Фотография на стекле

Sep 12, 2012 16:39




Художники такие художники, ага)))
Сегодня хочу рассказать про сильно творческие посиделки, имевшие место в минувшую пятницу и вчерашний вторник. Результатом двух дней напряжённой работы стал один(!) удачный фотоснимок.

С Ирой parabim_parabam мы познакомились через ЖЖ на почве любви к стеклу.
Ира - фотохудожник, помимо всего прочего занимающийся амбротипией, т.е. фотографией на стекле, получаемой с применением коллоидного серебра.
В прошлом году мне впервые выпало счастье поучаствовать в этих экспериментах, и вкратце ощущения были описаны здесь , результаты - тут .
Адский труд и для художника, и для модели. В чём вы скоро убедитесь, потому как на этот раз мы не поленились отснять большую часть процесса и сопроводить картинки некоторой инфой по теме.
Инджой, как говорится :-)

Амбротипия («бессмертный отпечаток») - один из первых способов получения фотографии, появившийся в середине 19-го века.
Сейчас же этот вид фотоискусства привлекает опытных фотографов, которые, как все настоящие художники, постоянно находятся в творческом поиске. Процесс в крайней степени сложный, увлекательный и мало предсказуемый.

Студия находится в сталинском доме с высокими потолками, в обычной квартире, уже не жилой. Но домовой присутствует:






Охраняет всяческий стафф, сваленный к его ногам:






Тематическая живопись, акаже:



На этот раз в одной из комнат раскорячился фотоаппарат ещё большего размера, чем предыдущий.
Диаметр линзы объектива тоже немалый.






Размер неинтерактивного экрана равен размеру стекла, на котором отпечатывается изображение. На фото видно отогнутую рамку-держатель для кассеты со снимком:



Размер, кстати говоря, немалый:



Для сравнения: стёклышки на первом плане были в прошлый раз, на дальнем - теперешние.



Теперь представьте, каково это, бегать по мастерской с таким вот стеклом, когда вокруг одни дверные косяки, раскоряченные ногЫ осветителей, фотоаппарата и ассистентов и паутина проводов:



Огро-о-ооомный длинный хобот, заботливо поддерживаемый рулоном бумажных полотенец)))






Для освещения используются фотозонты с циклопического размера лампами.



Колокольчик :-)



Взгляд в сторону рабочего пространства:






Надо понимать, что нигде этому не учат, всё является личными разработками, полученными в результате длительной экспериментальной работы. Однако Ира иногда устраивает семинары, на которых можно ознакомиться с этой техникой вплотную :-)

Вся студия, как и положено, завалена разной степени необходимыми ништяками навроде отражателей, косметики, реквизита:






Среди отражателей, зеркал, медных объективов и прочих манекенов видна пятничная неудачная фотография, используемая как образец для сегодняшней работы:



Ира планирует сделать к выставке, которая пройдёт в середине октября в Зеленограде, серию портретов под названием «Альтер-эго».
На каждой фотографии - человек и симпатизирующая ему ракушка.
Вот они, красавицы:



Огромные, фактурные, красивые.
Эта ждёт дредастого или ирокезоносного компаньона:






А это - мой напарник, его величество Наутилус:



И ведь опять всё не просто так)))
Когда в институте мы проходили моллирование и дошли до темы отливки объёмных скульптур, моими первыми работами были совёнок и наутилус!

В пятницу мы сделали, кажется, 3 или 4 фотографии, пока не кончились реактивы, но Ире они понравились лишь в общих чертах, потому решено было всё переделать во вторник, позвав на подмогу ещё двоих таких же ненормальных увлечённых фотографов.

Итак, процесс пошёл.
По прибытии в студию вижу, как гримируют партнёра.
В пятницу он яростно бликовал и всяко вылетал из снимка, потому сегодня его решено безжалостно запудрить, сравняв нас по тону:



Принимаюсь делать то же самое с собою.
К счастью, фотографировали только половину меня, потому можно одну половину и закрасить))) Но закрасить яростно.
Специфика амбротипа в том, что всё отстоящее от плана с резкостью на несколько сантиметров растворяется и уходит в никуда. Но там, где резкость есть, будет видна каждая пора, каждый волосок. Потому сначала густой слой тонального крема, тонна пудры, довольно широкая линия подводки и чОрныя бровэ, ну и ресницы тож.
На половину себя ушло около 30-40 минут.

Садимся, смотрим друг на друга влюблёнными глазами, пока фотографы выверяют композицию.






Вот так всё выглядит на экране фотоаппарата.
Картинка перевёрнута и по вертикали, и по горизонтали:



…После нескольких неудачных дублей Роман замеряет яркость света спотометром.
Необходимо добиться того, чтобы обе черепушки, лапки и все прочие детали были примерно одного уровня освещённости.






Для этого снова гримируем Наутилус, на этот раз уже мрачными коричнево-красными тенями.
Амбротипный фотоаппарат синий цвет делает белым, а красный - чёрным. Потому всё, что нужно сильно затемнить, целесообразнее покрывать красными оттенками.
Затем долго и весело все прыгают с осветительными зонтиками, поднимая и опуская их, перемещая по комнате дальше-ближе, а также меняя количество включённых ламп.
Мы с Н. терпим и медленно покрываемся равномерным загаром.



