Ярославль. Гашек

May 10, 2012 13:57


Жанр путевых заметок в России сложился не сразу, как и сама Россия. Паломники по святым местам, купцы и послы в другие страны оставили нам свои "хожения", "скаски" и "статейные списки". Сегодня эти формы выглядят архаично и никого не привлекают. Вот и приходится изгаляться. Популярные блогеры услаждают глаза своих многочисленных читателей фотографиями из разных уголков Земли. Модные писатели нашпиговывают текст экзотическими подробностями увиденного.



Василий Гагара и вовсе начал свое писание с откровения: "И жих от юности своея житие свое блудно и скверно препроводил, аки свиния в кале греховне пребых, блуд творяше безпрестанно: не имех бо ни среды, ни пятка, не торжественнаго божия праздника, многажды впавши в блуд и бываше с мужеским полом и з женским, с русским же и бусурманским, и скоты многими прегреших блудом". Я же за аудиторией не гонюсь, поэтому в очередной поездке ничего не фиксировал в блокнот. Чукча решил побыть читателем. И всю дорогу я читал книгу, специально подобранную по такому случаю. Едем мы в Ярославль - значит, надо почитать какого-нибудь Ярослава. В общем, можно было бы поведать, как я выбирал из множества кандидатур, но, во-первых, кроме Гашека я не знаю никого, а во-вторых, именно он был в домашней библиотеке.

Надо сказать, что Гашека я не люблю. Тут и досадные воспоминания об олимпийском финале Нагано-98, и эстетическое неприятие раблезианского стиля. Но ради Ярославля...

Город с тысячерублевой историей

Обычно все наши вояжи начинаются с вокзала - железнодорожного или автобусного. Но на сей раз точкой отправления стал банкомат, который извергал из своего металлического нутра зеленые купюры с видами заветного Ярославля. Увы, вскоре они будут разменяны на Архангельски и Петербурги, а затем и вовсе раздробятся на Красноярски.



А уж теперь на вокзал, попутно поминая недобрым словом Кукушкина. Взять билеты почти за месяц, чтобы потом ехать на верхней полке! Потому что Илья изменил маршрут и сдал свой билет. Короче, из Волгограда я вновь выезжаю в одиночестве. На кукушкинском месте лежит симпатичная девушка. Даже старушки столько не лежат. Поезд до Москвы шел дольше суток, а попутчица за все время раза три отрывала бедра от ложа. Пришлось и мне безвылазно сидеть, лежать, ворочаться на верхней полке. Что там у Гашека про путешествия? "Коротка дорога, если веселье и смех спешат рядом".

А дальше Ярославский вокзал в Москве. Я оценил количество радиостанций в столичном эфире - мой телефон поймал 29, пока я просидел полночи в зале ожидания. Тут и зарубежная попса, и русские романсы убийц и воров, и сказку рассказывают, и новостями пугают. Едем на электричке. Множественное число глаголу придал явившийся из Саратова Пикус.

Медвежья услуга князя Ярослава

В некой разлинованности нотной

Нежась наподобие простынь -

Железнодорожные полотна,

Рельсовая режущая синь!

Это Цветаева выручает не написавшего ничего к теме Гашека. А у нас есть четыре часа на разглядывание просторов за окном. Мокро - талая вода еще стоит в ложбинках. И вот мы снова у родимой Волги. В гостинице нас ожидает четверо сокомандников, прикатившие с Невы. Мы собрались, чтобы принять участие в фестивале "Нехрустальная сова". Призы победителям - это фигурки сов, выполненные не из хрусталя. Одну из таких я увез с собой. Нет, выиграть не получилось, красть тоже не привык. Однако Илья, извиняясь за доставленные в этой жизни неудобства, подарил мне деревянную птаху.



Основная игра завтра, поэтому в первый день просто вспоминаем, как "крутить" в таком составе. Это удается легко, хотя в расстановке сил чувствуется привычный крен в гуманитарную сторону. Но это традиционное преобладание ахматовского над мехматовским в душе "Сирина".

