Все вы смотрели научно-фантастические фильмы, где
машины летают по воздуху, ведут хозяйство, дают умные советы… Полёты над дорогами я не обещаю, зато в некоторых странах скоро можно будет получить совет от… уличного фонаря!
Жители всех крупных городов сталкиваются с огромными пробками, превращающими дорогу от работы до дома в мучительное испытание. Водители десятков европейских городов с наибольшей загруженностью дорог в 2014 году потеряли в пробках в среднем по шестьдесят три часа каждый. Кроме того, в крупные города всегда тянется множество приезжих, увеличивающих и без того бешеный трафик.
Лучшие умы давно бьются над этой проблемой, но решение пришло с совершенно неожиданной стороны: помочь смогут уличные фонари. Не обыкновенные фонари, которые мы привыкли видеть на улицах. Это новый тип «умных» фонарей со встроенными сенсорами, способными собирать и обмениваться информацией. В конечном счёте, такие фонари смогут расширить спектр мер по управлению дорожным движением.
Современное LED-освещение, о котором идет речь, собирает и анализирует данные, основываясь на внешних факторах, включая интенсивность транспортного потока. «Умное» оборудование снабжает освещением только те участки дороги и только тогда, когда это действительно необходимо, и приглушает свет, когда он не требуется, сокращая расход энергии. Тут надо обязательно сказать, что и само светодиодное освещение при работе на полную мощность в десять раз экономичнее ламп накаливания.
Такая инфраструктура взаимосвязана и позволяет использовать данные о движении, чтобы помочь водителям избежать перегруженных улиц и предотвратить образование пробок на тех или иных участках. Это M2M - machine-to-machine, в глобальную систему под этим именем входят датчики и бортовые компьютеры автомобилей, счётчики на воду и электричество в квартирах, уличные видеокамеры, компьютерные системы и робототехника на заводах. Это настоящее общение между бесконечным множеством машин, на которое к 2019 году на долю будет приходиться 97% мирового мобильного трафика.
Такие разработки станут частью инфраструктуры «умных городов», где уличные фонари смогут «разговаривать» с машинами, а общественный транспорт будет направляться только на те остановки, где уже собралось некоторое количество ожидающих, помогая сократить скопления людей. Парковать автомобиль станет проще благодаря обмену информацией о наличии ближайших свободных парковочных мест в режиме реального времени. Часть автомобилей не будут нуждаться в водителе как в таковом - они станут
полностью автономными, над этим работает
Google,
Volvo и ряд других автоконцернов.
«Сенсорные технологии стали очень точными, - говорит Агостино Ренна, президент и главный исполнительный директор GE Lighting EMEA. - Сейчас у нас есть возможность общаться с разными машинами и с помощью разных машин. Обладая беспрецедентными вычислительными мощностями, с помощью аналитики и программного обеспечения мы можем добыть из данных массу полезной информации, которую уже преобразовать в решения и действия (будь то действия автоматические либо совершаемые людьми), которые, в конечном счёте, повышают производительность».
Однако LED-освещение - не единственное, что планируется сделать для повышения «IQ» городов. Следующие шаги в разработке будут направлены на развитие широкополосной связи в отдалённых районах, что позволит связать фонарные столбы с экосистемой
солнечных панелей, погодными датчиками и умными счётчиками. И всё это для того, чтобы создать действительно умную, устойчивую и экологичную систему освещения.
На недавнем круглом столе, организованном GE, участники поделились примерами внедрения системы «Умный город» в Копенгагене, Бристоле и Глазго. Они также подробно рассказали о шагах, которые были предприняты для ускорения достижения цели построения «умного города».
В Бристоле, например, городской совет в сотрудничестве с проектом «Город будущего» открыли доступ к базам данных, которые содержат информацию об управлении дорожным движением и землепользованием, что, в свою очередь, позволяет разработчикам создавать новые сервисы, которые помогут городу стать более удобным для жизни.
Вождение в будущем может стать совершенно иным, гораздо менее стрессовым, к тому же экологически чистым. Возможность избежать пробок на дорогах и информация о ближайших местах для парковки невероятно упростят жизнь автовладельцев. Не говоря уже о замене привычных нам автомобилей на электрические. Так, к примеру, команда GE работает в городе Сан-Диего, где устанавливает сеть заправок для подзарядки электромобилей, и дает возможность этому виду транспорта стать полномасштабной реальностью. Для водителей такого транспорта экономия средств на его обслуживание составит около 30%, при этом сократятся и выбросы углекислого газа в атмосферу.
Вообще у компании
GE очень хороший блог с отчетами о технологических инновациях и интересных проектах, за которыми интересно последить.