Хутор Чернецово до революции

Sep 02, 2007 19:06

Данный текст также является компиляцией информации открытых источников. Хутор Чернецово, загородная резиденция Московского Иоанно-Предтеченского монастыря, находился недалеко от станции Новодачная (которая появилась, конечно, много после). До нашего времени на землях хутора сохранился деревянный храм прп. Сергия Радонежского, несколько монастырских построек, могилы последней игумении, двух сестер и старца Кирилла. По соседству с деревянной церковью недавно был возведен новый каменный храм.

Я выражаю глубокую искреннюю благодарность Марине Гуриной за подбор материалов для данного текста.

Историк Ю.А.Князев, не найдя никаких сведений о Старбеево и Гнилушах,  в справочнике «Населенные местности Московской губернии на 1912 год», утверждает, что на месте Гнилуш числится хутор Ивановского женского монастыря с храмом и церковно-приходской школой.

На самом деле загородные постройки Московского Ивановского женского монастыря возникли в непосредственной близости от сел Старбеево-Гнилуши и Лихачево в конце ХIХ века. По некоторым данным, хутор некогда находился рядом с Гнилушами и принадлежал  князю П.А. Урусову*. По словам Князева, именно этот хутор и был приобретен у Урусова монастырем.

Действительно, в 1891 году Московский Ивановский женский монастырь, располагавшийся в центре Москвы, на Солянке, получил от казны в надел в Московском уезде Троицкой волости лесной участок земли в 107 десятин. Хутору было дано название Чернецово. Территория монастыря вытянулась с запада на восток в виде неправильного треугольника. Среди леса расчистили место, на котором в 1892 году началось строительство православного храма. Храм возводился по проекту гражданского инженера Н.Султанова. Строился он на пожертвования нескольких лиц, но их фамилии остались неизвестными. Настоятельницей обители была игуменья Сергия (Смирнова), и деревянная церковь была названа в честь ее небесного покровителя - прп. Сергия Радонежского. Хуторской храм обители был хорошо отделан, украшен дубовым иконостасом, имел частицы святых мощей Иоанна Крестителя и Сергия Радонежского.

3 августа 1893 года «Московские епархиальные ведомости» сообщали, что 16 июля на хуторе Ивановского девичьего монастыря, в Московском уезде, в 6 верстах от станции Химки Николаевской железной дороги, состоялось торжественное освящение вновь сооруженного храма, посвященного святому Преподобному Сергию, Чудотворцу Радонежскому. По этому торжественному случаю сюда прибыл управляющий Московской митрополией преосвященный отец Александр - епископ Дмитровский, архимандрит Троице-Сергиевской лавры отец Никон, казначей лаврского скита отец Иларий и священники Ивановского монастыря: Лебедев и Рождественский.

Храм Преподобного Сергия был деревянный, под железной кровлей, на каменном фундаменте. Крыша на средней части шпилевая, покрытая листовым железом в закрой и окрашена в шашечку. Сооруженный в русском стиле, со звонницей, храм привлекал внимание и своей внешней красотой, и изяществом внутренней отделки. В трех его выступах были устроены хоры, а в четвертом помещался  деревянный иконостас с прекрасной резьбой, писанный сестрами Ивановского монастыря. В алтаре хранились  частички мощей святых Сергея Радонежского и Иоанна Предтечи.

Послушницы много потрудились над живописным убранством храма, от чего последний казался необычно уютным и доброжелательным к своим прихожанам. Дощатые полы, покрытые олифой потолки, накатные**  с отбивкой, а в средней части покрытые по стропилам досками и по ним - тесом по войлоку, удачно гармонировали со строгим иконостасом и паникадилом. Крышу храма украшали две главки с золочеными крестами, стены были окрашены масляной краской. Вход начинался с крытой железом паперти, над которой находилась устремленная ввысь звонница на деревянных колонках с решетками и подшивным потолком, с деревянными площадками с поручнями.

Кроме самого здания церкви, монастырский комплекс включал в себя келии сестер, помещение одноклассной церковно-приходской школы для девочек и другие  хозяйственные постройки.

Одноклассная церковно-приходская школа при монастыре начала работать 5 октября 1895 года. Ее здание, обращенное на запад, на большую открытую лужайку, где находилась церковь  Преподобного Сергия и корпуса монастырских помещений, состояло из нескольких отдельных комнат, расположенных по обе стороны  вдоль длинного коридора. Сначала шла большая классная комната, далее - рукодельная, спальня, столовая, две комнаты для учительниц, и две комнаты для живущих при школе послушниц, сени и кухня с плитой.

Заведующими школой и попечителями на протяжении всего времени ее существования состояли игуменьи монастыря. Руководительницей школы была назначена м. Анатолия (Абросимова) . Законоучителями были священники Сергиевской церкви, окончившие курсы Московской духовной семинарии. Другие уроки вели учительницы из рясофорных*** монахинь  и послушниц, имевших образование епархиальных училищ. А уроки пения обычно проводились регентшами местного монастырского хора.