А вот и 30 апреля и рейтинговый турнир - 3/4 дистанции идем достойно, но потом за один тур "сливаем" все, что заработали, хотя и остались выше нескольких команд, которые изначально котировались выше нас.



Ярославль не столь успешно преподносит свою древность, как Новгород. Хотя есть и белокаменный кремль, и Красная площадь, и много церквей. По преданию, князь Ярослав убил у впадения Которосли в Волгу медведя. Шаман, состоявший в "Единой России", проклял Мудрого правителя и всю округу заодно. Но Ярослав читал книжки и в предрассудки язычников верил слабо. Он заявил, что все грехи свои он отмолит, и приказал построить целую вереницу церквей на расстоянии 200 м друг от друга. Конечно, метрической системой правитель не пользовался. Но расстояние примерно такое - определялось оно так: докуда дотянется предзакатная тень от креста на маковке первого храма, там и строить второй. Так и образовалась святая нить Ярославля, на которую зодчие нанизывали церкви.



Ярослав Мудрый один из самых симпатичных персонажей русской истории. Во-первых, привлекает в нем покровительство просвещению. Во-вторых, формируется законность. В-третьих, привлекателен князь и своей личностью. Не в пример своему канонизированному папаше Владимиру. Со "святым" батей у Ярослава были, мягко говоря, недружеские отношения. Видимо, не простил Мудрый Красному Солнышку то, что тот надругался над его матерью. Надеюсь, на высшую справедливость. Пожалуй, крестителю Руси в небесном сонме святых, несмотря на земную протекцию, места все ж не нашлось. И сидит он теперь в чану.

- А разве мы были во Владимире? - удивилась Марина Попова.

- А кто говорил, что "Владимир раскинулся по Клязьме на 18 километров"?



На месте убийства медведя стоит большой камень, которому 200 млн. лет. Однако на основании этого ярославцы не стремятся завышать возраст своего города, довольствуясь миллениумом. А вот на звание города воинской славы Ярославль претендует, не понятно на чем основываясь. В центре развешаны плакаты, заверяющие нас, что Ярославль достоин этого титула. Впрочем, и в Волгограде пользуются теми же методами. Новый министр спорта нашей области Андрей Попков заявил:

- Очень много работы предстоит сделать. Но, как говорят психологи, если что-то зафиксировать, будто оно уже сделано, так оно и будет. Поэтому мы проводим акцию под лозунгом «Чемпионату мира в Волгограде быть!».

В Ярославле очень хорошая набережная, построенная, по всей видимости, на деньги "Газпрома" к юбилею.



- Может, вы и привыкли к волжским просторам, а я соскучилась, - сказала Марина, направляясь к берегу. - Летом планирую приехать в Волгоград.

Из достопримечательностей нынешнего века можно в Ярославле отметить надземные пешеходные переходы. До сих пор я еще никогда не пользовался лифтом, чтобы пересечь проезжую часть.

Ночь, дремавшая глубоко в недрах земли, вылезла из всех щелей, из всех подвалов и поднялась над городом. Заканчивается наше пребывание в Ярославле. 30 апреля, 23:57 - отправление поезда. Гашек, заканчивай эту главу сам.

"Завтра Первое мая! Франтик заснул под грудой красных гвоздик. Покойной ночи, Франтик, завтра Первое мая! <...>

К вечеру смертельно бледный Франтик вернулся домой и отдал отцу скудный остаток денег. Отец избил его так, что мальчик не мог двигаться.

Потом отец снял с него галстук, нацепил его сам и, с гвоздикой в петлице, ушел в трактир, потому что было Первое мая, и он, как пролетарий… и т. д.".

Москва 60-х

Ночью снился Вассерман, который, кстати, ехал тем же поездом. В моем видении он повредил колено, а я ссердоболился и начал перевязывать ему рану, приговаривая: "Анатолий, я вас уважаю, но, если вы еще раз станете призывать переименовать мой город в Сталинград, пеняйте на себя!" Вассерман плакал в раскаянии.