В какой-то момент бурных дискуссий на тему того, куда что двигать и кому куда идти, в студию заглядывает гость Кирилл, огромадный специалист по оптике, с вопросом не подрались ли мы ещё или уже?
Таки творческая обстановка - это всегда нечто весьма специфическое., для человека науки тем более)))



Мэтр пленочной фотографии Евгений играет в Бэтмена наводит резкость, укрывшись чОрным плащом и надев спецовые очечи:






Модели на месте в состоянии полной боевой готовности, т.е. совершенно неподвижны. Но вы ещё не вполне понимаете, что именно это значит)))
С самого начала поза придаётся не произвольная и парящая, а такая, в которой можно просидеть пару часов почти без движения с возможностью легко её восстановить до мельчайших деталей в случае чего. Шесть минут для каждого дубля надо сидеть неподвижно вообще и 10-20 секунд совсемвааще не двигаясь и стараясь не то что не дышать, а не позволять собственному пульсу хоть сколь-нибудь сдвинуть тушку из положения полной фиксации в пространстве.

Именно поэтому голова покоится на руках, а руки - на подставке.
Но и тут не успокоюсь и скажу, что в процессе уточнения позы на стул подкладывалось разное количество книг (но в основе всего - мегатом Кулика, акакже))) Потом понадобилась подставка под руки - чашечка. Чтобы чашечка не бликовала, её обернули бархатным чехольчиком из-под чего-то, тщательно убрав все складки.
Перфекционизм - тяжёлый диагноз, позволяющий получать достойные плоды в любой деятельности.

Так что когда вы в следующий раз подумаете о том, какая перед вами простая и незамысловатая фотография, попытайтесь представить, как долго и сколько человек трудились над этой простотой и незамысловатостью.

Итак, мы с братом по разуму сидим, не дыша и стараемся много не болтать.
Замеры проведены, расчеты выполнены. Ира отправляется готовить стекло. Все операции с ним происходят в ванной, где хранятся все реактивы и прочие причиндалы.



А ещё там хранится обожаемый наладонный котЭ! В прошлом году закупила у Юли artglinka таких целое стадо и раздаривала всем нуждающимся в срочной кототерапии)))



Так вот. Сначала стекло нужно тщательнейшим образом вымыть жижкой для мытья всего:



Затем прополоскать, протереть и отполировать смесью спирта и мела. Ни в коем случае не должно быть царапин, даже мельчайших.









Теперь полированное стекло протирается просто спиртом:



Дальше ванная комната герметично задраивается и все манипуляции происходят при тусклом красном свете:



На стекло наносится коллодий:



Затем стекло очувствляется, т.е. опускается в серебряную ванну на 4-5 минут (время замеряется секундомером). Речь об этом деревянном ящике с крышечкой:



При этом на поверхности пластины образуется плёнка из активных солей серебра, восприимчивая к свету.
Стекло устанавливается в кассету, состоящую из рамки и непрозрачных чёрных шор:



Все эти 5-6 минут я сижу, не двигаясь и дыша с осторожностью.
Что-то стреляет в спине, руки затекают, ноги явственно отваливаются.
Прибегает Ира и вставляет кассету в фотоаппарат. Всё надо делать быстро, пока реактивы не скукожились.
Объектив закрывается крышечкой, Роман большой картонкой организует тень на моей спине, Евгений сливается с пейзажем, Кирилл вовсе предпочёл покинуть поле боя. Вынимается чёрная шора из кассеты, обнажая чувствительную плёнку на стекле. Ира командует «На старт... Внимание... Поехали!», нажимает на секундомер и открывает объектив.
Время выдержки зависит от множества параметров. В прошлые дубли мы пробовали 10-12 секунд, но сейчас решили рискнуть на 20.
Двадцать секунд без дыхания при постоянном контроле пульса. Моргать зато можно - уже радость)))

Но не моргают и не дышат все участники процесса.
Звонит чей-то телефон, отчего неудержимо хочется ржать.
Всё, закончили упражнение.

Ира закрывает объектив.
Дружно выдыхаем и подбираем отвалившиеся конечности. Кассета вновь закрывается чёрной плёнкой, вынимается из фотоаппарата и уносится в ванну.
Там при свете красных ламп стекло извлекается и поливается проявителем. В течении нескольких секунд начинает проступать полупрозрачное изображение. Это восстанавливается серебро. Чем ярче световое пятно, тем больше там серебра. Участки тени остаются чистыми.

В какой-то момент фотограф решает, что хватить, и смывает реактив водой.



Можно включать свет и опускать пластину в кювету с фиксатором. Видно, как постепенно растворяется белая дымка и проявляется рисунок. Дно кюветы выкрашено чёрным для удобства восприятия.



Здесь же смывается лишнее серебро с оборотной стороны. Даже видео есть с процессом фиксирования и очистки! It`s a kind of magic :D

image Click to view



Результат работы, тот самый последний, удачный снимок:






Теперь можно смывать фиксатор прополаскиванием в воде:



Вот так выглядит фотография вне чёрного фона (это другой дубль, но смысл тот же):






Теперь пластина устанавливается в держатель, где лишняя вода постепенно стечёт и испарится. После этого сторона с серебром покрывается лаком и чёрной краской.
Иногда фотографируют на чёрном стекле, но нам не удалось найти такое, чтобы поверхность была ровной и цена приемлемой. Иногда просто подкладывают чёрную ткань.



Поскольку это всё было только вчера, готовую фотографию покажу чуть позже :-)

...И так шесть или семь раз, с вариациями позы, композиции в целом, света и макияжа.
Совсем неудачные стёкла просто смываются и следующие дубли делаются на них же. О цене реактивов при этом лучше даже не вспоминать.

Когда я говорю о тяжком труде художника, подразумеваю что-то в этом духе. Ведь всё это обычно остаётся за кадром, а заглянуть туда удаётся не часто.
Надеюсь, вам было интересно это сделать :-)

стекло, 2012, места и люди, лытдыбр, Щастье))), интересное, туториалы, вдохновение, pro foto

Previous post Next post
Up