Сергей Брин и Гугл

Oct 15, 2008 13:49



Судьбы основателей Google Сергея Брина (Sergey Brin) и Ларри Пейджа (Larry Page) - замечательный пример того, как научный талант, творческий поиск, смелость и любовь к эксперименту способны проложить путь к успеху. Поистине, стремительный взлет двух молодых миллиардеров можно назвать воплощением традиционной американской мечты в век компьютеров и Интернет.



Если один из создателей Google является урожденным американцем, то второй - выходец из России, вернее, бывшего СССР. Сергей Михайлович Брин родился 21 августа 1973 года в Москве в семье еврейских интеллигентов. В 1979 году семья эмигрировала в США. Отец стал профессором математики в Мэрилендском университете, а мать - научным сотрудником в Национальном агентстве по аэронавтике и исследованию космоса, NASA.

В Америке Сергей посещал начальную школу, где обучение велось по системе Монтессори (Paint Branch Montessori School), в Адельфи, штат Мэриленд. Учебу в этой школе он ныне считает одним из отправных пунктов своего жизненного успеха. Дополнительное образование мальчик получал дома. Родители не только помогали ему сохранить знание русского языка, но и всячески поощряли рано проявившийся интерес сына к математике и вычислительной технике. Достаточно сказать, что, хотя в начале 1980-х гг. наличие компьютеров в домашней обстановке было еще очень большой редкостью, свой первый компьютер - Commodore 64 - Сергей получил от отца в подарок на день рождения, когда ему исполнилось 9 лет. Уже вскоре он удивил школьных учителей, представив необычный, по тем временам, проект, подготовленный на компьютере и распечатанный на принтере.


После окончания в 1990 г. школы Элеанор Рузвельт (Eleanor Roosevelt High School) Брин изучал математику и информатику в Мэрилендском университете и в 1993 г. получил степень бакалавра с отличием. Затем Национальный фонд науки (National Science Foundation) предоставил Брину стипендию для выпускников высших учебных заведений, что позволило ему продолжить изучение информатики в Стэнфордском университете, штат Калифорния. В 1995 г. он получает степень магистра и продолжает работать над докторской диссертацией.

В Стэнфорде Брин почти с самого начала проявил интерес к исследованиям в области Интернет-технологий и, в частности, к поисковым машинам. Он стал автором и соавтором целого ряда работ, касающихся методов извлечения информации из неструктурированных источников и поиска информации в больших собраниях текстов и научных данных. Кроме того, им было разработано программное обеспечение для преобразования научных работ, созданных с использованием текстового процессора TeX, в формат HTML.

Решающий момент в жизни Сергея Брина наступил в марте 1995 г., когда на весенней встрече новых соискателей докторской степени в области информатики он познакомился с молодым ученым по имени Ларри Пейдж, будущим со-президентом Google. Брину было поручено сопровождать Пейджа по территории университета. Если верить анналам Google, первоначально эти двое вовсе не были в восторге друг от друга и яростно спорили, обсуждая любые темы. Однако вскоре обнаружилось, что их обоих чрезвычайно интересует проблема извлечения информации из больших массивов данных. Сергей и Ларри подружились, разрабатывая новую систему Интернет-поиска для общежития своего колледжа. Следующим важным этапом сотрудничества стало написание совместной работы “Анатомия системы крупномасштабного гипертекстного Интернет-поиска” (The Anatomy of a Large-Scale Hypertextual Web Search Engine), в которой, как считается, содержался зародыш их будущей грандиозной идеи. Среди научных трудов Стэнфордского университета эта работа занимает 10-е место по уровню вызываемого ею интереса.

В январе 1996 года, готовясь к написанию докторских диссертаций, Брин и Пейдж начали совместную работу над исследовательским проектом, призванным принципиально усовершенствовать методы поиска информации в Интернете. Поняв, что наиболее популярные данные чаще всего являются самыми полезными, молодые ученые выдвинули гипотезу, согласно которой поисковая машина, анализирующая отношения между Web-сайтами и ранжирующая результаты в соответствии с популярностью тех или иных страниц, должна быть более эффективной, чем существовавшие системы. (В поисковых устройствах, использовавшихся на тот момент, рейтинг результатов, как правило, зависел от того, сколько раз искомое слово встречалось на странице.) Новая система первоначально получила название “BackRub”, поскольку она проверяла количество и релевантность обратных ссылок для оценки информационной важности сайта. Позже она была названа PageRank.