"- Если бы не мысль о том, что хорошенько наговорюсь, лучше проспать весь день. Какой к черту толк от этого первого мая!

- “Май - пора любви», - возразила советница, которая начиная с тридцатилетнего возраста регулярно читала семейные журналы для женщин. - И птички щебечут…

- Отвяжись от меня со своей ерундой!

Так провел первое мая советник Мацковик". (Я. Гашек.)

Треть команды мы оставили в Ярославле. Оставшиеся прибыли в праздничную столицу. На станции Комсомольской девушка Алина (так было написано у нее на табличке) собирала народ для участия в демонстрации. А у Белорусского вокзала девушка Илья (ну у нее тоже была табличка) группировала людей повзводно.

Увы, книжные магазины, так манившие нас, были закрыты. Тогда мы решили направить наши стопы на фестиваль комиксов. И восьмистопным ямбом мы отправились на Винзавод. Такое одностишие. Можете его не заучивать, в избранное вряд ли попадет. "КомМиссия" проходила в бывшем винохранилище. Мы понабрали кучу бесплатных брошюрок с рисованными историями, которые были полны дерзких и новых мыслей об опасности фашизма и важности толерантности. Увы, теперь Винзавод производит арт-уксус.



Зато кое в чем нам повезло несказанно: мы совершили очень приятное путешествие в прошлое, оказавшись в Москве 1960-х. Во всяком случае, такой она видится нам по старым кинофильмам. Праздничная горячка очистила город от суетливых людей. Кого-то вымело на природу, кого-то сгребло в кучу на площадях. А улицы остались нам. И даже в метро было малолюдно. Если б не рекламные плакаты на сводах, вполне можно было прогуляться по пустому эскалатору, напевая "А я иду, шагаю по Москве". Ретро-Москва нам очень понравилась. Когда там следующий праздник?

Теперь мы бросаем в первопрестольной Пикуса и едем втроем: я, Илья и Даша - в родной город. На дорожку, скрепя сердце, покупаем горячий обед. Обед-то вкусный, да денег жалко.

"- Румыния, Турция, Болгария, Греция не могут получить ни гроша в кредит, а вы хотите, чтобы я прибавил вам жалованье!" (Не помню, то ли Гашек, то ли мое начальство.)

Rus не играет в хоккей?

Уже упомянутый главный спортивный чиновник нашего региона также заявил, что в Волгограде проходит хоккейный турнир, по накалу не уступающий чемпионату мира. Нам повезло ехать в одном вагоне с юными мастерами шайбы и клюшки. Провожавший нас Антон сочувствующе кивнул нашему везению. Мы мысленно пожелали ему дружеской компании из баскетболистов.

Дети галдели, не переставая. Жирный защитник напротив нас то и дело канючил у мамы пищу. Тренер периодически проходил наводить дисциплину. Но чем дольше заседала компания взрослых за своим столиком, тем более адекватными на фоне сопровождающих выглядели пацаны. Пьяный тренер попытался съесть одного игрока. Возможно, в шутку. Возможно, просто потерял на него документы и решил замести следы.

- Ну вы можете угомонить их или нет?! - не выдержал пенсионер, тщетно пытавшийся уснуть.

- Да это же дети! - вспылила посторонняя женщина, чье отзывчивое сердце не дает пройти мимо ни одной свары. - Лежите себе там!

- Уймите коллегу, если она перебрала, - посоветовали из первого лагеря.

- Да мне стыдно, что в нашем Сталинграде могут быть такие люди! - вспылила женщина.

Хоккеисты свесились с верхних полок, наблюдая за перепалкой. Так и ехали.



Мы приехали домой. Мы живем не в Сталинграде. Нет, мы живем в мирном Волгограде. Тем же, кто ностальгирует по прошлому поименованию, напомню, что именно Сталин не дал эвакуировать моих земляков. Горожане остались в пылающем городе. И про это тоже надо помнить. Пока я дописал, уже отгремел салют Победы. Всех с праздником. А за Победу спасибо.

ЦФО, Ярославль

Previous post Next post
Up