(no subject)

Nov 07, 2006 16:19


Что делать (не вопрос).
1. Ответить на вопрос "Нужно ли нам повышать уровень театра?"

Ответ, оказывается, неоднозначный. За все время пребывания в театре я практически не слышал конструктивных разговоров на эту тему. Все больше о том, кто какого числа какую роль сыграет, кто кому этого не позволит и кто на кого за что обиделся. Инициатива отсутствует. Настроения в основном пораженческие: "Мы же не профессиональный театр. Мы не можем себе позволить того или этого. У всех семья, работа, личные интересы, день рождения бабушки"
    Еще раз процитирую Ивана Кузьмина: "Чтобы получить сколько-нибудь заметный результат от занятий сценической речью, нужно работать ежедневно по несколько часов не менее полугода". Конечно, мы не можем себе этого позволить. Но почему мы позволяем себе не всегда добиваться того, чтобы каждое слово, произнесенное со сцены, можно было услышать и разобрать, чтобы оценки были точными - без этого смысл, заложенный режиссером, не дойдет до зрителя - чтобы труппа действовала слаженно, чтобы на это было легко и приятно смотреть?
    Да, у нас на "Годунове" проходили перестановки перед спектаклем (это, похоже, наш "потолок"). Но впечатление это оставляло гадостное - все галдят и грохочут сапогами. А я вспоминаю, как нас муштровали в детской студии - каждый взял по стулу, и выстраиваем композицию в полной тишине. Если хоть один стук будет, все разбираем и заново. И так до тех пор, пока не будет идеально. Зато на фестивале нас потом хвалили. Говорили, что из всех коллективов мы чище всех работаем. Мы гордились, мы знали, какая работа за этим стоит. А когда на выступлении конкурентов из кулис на сцену с грохотом вывалилась стопка стульев, сложенных друг на друга, смеялись - у нас такое было просто невозможно.
    Это я к чему говорю. Мне бывает приятно, когда меня хвалят, но лишь тогда, когда я знаю, что это результат работы, которая была мною проделана. А у нас даже Шеф порой признает, что для него загадка, как это после таких халтурных репетиций и прогонов, вдруг - хороший спектакль. Кто-то заболтался в курилке, в последний момент выскочил на сцену. Кто-то что-то забыл вынести. Спасибо, друг выручил, вынес. Ну, не туда. Ну, не то. У кого-то штаны на заднице треснули. За пол-часа до спектакля своих не нашел, пришлось одевать, какие попало. Кто-то в собственных двух ногах запутался. А зрители апплодируют, помидорами не кидаются, цветочки даже дарят. Вроде все нормально.
    В субботу я был на "Лекаре". Видел спектакль первый раз(!). Мне очень понравилось. Я тут последнее время много обидных вещей писал (думал еще больше), отчего пришел в некоторое уныние. Так вот, в субботу я себе настроение поправил на все сто. Сложно было похвалить кого-то по отдельности. На сцене работал настоящий актерский ансамбль. Интересные и смешные вещи рождались в результате именно совместных действий. На этот ансамбль работали все без исключения, никто не греб под себя. В зале была реально ощутимая атмосфера праздника. Да, такие спектакли нужны людям. На которых если и плачешь, то только от смеха. Чтобы после рабочей недели, после серой повседневности прийти и окунутся в эту атмосферу, получить свой кусочек тортика со свечкой. Они ведь свой субботний вечер на нас тратят, хотя могли бы в сотню других мест пойти. Сам факт такого выбора должен был бы преисполнить нас чувствами гордости и ответственности. По идее.
    Да, конечно, театру и зрителю нужны и комедии и трагедии. Просто комедий у нас в репертуаре осталось полторы штуки. И еще раз - чтобы они смотрелись легко, над ними надо работать тяжело. Пребывая в постоянном восторге от созерцания "Лекаря", я все ж таки пачками отмечал про себя маленькие огрехи, неувязочки, недотяги и неточности, которые меня всегда подмывает как-нибудь исправить. Т.е. мне всегда обидно, когда я знаю, какая классная штука здесь придумана, и вдруг она исполняется неточно. Зритель-то не знает (кто первый раз) и, возможно, даже не подозревает, что он чего-то недополучил. Но, согласитесь, это тоже самое, как в магазине покупателей обвешивать. Я немножечко соприкасался с торговлей и, смею вас уверить, у такого продавца тоже есть внутреннее моральное оправдание для таких махинаций и объяснения, почему иначе нельзя.
    Ведь проделана большая работа. Выучен текст(!), придуманы мизансцены, сшиты костюмы, за годы игры спектакля в нем появляется много интересных вещей, придуманных самими актерами. Это же достояние. Построен добротный дом. Надо только навести в нем порядок, кое что подремонтировать, да тараканов разогнать.
    Еще один довод (если их мало). При более высоком уровне театра выше вероятность того, что лодыри и тусовщики из театра будут уходить, а люди деятельные, талантливые, активные, заинтересованные в личном росте приходить и, что самое главное, оставаться.