Будучи убеждены, что самыми важными для поиска данных являются Web-страницы, на которые чаще всего дают ссылки другие страницы, сами обладающие высоким уровнем релевантности, Брин и Пейдж решили доказать правильность данной идеи в рамках своих университетских исследований. Таким образом, в основу создания ими собственной поисковой машины легла проверка научного тезиса. Изначально поисковая система была размещена на сайте Стэнфордского университета под доменом google.stanford.edu. Домен google.com был зарегистрирован 14 сентября 1997 года. Интересно происхождение самого названия “Google”, которое возникло с "легкой руки" инвесторов в результате измененного написания слова “googol”, обозначающего 10 в сотой степени. (Последнее, в свою очередь, было придумано девятилетним племянником математика Эдварда Каснера (Edward Kasner).) Собственно, первоначально Брин и Пейдж так и назвали компанию - "Googol", однако инвесторы, которым они представили свой проект, ошибочно выписали чек на компанию "Google".

В течение первой половины 1998 года исследователи занимались развитием новой, перспективной технологии. Комната Пейджа в общежитии Стэнфордского университета служила центром обработки данных, комната Брина - деловым офисом. Друзья сделали попытку продать свою идею, но она не увенчалась успехом. Тогда они написали бизнес-план и занялись поиском средств для создания собственной компании. В итоге общий размер первоначальных инвестиций составил почти $1 млн. Деньги были получены как от родственников и друзей, так и от инвесторов, включая чек на $100000 от Энди Бехтольсхайма (Andy Bechtolsheim), одного из основателей компании Sun Microsystems.


В середине 1998 года Брин и Пейдж оставили свои исследования в Стэнфордском университете (правда, Брин до сих пор официально считается там взявшим отпуск). Остальное, по их словам, - это уже история. Собственно история Google началась 7 сентября 1998 г., когда она была зарегистрирована как компания с ограниченной ответственностью. Первым ее офисом стал гараж одного из приятелей, расположенный в Менло-Парк, штат Калифорния, а количество сотрудников первоначально составляло 4 человека. При этом поисковая машина Google отвечала на 10000 запросов в день и, хотя еще числилась во “втором эшелоне”, была включена журналом PC Magazine в список 100 лучших Интернет-сайтов и поисковых машин 1998 года. В следующем году компания переехала в новый офис в Пало-Альто.

Количество удовлетворенных пользователей росло как на дрожжах, слово “Google” передавалось из уст в уста. Компании потребовались средства для расширения бизнеса. В то же время Брин и Пейдж ни в коем случае не хотели утратить контроль и допустить, чтобы Google отступила от своего главного принципа - усовершенствовать мир через открытие доступа к информации. И здесь они вновь доказали, что способны находить оригинальные решения не только в сфере новых технологий, но и в организации бизнеса. В 1999 году им удалось убедить две конкурирующие фирмы венчурного капитала - Sequoia Capital и Kleiner Perkins Caufield & Byers - профинансировать Google в одно и то же время на общую сумму $25 млн. По словам Дэвида Вайза (David Vise), соавтора книги “История Google” (The Google Story), это был классический маневр “разделяй и властвуй”. Он позволил создателям компании предотвратить возможность серьезного влияния со стороны любого из инвесторов, несмотря на то что представители обоих вошли в совет директоров.

Способность партнеров мыслить нетрадиционно проявилась и в период бума в dot.com-индустрии. Когда конкуренты компании тратили миллионы на рекламу и маркетинговые кампании во имя “создания брэндов”,  руководители Google спокойно и сосредоточенно работали над усовершенствованием своей поисковой машины и более качественным удовлетворением пользовательских запросов. Брин считал, что в плане маркетинга Google может полагаться на помощь пользователей, так как значительная часть тех, кто прибегает к услугам ее поисковой машины, рекомендуют ее другим пользователям. В результате обвал Интернет-сектора, закончившийся крахом для множества молодых фирм, не помещал дальнейшему устойчивому росту Google, которая в 2000 году вышла на уровень прибыльности. Значительную роль в этом успехе сыграло появление “ненавязчивых” рекламных текстов, располагающейся на периферии результатов поиска (в первые годы работы компании сопровождение результатов поиска рекламой не допускалось).


Брин и Пейдж несли на себе бремя управления компанией, пока количество ее сотрудников не превысило 200 человек. Летом 2001 года они передали полномочия главного исполнительного директора Эрику Шмидту (Eric Schmidt), ветерану отрасли, несколькими месяцами ранее приглашенному в качестве председателя совета директоров, а до этого исполнявшему обязанности председателя правления и главного исполнительного директора в компании Novell. Тем не менее, они продолжают твердо “держать руку на пульсе”, и ни одно важное решение не может быть принято без их одобрения. В случае несогласия партнеры во всех подробностях обсуждают спорный вопрос наедине и вырабатывают общую позицию, которую и представляют окружающим, выступая “единым фронтом”.

