МК по изготовлению гипсовых отливок.

Sep 13, 2008 14:03

Продолжая тему.
Для удобства рассмотрим технологию на конкретном примере.
Чем спекание отличается от моллирования и т.п. - здесь

Картинок почти нет. Вместо них - кривые схемы. Вы меня извините, но диплом, зараза, свое берет, если обновлю - напишу тут красным шрифтом. Некоторые подсказки есть в предыдущих постах, начиная с "Березовых листьев в стекле".
Понимаю, что без них туго, но потерпите, потом станет понятно, а пока эта инфа сгодится для тех, кто хотябы что-то понимает в этом деле...



Материалы:
-пластилин
-гипс (любой - строительный, профессиональный, etc - какой найдете, тот и юзайте, потом сами разберетесь, что лучше)
-вода
-вазелин/растительное масло/машинное масло
-картон/картонная коробка/пластиковая емкость - то, что будет удобно в качестве внешней формы
-емкость для смешивания гипса - либо ненужное ведерко, либо половинка мячика - то, откуда легко будет удалить остатки гипса
-респиратор и латексные перчатки - для защины, по желанию (настоятельно рекомендую)

До написаннго: привожу пример изготавления плоской формы, т.е. рельефа, для объемных сделаю отдельный МК, но только тогда, когда сама этим займусь.

1. Берем пластилин и лепим то, что нам надо. В данном случае - рельеф. Единственное, что нужно здесь отметить: избегайте появления замков в форме, для пояснения вот картинка разреза рельефа:


замОк - выемка в рельефе, куда затечет гипс, а затем, при вынимании формы, либо оторвется сам, либо оторвет вместе с собою и пластилин, что приведет к полному или частичному разрушению формы. Т.е. все края должны быть заглажены, все боковые ребра должны быть перпендикулярны взгляду.

2. Берем внешнюю форму, на 1,5-2см шире рельефа. Высота зависит от толщины рельефа. Здесь такой момент: если гипсовая отливка нужна, чтобы затем отлить в ней фипсовый аналог изначального рельефа, то "припуски на швы" могут быть небольшими, а если мы хотим сразу получить форму для стекла, то толщина отливки выясняется экспериментальным путем - слишком тонкая форма потрещит, слишком толстая не прогреется и стекло в ней нерасплавится. Обычно около 1,5-2 см для тонких и 2-4 и более - для толстых.
Внешняя форма не должна иметь швов - все их следует заклеить скотчем и промазать пластилином, а то вытечет нафихххх.
Плотно устанавливаем пластилин на дне (прилепите так, чтобы не всплыл потом) и густо промазываем все маслом/вазелином - на ваш вкус.

3. Расстилаем защищающий интерьер кусок целлофана или газеты, или идем пакостить во двор на даче)))) На глаз берем кол-во воды, равно половине объема будущей формы, и такое же кол-во гипса или чуть больше. Т.е. пропорции вода:гипс - 1:>1 ( у разных гипсов по-разному). В налитую в ведерко воду аккуратно и быстро начинаем сыпать гипс так, будто просеиваем муку. Он начнет быстро погружаться в воду. Как только вы увидите, что из-под воды начинает расти нерастворимая гипсовая горка, перестаем сыпать и бросаемся обеими руками быстро-бысто перемешивать и разминать комочки - все до последнего!

3. Встряхиваем ведерко пару раз - на поверхность всплывут пузырьки, удаляем их рукой и медленно, но верно заливаем нашу форму. Тут же проходимся пальцами по пластилиновой форме, погруженной в гипс, чтобы удачить крупные пузыри. Затем несильно встряхиваем форму и мерно постукиваем по стенкам коробочки - все это нужно, чтобы удалить как можно больше воздуха из слепка.

4. Через какое-то время гипс уже начнет затворяться, т.е. застывать. Еще некоторое время спустя он затворится окончательно. Сигналом к этому станет его нагревание. Обычно именно в этот момент удаляют внешние картонки, переворачивают и достают пластилин. Тут важно поймать момент: слишком рано - повредите гипсовую форму, слишком поздно - расплавленный от нагрева гипса пластилин сильно повредится (вдруг вы намерены делать несколько слепков с него?), еще совсем поздно - все схватится нафиххх, пластилин остынет - и фигушки вы оттуда что-то вынете, разве что расковырять...