2. "Как заинтересовать людей в работе над уровнем театра."
    Да, единого мощного порыва к такой работе не наблюдается. Но стрелятся по этому поводу не нужно. Лучше подумать, как бы народ в эту сторону сподвигнуть, простимулировать. Мне представляются здесь две вещи (лучше бы их было больше). Первая - это по возможности принимать участие в конкурсах, фестивалях. Там, где есть элемент соревнования. Вторая - получать критику на серьезном уровне. Для этого хорошо было бы, чтобы "Глагол" фигурировал в числе питерских театров во всевозможных афишках, "Досугах", на культурных сайтах. хотя бы там, где это можно сделать бесплатно.

3. "Над чем работать."
    Можно работать над уровнем спектаклей и над уровнем актеров. Первое вроде бы проще - провели ревизию, устранили неполадки. Второе гораздо сложнее. Сколько у нас приходило людей, готовых проводить занятия по сценической речи, пению и прочее. Никто на такие занятия не ходит. Так что это вопрос спорный и обсуждаемый. Вот хотя бы студийную работу наладить. Чтобы новички не сразу на сцену выходили, а после некоторой подготовки. Чтобы не просто - пришел, увидел, поиграл. Чтобы человек сам видел, что он чему-то научился и что-то узнал, для того чтобы на сцену выйти. Больше ценить будет право быть членом театра.
    Возможно, в светлом будущем студийную работу у нас будет проводить специальный человек. Чтобы еще одной пробоиной, которую Константин Валентинович затыкает своим телом, было меньше.
UPD. Побывал на общем сборе. По этому пункту, похоже, все налаживается

4. "Перестройка и ускорение."
    Вот уже много лет театр растет вширь. При этом есть опасность, что внутри может образовыватся пустота, вакуум. Можно вообще превратиться в мыльный пузырь.
    Другая сторона этой медали заключается в том, что при таком разрастании театром становится сложно управлять. Даже если захочешь что-нибудь сделать, уткнешься в полную невозможность. А эти разведения руками и беспомощное "видно, ничего не поделаешь" очень вредны. Совсем не тот настрой рождают. Всегда лучше посмотреть немного под другим углом и найти решение проблемы.
    Мне кажется, театру нужна перестройка, реконструкция, организация процесса. Какая именно? У нас же есть успешные и талантливые руководители. Один Вайнзихер чего стоит. Можно у них взять консультацию. Как все это организовать получше. Можно и самим покумекать. Всегда полезно представить себе, как бы оно могло выглядеть в идеале. Например, приходит Шеф в театр и говорит: "Мне нужно то-то и то-то". Говорит не на общем сборе, неизбежно добавляя, потупив глаза: "Кто это сделает? Понятно. Значит опять я сам". А говорит всего навсего одному человеку (как его правильно назвать - администратор, организатор, координатор?) и всего один раз. А тот уже, в свою очередь, выясняет, сколько для этого нужно человек и вызывает конкретных людей на конкретный день. Есть у нас люди, которые ходят на хозработы добровольно. Есть те, которые не могут в силу разных работ-детей и прочее. А есть те, которые и пришли бы, но их на это надо сорганизовать. А этим сейчас заниматься некому.
    Хорошо бы принять некоторые обязательства. Если ты играешь в спектакле - должен ходить на репетиции. Если состоишь в театре - должен хотя бы один-два трудодня в сезон отработать. Вот вам и трудовой ресурс, которым координатор может манипулировать. Я не за то, чтобы устанавливать графики дежурств и следить, чтобы все поровну. Я за то, чтобы от каждого - по способностям-желанию. Но такая минимальная повинность все ж таки была бы полезна. Должен же человек из списка театра чем-то отличатся от всего остального населения планеты? :)
    Смысл этих реформ должен быть в том, чтобы нам в итоге легче было бы работать, меньше времени тратить на всякую шелуху. В первую очередь - освободить Шефа от всяких организационно-хозяйтвенных вещей. Была еще мысль, чтобы часть репетиций старых спектаклей могли другие люди проводить. Скажете - у нас нету таких? Неправда, просто не пробовали даже. Был же опыт постановки "Серенады", например. А если нету, то надо воспитывать в своей среде. Можно, например, устроить ежегодный конкурс самостоятельных работ. Чтобы у каждой работы, помимо актеров, был режиссер, не занятый в ее действии.

театр, мысли

Previous post Next post
Up