по инициативе  людей, которым открытое акционерное общество «Шереметьево-Карго»  (сокращённо «Шер-Карго») в трудные годы жизни оказало поддержку и внимание. Узнав о проблемах, с которыми столкнулось предприятие, благодаря безответственным, а зачастую корыстным действиям некоторых чиновников, они были крайне удивлены и возмущены творящимися в нашей стране беззакониями. Чтобы хоть как-то способствовать восстановлению справедливости, на страницах данного ресурса рассказывается о конкретных трагедиях и судьбах, которые не смогли оставить равнодушными руководство «Шер-Карго», а также о благотворительных и социальных проектах компании, рискующих остаться без финансирования в том случае, если собственность предприятие перейдёт в руки рейдеров.

досье на мерзавцев, Шереметьево

Previous post Next post
Up