5. Итак, перед нами: извлеченная пластилиновая форма и ее гипсовый слепок. Проверьте следующее: иногда крупные пузырьки все же остаются на слепке, обнаружте их, разведите немного гипса и закройте их.
Теперь гипс надо медленно и долго сушить, пока не испарится вся вода, что входит в его состав. Для начала - денек на солнышке, а потом можно и в духовке с конвекцией, или в бане, или на печке. Сигналом к окончанию сушки будет характерный звон, издаваемый им при постукивании костяшками пальцев, а также приобретение белого цвета.

6. Теперь форму можно немного дошлифовать, подрезать, выточить какие-нить узоры и т.п. А далее - вам решать: либо вы уже именно эту форму будете юзать для моллирования и т.п., либо хотите ее доработать, ведь слепленная вначале пластилиновая штуковина не такая уж и ровная, иногда на ней остают ся следы пальцев и т.п.
Так что теперь пути расходятся - либо в песь со стеклом, либо мучения наши продолжаются в пункте 7 и далее ;-)

7. Сухую отшлифованную гипсовую форму, без замков и закрытыми пузырями и прочими дефектами, густо смазываем вазелином или маслом, или еще-чем-нить. Иногда повторно, т.к. гипс впитывает. Готовим гипсовый раствор, заливаем его в углубление, т.ак же трясем, так же ждем и извлекаем форму, идентичную пластилину. Сушим (до звона и хруста))))

8. Шлифуем, радуемся жизни, дорабатываем, дорезаем, не забываем об опасности замков и т.п.

9. Опять готовим внешнюю форму, прилепляем на дно наш окончательно ображенный объект и точно так же, как и раньше, заливаем его поверх гипсом. Только вот вынимать советую, когда гипс еще только начинает греться - в этот момент он еще немного хрупкий. Сушить, закрывать пузыри и т.п. - все так же.

10. И вот эта вот внешняя форма - окончательная, сама качественная, в ней-то и следует затем моллировать стекло, а обработанный аналог пластилиновой формы использовать для тиражирования - многократной отливки подобных форм.

Если суммировать вышесказанное, то вот этапы работы:


1. Пластилин
2. Пластилин в коробочке для отливки
3. Готовая отливка внешней формы
4. Отливка внутренней формы
5. Внутренняя форма (идентичная пластилину) и ее обработка (дорезка, шлифовка).
6. Обработанная гипсовая форма в коробочке для отливки.
7. Две готовые формы: внешняя - для тиражирования внутреннего слепка или для моллирования, внутреняя - для тиражирования внешней формы или тоже для моллирования, или для покраски и декора интерьера.
Надеюсь, это сделает описание чуть более понятным :-)





Нашла две картинки)))) Оригинальный пластилин и его первая отливка. Желтым фломастером как раз отмечала пузыри для последующего закрытия.

Ну вот еще из предыдущих постов, чтобы картинки не грузить напрямую - ссылки на них:
http://radikal.ru/F/i019.radikal.ru/0807/27/ba07096d1c2a.jpg.html - слепок камеи
http://radikal.ru/F/s43.radikal.ru/i100/0809/49/62639762555b.jpg.html - слепок с цветами
http://sirickss.livejournal.com/26149.html - пост про березовые листья

Вот примерно так. Примечания:
- на самом деле я как правило останавливаюсь на 6 пункте, гемороиться дальше мне нет резона, но бывают ситуации, когда приходится
- все это применимо не только для стекла - в этой технике вы можете налить гипсовых рельефов для украшения интерьера, еще чего-нить
мое дело показать, а для чего - это вам решать
- меньше траблов возникает при использовании латекса, но это совсем другая песня, так что если надо - ищите ее слова на просторах сети, здесь пока МК обещать не могу
-гипсовае формы для моллирования - одноразовые, полностью разрушаются в печи; если добавить в них шликер (фарфор) или кварцевый песок, то их можно будет юзать многократно

На пока все.
Следующая статья - непосредственно про печь.

околостекольное, туториалы, ~гипсовый слепок

Previous post Next post
Up