В августе 2004 года Google осуществила первичное размещение своих акций на бирже NASDAQ под биржевым символом (GOOG). Вновь отказавшись от проторенных путей, руководители компании проигнорировали традиционные для Wall Street методы проведения IPO, предпочтя “голландский” аукцион. Вдобавок, они успели “разозлить” Комиссию по ценным бумагам и биржам, SEC, которая была возмущена фактом публикации интервью в журнале "Playboy” в так называемый “тихий” период (период до и некоторое время после регистрации в SEC, когда запрещено заниматься рекламой). В любом случае, IPO вызвало значительный интерес со стороны инвесторов.

Непрерывный рост бизнеса Google, расширявшейся за счет приобретений и регулярно создававшей новые виды Интернет-услуг, способствовал быстрому взлету ее акций.  Начав торговаться на уровне $85, они уже через год с небольшим стоили впятеро больше. Когда компания проводила первичное размещение, Брин и Пейдж назвали своей “ролевой моделью” финансиста и мультимиллиардера Уоррена Баффета (Warren Buffett). А уже в январе 2006 года Google удалось сравняться с принадлежащей Баффету фирмой Berkshire Hathaway Inc. по рыночной стоимости. Некоторое время назад компания провела вторичное размещение акций на сумму $4 млрд. (количество акций было привязано к бесконечной цифровой последовательности в числе “пи”), что всколыхнуло слухи о возможных предстоящих приобретениях.

Правда, эксперты говорят о большей устойчивости бумаг Berkshire в долгосрочной перспективе и о дороговизне акций Google с точки зрения показателей прибыли, объема заказов и продаж. В то же время большинство аналитиков прогнозирует для акций Google дальнейший мощный рост, указывая на растущий поток доходов от рекламы и постоянное добавление новых услуг. Так, по мнению Марка Сталмана (Mark Stahlman) из Caris & Co, если компания расширит свои услуги в сферы онлайновых финансов и здравоохранения, ее объем продаж может в будущем достичь $100 млрд., а цена акций - вырасти в разы.

На фоне мощного роста акций личные состояния создателей Google в период, последовавший за IPO, продемонстрировали головокружительный взлет. С августа 2004 года Брин и Пейдж опередили по темпам роста доходов таких “китов” компьютерного бизнеса, как Билл Гейтс (Bill Gates) и Пол Аллен (Paul Allen). В 2004 г. партнеры впервые оказались в публикуемом авторитетным журналом Forbes списке миллиардеров - с $1 млрд. у каждого. В 2005 году состояние Брина уже оценивались Forbes в $11 млрд., и он разделил с Пейджем 16-е место в списке богатейших граждан США Forbes 400. Кроме того, Брин оказался вторым среди американцев в возрасте до 40 лет. Согласно рейтингу, представленному Forbes в текущем году, Брин занял 26-ю позицию среди богатейших людей мира, причем размер его личного состояния достиг $12,9 млрд. Следует отметить, что, начиная со II квартала 2004 года, когда Google готовилась к проведению IPO и до настоящего времени, Брин, Пейдж и Шмидт получают $1 в год в качестве базовой заработной платы, полностью рассчитывая на получение опционов и рост стоимости акций.

Между тем, частная жизнь Сергея Брина остается почти неизвестной широкой публике. Высокие доходы не сделали его расточительным. Он ездит в недорогой машине и довольствуется скромной квартирой. Брин увлекается гимнастикой. Кроме того, как и многие сотрудники Google, он нередко катается поблизости от офиса на роликовых коньках, а в перерывах играет в хоккей на роликах. Из одежды он предпочитает джинсы, кроссовки и спортивные куртки. Что касается кулинарных предпочтений, известно, что, поддерживая связь со страной своего происхождения, Сергей довольно часто посещает многочисленные русские рестораны Сан-Франциско.

Сергей Брин неоднократно выступал как докладчик на конференциях и форумах, посвященных вопросам науки, бизнеса и технологий, включая Мировой экономический форум. Он также принимает участие в телевизионных шоу и документальных передачах, высказывая свое мнение по поводу ситуации в технологическом секторе и будущего поисковых машин. В 2004 году программа ABC World News Tonight назвала Сергея и его партнера “людьми недели”, а в 2005 г. на Мировом экономическом форуме Сергей Брин был номинирован на титул “молодых лидеров”. Instituto de Empresa присвоил ему степень MBA.

В одном из интервью Брин сказал, что “исследования в области Интернет в наши дни представляются очень актуальными”, и он “не является исключением”. На самом деле, исключительность Брина и его партнера состоит не в том, чем они занимаются, а в том, как они относятся к своему делу. Они стремятся “быть непохожими” во всем - от знаменитого корпоративного девиза “не твори зла” (“Don't be evil”), напоминающего о философии хиппи, распространенной в США в 1960-х гг., до неортодоксальной корпоративной структуры и беспрецедентной приверженности филантропии.