Матушка Епифания, основательница школы, до революции и некоторое время после продолжала жить в Москве и приезжала лишь время от времени проверить дела управления хуторским хозяйством. Непосредственное управление хутором по уставу было возложено на старшую монахиню, живущую на хуторе постоянно. В послереволюцинные годы это была м. Татьяна (Абросимова), а после ее смерти м. Елена (Климашина)****.

Почти все монахини, проживавшие на хуторе, происходили из крестьянских семей и были по большей части неграмотны или малограмотны. Лишь две монахини составляли исключение. Они были не только грамотны, но и имели специальное педагогическое образование. Это была м. Анатолия (в миру Зинаида Алексеевна Русанова) и Мария Евминиевна Лазаркевич. Мать Анатолия была родом из Рязанщины, города Ранненбурга. Она окончила епархиальное училище со званием учительницы; за долгу и успешную педагогическую деятельность имела награды. Мария Лазаркевич была родом из Каменец-Подольской губернии, где церковное образование было поставлено очень высоко. Она также окончила епархиальное училище и с 1893 года преподавала в церковно-приходской школе.

В школе обучались только девочки - воспитанницы монастырского сиротского приюта и дети из близлежащих селений. Среднее число учащихся колебалось от 23 до 27 человек (по другим источника - от 20 до 30 детей). Учение в школе всегда начиналось 1 сентября молебном. Ежедневные занятия проходили в стенах школы с 9 утра до 3-х часов дня и велись по распределению, изданному Святейшим Синодом.

При школе имелась библиотека для внеклассного чтения. В ее состав входили  книги преимущественно духовного, исторического и бытового содержания. Для лучшего усвоения учебного материала использовались наглядные пособия: картинки священной истории, географические карты Российской империи, Палестины, всех частей света, глобус, торговые счеты и другие учебные пособия.

Жившие при монастыре воспитанницы, обучавшиеся в школе, пользовались полным монастырским содержанием. Приходящим же детям дозволялось в сырую погоду обсушиваться у плиты на кухне, ночевать в школе в дождь, в сильные морозы, а также после всенощной, или во время весеннего половодья. Все дети, без исключения, ежедневно обедали в монастыре, а иногда и чаевничали. Наряду с этим монастырь одевал и обувал всех девочек, выдавал им книги, другие учебные пособия и сумки для их ношения.

Школа содержалась исключительно на монастырские средства. Весь расход - строительство, ремонт, отопление, освещение, покупка классных принадлежностей и учебных пособий, полное содержание живших воспитанниц и находившихся при них послушниц, а также учительниц - оплачивалось из монастырской казны.

На святки для детей нередко устраивалась елка, которая впоследствии была заменена праздничным угощением для девочек с пением гимнов, религиозных стихотворений и детских песен. 7 июня, в День Рождества Иоанна Предтечи, все воспитанницы и учащиеся отправлялись в Москву, в Ивановский монастырь. Организовывались также паломнические поездки в Троице-Сергиеву Лавру.

Обучение в школе обычно заканчивалось в первой половине мая. И хотя девочки не получали навыков определенного ремесла, из школы они выходили большими рукодельницами. В течение всего учебного года в школе им прививалось умение, необходимое для крестьянского быта: вязание чулок, шитье белья и платьев, вязание крючком и вышивание крестом.

Монастырская школа пользовалась большим авторитетом у местного населения, чем находившиеся поблизости земские школы, поэтому в нее стремились отдать своих дочерей практически все жители близлежащих селений. Некоторые выпускницы по окончании школы поступали послушницами в Ивановский монастырь, другие - отправлялись учиться в епархиальные училища и гимназии, большинство же, по достижению возраста, выходили замуж, или оставались при родителях и занимались крестьянским трудом.

К 1911 году на монастырском хуторе располагались: церковь, флигель для церковнослужителя, дом, келии, школа, больница, скотный двор, конюшня, птичник, баня, прачечная, сторожка, погреб.

-------------------------------------------

* Урусов Петр Александрович (1810-90), князь, сын князя Урусова, президента Московской дворцовой палаты. Петр Урусов был адъютантом А. Х. Бенкендорфа, поручиком лейб-гвардейского Драгунского полка, прикомандированный к отряду А. В. Галафеева. Дом Урусовых славился радушием и гостеприимством, его в 1827 часто посещал Пушкин. Петр Урусов был одним из «шалунов из молодежи», которые в 1836 году рассылали «анонимные письма по мужьям-рогоносцам». Получил такое письмо и Пушкин, так ведь не со зла: просто хотелось поиграть.
** Накат - настил поверх балок, под который подвешивается потолок.
*** Рясофор - ношение в монастыре монашеской рясы с клобуком без постриженья.
**** Баталов А.А. и др. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. - М., 2005.

Продолжение следует...

Часть 1. Хутор Чернецово до революции
Часть 2. Хутор Чернецово. Начало репрессий
Часть 3. Хутор Чернецово. Виноградово. Ссылка и возвращение сестер
Часть 4. Хутор Чернецово. Виноградово. Сокрытие главы Сергия Радонежского

Чернецово, Новодачная, хутор Ивановского монастыря, краеведение, Долгопрудный

Previous post Next post
Up