С самого начала создатели Google мыслили в глобальных масштабах, стремясь при помощи новаторских технологий организовать не только Интернет (что само по себе является грандиозным предприятием), но всю систему информации, так чтобы она стала доступна каждому. В последние годы Google претерпела резкие изменения, превратившись из Интернет-поисковика в грандиозную систему, охватывающую новости, каталоги, рекламу продуктов и услуг, карты, электронную почту и т.д. Однако, как указал Брин, она не перешла в разряд медиа-компаний, но осталась технологической компанией, “старающейся применить технологии к медиа”. Компания “фундаментально работает со всем комплексом мировых знаний; просто существуют разные подходы к этому вопросу”. Поскольку в современном обществе люди не могут обойтись без информации, - от нее зависит их карьера, образование, здоровье и т.д., - влияние Google на духовное состояние мира будет, по словам Брина, становиться все сильнее.


Говоря о “непохожести” создателей Google, нельзя не упомянуть об инспирированной ими своеобразной атмосфере компании. В центральном офисе, расположенном в Маунтин-Вью, в самом сердце Силиконовой долины, известном как “Googleplex”, можно наблюдать немало “причуд”, призванных сделать сотрудников счастливее. Это и фортепианная музыка, и массаж, и широкий выбор спортивных принадлежностей, и популярный в Google хоккей на роликах, Это, разумеется, и юмор, который стал неотъемлемой чертой образа молодой компании - от смешных рисунков на домашней странице и загадок в публичных объявлениях до знаменитых первоапрельских шуток. И, может быть, самое важное: каждый член команды Google имеет право 20% рабочего времени тратить на проекты, которые интересуют его самого. Немалое число новых услуг, представленных компанией в последнее время, включая Gmail, Google News и orkut, появилось именно в результате таких независимых исследований. А Марисса Майер (Marissa Mayer), вице-президент Google по поисковым продуктам, считает, что на эти 20% времени, посвящаемого свободному творчеству, приходится не менее половины разрабатываемых в компании новшеств.

Кстати, хотя в Google ныне работает более 5000 сотрудников, она до сих пор характеризуется горизонтальной структурой управления. По словам экспертов, немногочисленность уровней менеджмента напоминают скорее о школе, чем о крупной компании. Впрочем, Джон Баттелл (John Battelle), автор одной из последних книг о Google, отмечает, что ряд сотрудников высказывает недовольство методами организации бизнеса, жалуясь на частые нестыковки и автократическое поведение менеджеров.

В последние годы в прессе и Интернет можно встретить высказывания о том, что этическое превосходство, на которое претендует Google, сходит на нет в условиях разрастания ее бизнеса и острой конкуренции с другими игроками отрасли, включая Microsoft (MSFT). Многим кажется сомнительным, что необычный принцип компании “не творить зла” способен выдержать давление духа коммерциализации, пронизывающего современное общество. В частности, сравнительно недавно Google подверглась критике за уступки правительству Китая, требовавшего фильтрации результатов поиска в соответствии с законами страны. Отвечая на обвинения в пособничестве цензуре, Брин признал, что компания была вынуждена пойти на компромисс. Разумеется, сказал он, Google могла бы поступить “вполне резонно”, заявив, что останется при своем принципе недопущения цензуры и не будет вести операции в Китае. Однако ее руководство выбрало “альтернативный путь”, что обеспечило жителям Китая возможность доступа к информации и пользования эффективными услугами Google. В настоящее время сайт Google пользуется популярностью среди 110 млн. китайских пользователей ПК.

Этика компании включает активную поддержку благотворительных проектов, на которые направляется  один процент прибыли. Около года назад создатели Google заявили, что в течение 20 лет сумма, потраченная на благотворительные проекты, достигнет $1 млрд. Прежде чем сделать это заявление, Брин отметил, что в данной области компания ставит перед собой не менее амбициозные задачи, чем в бизнесе. “Мы хотим быть смелыми, - сказал он, - мы хотим добиться крупных перемен”. Характерно, что цели, на которые тратятся деньги Google, отличаются поистине глобальным размахом, включая борьбу с нищетой и сохранение экологии земного шара.

В заключение стоит процитировать еще одно высказывание Сергея Брина, которое, пожалуй, коротко и ясно выражает его жизненное кредо: "очевидно, каждый хочет добиться успеха, но я хочу, чтобы обо мне думали как о крупном новаторе, человеке высоконравственном, заслуживающем доверия и, в конечном счете, принесшем в этот мир большие перемены."

Персоналии

Previous post Next post
Up